Виды упоров в гимнастике. Висы (простые)
Методические указания к выполнению упражнений в висах и упорах
Упражнения в висах и упорах необходимо выполнять сериями по 4-6 упражнений поочередно и каждую серию повторять по 2-3 раза. Такая дозировка нужна по той причине, что выполнение отдельного упражнения в висе и упоре по длительности кратковременно и не требует больших энерготрат, и в результате тренирующее воздействие не приносит положительного эффекта.
При выполнении же этих упражнений сериями с повторениями их по нескольку раз длительность двигательной деятельности повышается до 50-60 сек., нагрузка существенно увеличивается, пульсовая стоимость достигает 130 и более уд /мин. А при проведении упражнений в висах и упорах поточным способами игровым методом интенсивность их еще более повышается и достигает уровня с пульсовой стоимостью до 150-160 уд/мин. Такая нагрузка отвечает тем необходимым требованиям, которые предъявляются к организму занимающихся и создают условия перестройки структуры скелетных мышц и их механизмов не только аэробного, но и анаэробного энергообеспечения. Этим достигается тренировочное воздействие на отдельные мышечные группы и на весь организм в целом. Данный способ - наиболее простой и доступный для повышения эффективности упражнений в висах и упорах.
Все упражнения в висах и упорах надо выполнять с четкой фиксацией каждой позы по 3-6 сек. с обязательным соблюдением правильной осанки, в строго гимнастическом стиле, красиво и легко. Небрежное выполнение этих упражнений, особенно на этапе разучивания, недопустимо.
Обучение упражнениям в висах и упорах осуществляется методами показа, рассказа, практического выполнения с использованием приемов в фиксации позы, страховки и самостраховки, оказания помощи друг другу. При разучивании простых упражнений, связанных с принятием и удержанием поз, как правило, используется сменный способ организации занятий, где одна часть учащихся выполняет упражнения, а другая контролирует выполнение и помогает товарищам. Учителю обычно достаточно лишь подсказать ребятам последовательность упражнений в сериях и количество их повторений. При подборе упражнений в серии необходимо, чтобы упражнения были эквивалентны по сложности, а переходы от одного к другому выполнялись легко, без задержек.
Висы и упоры на уроках физической культуры
девочек. Они интересные и полезные упражнения. Во-первых, упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения(горизонтальные, наклонные, головой вниз) и перемещения тела с использованием гимнастических снарядов массового типа.
Во-вторых, эти упражнения богаты различными сочетаниями положений (поз) и движений, выполняемых как в быстром, так и в медленном темпе, а также с удержанием поз, что дает возможность оказывать благотворное влияние на двигательную функцию занимающихся.
В-третьих, упражнения в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связано с тоническим режимом работы нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего поддержании позы или положения частей тела. При этой форме деятельности мышцы не возбуждаются целиком в каждый данный момент, одни двигательные их единицы возбуждаются, другие отдыхают. Тонические сокращения мышц при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньше энерготрат, чем мышечные сокращения, имеющие фазный характер.
Специфика данных упражнений дает возможность оказывать общее воздействие на растущий организм ученика и гармонически развивать все части тела, а также статическую силу. Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удерживанием тела, с сохранением правильной осанки. Понятно, что для сохранения правильной осанки нужна хорошая координационная работа мышц и их статическая силовая выносливость. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, создают благоприятные условия для формировании правильной осанки. Перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела (горизонтальное наклонное, наклонное, вертикальное, головой вниз) оказывает тренирующее воздействие на внутренние органы. Так, они влияют на работу сердечно -сосудистой и дыхательной систем, а также на вестибулярную устойчивость, воспитание умения сохранять ориентировку при необычных положениях тела. Кроме того, при выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают навыком выполнять различные перемещения тела в пространстве с разной скоростью, что дает возможность вырабатывать дифференцировки пространственной и временной точности движений.
Умение Выполнять упражнения в висах и упорах легко, красиво и точно в заданных пространственных и временных параметрах имеет большое значение для формирования умений управлять своими движениями.
Организации занятий при обучении упражнениям в висах и упорах.
Сравнительно небольшая продолжительность урока (45 мин) требует экономного и рационного использования времени. Занятия проходят наиболее успешно при применении фронтального, группового, поточного способов, а также игрового метода.
Фронтальный способ организации занятий позволяет выполнять упражнения всем учащимся одновременно. Это один из продуктивных способов организации занятий, при котором коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают детей к согласованным действиям, умению выполнять физические упражнения всем вместе. Этим способом можно выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастической стене скамейках, на снарядах массового типа.
Групповой способ организации занятий позволяет классу разделиться на несколько групп(отделений) и под руководством учителя(его помощника) по отделениям одновременно выполнять упражнения. Для этих целей в школьных спортивных залах, на площадках используем лестницы, гимнастические стенки, катаны, гимнастические скамейки с крючками, бревна низкие и т.д.
Упражнения в висах и упорах в Гимнастике предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек.
7. Польза от висов и упоров
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Висы на перекладине
На высокой перекладине это положение является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
Размахивания в висе
Серии махов вперёд-назад. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:
1) в крайней точке маха назад - прямое или даже слегка согнутое в тазобедренных суставах положение;
2) в вертикальном положении - прямое, как в висе, положение туловища;
3) в крайней точке маха вперёд - слегка согнутое, как на махе назад, положение.
Голова всё время удерживается между руками. Отведение её назад является ошибкой, которую необходимо устранить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Упражнения в висах и упорах
Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.
Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.
Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) – положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата. Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).
Висы смешанные (см. рис. 179). Смешанный вис – это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.
Вис стоя – стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.
Вис стоя сзади – то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.
Вис стоя согнувшись – занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.
Вис присев сзади – присед спиной к снаряду.
Вис лежа – положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.
Вис лежа сзади – то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.
Вис лежа справа (слева) – вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.
Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.
Вис на левой (правой) – вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.
Висы простые.
Вис – положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.
Вис с согнутыми ногами – из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).
Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.
Вис согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.
Вис прогнувшись – учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.
Вис углом – положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.
Вис сзади – положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.
Вис на согнутых ногах.
Упоры простые.
Упор – положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.
Упор на предплечьях – положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.
Упор на руках – положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.
Упор углом – положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.
Упор правой – положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.
Примерные упражнения в висах и упорах:
1. Из виса стоя переход в вис присев (приседанием).
2. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади (приседанием).
3. Из виса присев переход в вис лежа ноги сзади поочередным выставлением ног.
4. Из виса присев, поднимая ноги, переход в вис согнувшись.
5. Из виса присев толчком с перемахом правой переход в вис на правой.
6. Из виса правой (левой), согнув ногу, перемахом согнуть левую (правую) переход в вис согнувшись сзади.
7. Из виса согнувшись сзади переход в вис прогнувшись сзади.
8. Из виса правой, согнув ногу, переход в вис прогнувшись правой.
9. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади, переход в вис согнувшись сзади, переход в вис согнувшись спереди (перемахом согнув ноги), опуская ноги в вис лежа, переступая в вис стоя.
10. Из упора переход в упор правой перемахом ноги вперед.
11. Из упора правой переход в упор сзади, перемахом ноги вперед.
12. Из упора сзади переход в упор поочередным перемахом ног.
13. Из упора правой переход в упор поворотом кругом.
14. Из упора правой (левой) разным хватом переход в упор поворотом плечом вперед и назад и т. д.
Подъемы, спады, обороты (рис. 180-181).
В этом разделе приведены простейшие подъемы, спады и обороты, доступные для массового обучения школьников.
Подъем правой (левой) согнув ногу выполняется из виса правой (левой), согнув ногу, сгибая свободную ногу вверх и вперед с последующим махом вниз-назад и нажимая прямыми руками на перекладину, подать плечи вперед и, разгибая опорную ногу, выйти в упор правой (левой).
Подъем переворотом выполняется из виса стоя согнув руки толчком одной и махом другой. Удерживая руки в согнутом положении, отвести ногу назад, затем махом вперед одной и толчком другой, сгибаясь в тазобедренных суставах, соединяя обе ноги, послать их вперед-вверх до касания перекладины животом. Далее, поднимая голову и выпрямляя руки, разогнуться, принять положение упора.
По мере освоения этого способа приступают к разучиванию подъема переворотом-толчком двух и далее из виса силой.
Подъем правой выполняется из виса стоя, из виса углом с прыжка из размахивания в висе, после спада из упора правой и из упора. Выполняя подъем правой из виса стоя, следует отвести ногу назад, затем махом свободной ноги перейти в вис углом. Пройдя вертикаль, оттолкнуться от пола поочередно ногами, сгибаясь, поднося ноги к перекладине, перемахом одной, перейти в вис согнувшись правой, сделать небольшую паузу и, пройдя назад вертикаль, энергично разогнуться в тазобедренных суставах, направив ноги вперед-вверх, надавить одновременно прямыми руками на гриф перекладины и перейти в упор верхом. Также выполняется подъем левой.
Подъем силой поочередно – из виса подтянуться до предела и рывком перевести одну руку в упор. Перемещая вес тела на руку в упоре, перевести другую руку в упор, выпрямить руки и принять положение упора.
Спад назад из упора в вис согнувшись начинается с движения плечами назад. При начальном движении таз следует удерживать у перекладины. Пройдя ногами вертикаль, следует согнуться в тазобедренных суставах, носки ног у перекладины, руки прямые.
Оборот вперед правой (левой) выполняется из положения хватом снизу. Приподнимаясь на руках, делается одновременное движение вперед ногой и плечами (шаговое движение), руки прямые, при завершении оборота следует разогнуться, подавая ногу вперед.
Оборот назад правой (левой) выполняется из положения в упоре правой (левой). Приподнимаясь на руках, отвести ногу (находящуюся сзади) назад. Оборот начинается активным движением плеч назад (тело прямое) с последующим махом ногой, находящейся сзади вперед. Оборот заканчивается движением головы и плеч назад-вверх и одновременно перехватом кистей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.
Простые висы
1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него.
2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него.
Смешанные висы
1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры
2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата.
5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Простые упоры
1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.
Упоры и их классификация
Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Классификация:
1. Простые упоры - положения с опорой только руками.
2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающегося на гимнастических снарядах. Эти упражнения доступны детям с 7-летнего возраста.
Различные сочетания положений (поз) и движений в висах и упорах выполняются в тоническом, изометрическом и ауксотони-ческом режимах, что позволяет оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и решать самые различные
Общее воздействие. Принятие различных положений в. смешанных висах, упорах и седах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Упражнения в висах и упорах оказывают общее воздействие, гармонически развивают все физические качества, особенно статическую силу. Кроме того, перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Тренирующее воздействие на внутренние органы. Различные положения тела занимающихся (горизонтальные, наклонные и вертикальные-головой вниз) влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия, поэтому упражнения в висах и упорах полезны для трениров-
ки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и воспитания умения сохранять хорошую ориентировку в необычных положениях тела.
Формирование осанки. Выполнение упражнений в висах, упорах и седах связано с удержанием равновесия тела на снаряде и сохранением правильной осанки, что требует от занимающегося умения хорошо координировать работу многих мышечных групп.
Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах, упорах и седах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, и их способность перераспределять тонус мышц создают благоприятные условия для сохранения равновесия тела и удержания определенных положений.
Регулярное выполнение хорошо отработанных упражнений в висах, упорах и седах на различных гимнастических снарядах является эффективным средством формирования правильной осанки.
Выработка дифференцировок пространства, времени и степени мышечных усилий. При выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают умением выполнять различные перемещения тела в пространстве с различной скоростью и с разным характером мышечных усилий. Чтобы научить занимающихся оценивать свои движения и управлять ими, нужно предлагать специальные задания. При выполнении упражнений в висе или упоре лежа можно давать задание оценивать угол наклона тела или угол сгибания тела, а при сгибании рук или туловища - определять время, затрачиваемое на выполнение этих действий, и характер мышечных усилий (выполнять движения быстро и медленно с максимальными и минимальными мышечными напряжениями).
В выполнении любых движений принимают участие все органы чувств: зрение, слух, мышечная, кожная и вестибулярная чувствительность. Особое место в управлении движениями занимает мышечное чувство. «Роль мышечного чувства,- пишет проф. А. Н. Крестовников,- чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве» *.
Однако следует учитывать, что умение оценивать движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий возможно только при выполнении специальных упражнений, какими являются упражнения в висах, упорах и седах на гимнастических снарядах. Для формирования первоначальных умений управлять ■ своими движениями можно использовать следующие упражнения:
1. Принять положение виса лежа так, чтобы угол наклона тела по отношению к полу (рис. 97) был равен 45°. Определить точность выполнения задания может учитель или один из учащихся, который, стоя сбоку, зрительно измеряет угол наклона тела по
*А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражнений. М., ФиС, 1951, стр. 64.
Градуированной шкале, на фоне которой выполняется упражнение. Срочная информация о величине ошибки дает возможность занимающемуся сравнить возникшие у него мышечные ощущения от выполненного действия с полученными результатами и исправить ошибку. Повторяя это задание, занимающиеся достигают высокой точности движений.
2. То же, но выполнить вис лежа под углом 35 и 25°.
3. То же, но принять положение виса лежа и определить угол наклона тела.
4. Принять положение виса лежа и согнуться в тазобедренных суставах на заданный угол (150, 120, 90°; рис. 98).
5. Из виса лежа ноги назад (рис. 99) прогнуться на 200 и 210°. Путем срочной информации о степени прогибания выработать диф-ференцировку степени прогибания на 200 и 210°.
6. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке, прогибание тела на 200 и 210° и сгибание его на 90 и 150°.
7. То же, но выполнять упражнения медленно (на 3-4 счета)^ и быстро (на 1 счет) и по сигналу (хлопок).
ных групп мышц и регулирования их напряжения. Обучать этим действиям удобно в процессе выполнения упражнений в висах и упорах.
Классификация упражнений
Висы и упоры относятся к наиболее простым статическим и силовым упражнениям.
Статические упражнения - это неподвижные положения в смешанных и простых висах, упорах и седах, выполняемых на гимнастических снарядах, стенке, лестнице, канате.
Статические упражнения в смешанных висах
Вис стоя - наклонное положение тела стоя при хвате руками за снаряд (рис. 100), туловище и ноги выпрямлены, голова прямо, как при стойке «смирно».
Вис стоя согнувшись - в висе стоя тело согнуто, спина прямая, голова отведена назад (рис. 101).
1. Вис (рис. 129). Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плечевого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале положение виса изучают на гимнастической стенке, где упражнение могут выполнять одновременно 10-15 человек. Вис можно
выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выполнении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке - грудью, животом, бедрами и носками.
2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и кратковременно зафиксировать это положение.
3. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.
Начиная со II класса, ученики общеобразовательной школы должны выполнять нормативы по физической подготовленности в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на перекладине из виса, а девочки из виса лежа. Так как принятие нормативов является своеобразным тестированием, то при этом необходимо придерживаться определенных требований к выполнению этих упражнений.
Подтягивание из виса на перекладине (мальчики)
Техника выполнения. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми.
Требования к уровню физической подготовленности: 4 раза и больше - высокий; 2-3 раза - средний; 1 раз - низкий.
Подтягивание из виса лежа (девочки)
Техника выполнения. Выполняется на низкой перекладине или н/ж брусьев разной высоты. Ученица берется за перекладину хватом сверху, при этом перекладина должна находиться на уровне подложечной ямы, затем, постепенно переставляя ноги вперед и оставляя руки согнутыми, выпрямляет полностью тело. После этого разгибает руки, причем стопы остаются на месте, ноги слегка согнуты в коленях. Подтягивание считается выполненным, если подбородок поднимается до уровня кистей.
Требования к уровню физической подготовленности: 12 раз и больше - высокий; 4 раза - средний; 2 раза - низкий.
В целях подготовки к выполнению нормативов целесообразно на уроках выполнять подтягивания из виса лежа согнувшись на перекладине и из седа ноги врозь на канате, а также в висе с помощью. Определенный эффект в этом плане дают упражнения в уступающем режиме. Например, из виса на согнутых руках медленное возвращение в вис или в вис стоя, толчком ног снова вис на согнутых руках и возвращение в и. п. Для укрепления мышц брюшного пресса рекомендуется выполнять сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.
Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)
Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 132) можно выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положением уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим скамейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.
Упор стоя на коленях (рис. 133) или упор стоя на одном колене, другую ногу назад (рис. 134).
Упор лежа (рис. 135) может выполняться на полу, гимнастической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.
Упор лежа сзади (рис. 136) выполняется из упора сидя сза-
ди спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и выпрямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант - на полу.
5. Упор лежа боком (рис. 137) выполняется на полу, на гимнастической скамейке, бревне, коне.
Упор стоя (рис. 138) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стенка, конь, козел, бревно).
Упоры (рис. 139) выполняются на коне, козле, бревне. В отличие от смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления упражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующие связки.
Упражнения в смешанных висах
Вис стоя - вис присев.
Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя на согнутых руках.
Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа.
Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя - вис стоя на согнутых руках.
Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.
Упражнения в смешанных упорах
Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя.
Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая ноги, сед на пятках - упор лежа.
Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - поочередное переставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, руки на скамейке - обратное движение ног - упор лежа.
Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - толчок двумя - упор присев, ноги на полу перед скамейкой, руки на скамейке - толчок двумя - упор лежа.
Упражнения в смешанных висах и упорах
1. Упор стоя, руки на уровне груди - вис присев - упор стоя.
2. Упор стоя, руки на уровне груди - упор стоя согнув шись - упор присев - упор стоя.
Вис - положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.). .
Вис присев - смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры. Например: на брусьях разной высоты.
Вис прогнувшись - вис, при котором выпрямленное или слегка согнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
Простой вис - положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
Смешанный вис - положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол другой частью тела.
Вис сзади - вис на отведенных назад руках.
Вис согнувшись - вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
Вис стоя - смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
Вис стоя сзади - смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под места хвата.
Вис лежа - смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.
Вис на правой (левой) - смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад..
На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом..
Упор - положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.Различают упоры простые и смешанные. В простых - одна точка опоры, а в сложных - две точки опоры или более. .
Упор боком - положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
Упор верхом - ноги врозь правой (левой).
Горизонтальный упор - упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находиться в горизонтальном положении.
Упор кольцом - положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
Упор лежа - положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
Упор лежа на бедрах - положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
Упор на коленях - положение стоя на коленях с опорой руками.
Упор на предплечьях - положение с опорой на предплечья.
Упор на руках - положение на брусьях с опорой на руки по всей длине.
Упор на руках согнувшись - упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
Упор ноги врозь вне - упор с прямыми широко разведенными горизонтально ногами, расположенными за руками.
Упор ноги врозь правой (левой) - положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
Упор присев - положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
Разный упор - 1)Положение на женских брусьях, когда одна рука находиться в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2) Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.
Упор сзади - 1)Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2) Положение в упоре, когда снаряд находиться за телом.
Упор спереди - 1)Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2)Положение в упоре, когда снаряд находиться перед телом.
Упор стоя ноги врозь - упор с прямыми разведенными ногами.
Упор стоя согнувшись - стоя наклон вперед с опорой руками. .
Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса. .
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) -- положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые специалисту по физической культуре, и не включает термины, используемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастерства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медленный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тематические группы.
ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ
Общие понятия
ЭЛЕМЕНТ - кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
СОЕДИНЕНИЕ - совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.
КОМБИНАЦИЯ - совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.
Характеристики движений
ОДНОИМЕННЫЕ - движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности - правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом - это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.
РАЗНОИМЕННЫЕ - движения, противоположные: по направлению стороне конечности - правой влево или левой вправо; с разноименным поворотом - это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.
ПООЧЕРЕДНЫЕ - движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ - движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
ОДНОВРЕМЕННЫЕ - движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.
Предлоги
на - указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;
в - указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;
с - ставится между элементами, выполняемыми одновременно.
СОЮЗ «и» - ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.
Группы элементов
УПОРЫ ПРОСТЫЕ - выполняются опорой только руками.
УПОРЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются: с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела - руками (рукой), согнутыми ногами, носками.
ВИСЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.
ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ - выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ - выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.
Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.
КОНКРЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ
Основные
БЕГ - передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага - см. Шаг: мягкий - с безопорной фазой и более эластично; перекатный - с безопорной фазой и более эластично; пружинный - состоит из ряда подскоков с поочередными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, носки оттянуты; острый - выполняется менее резко, свободная нога выносится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий - маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.
ВИС - положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.
ВОЛНА - целостное движение с последовательным выведением вперед и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (руками).
ВСКОК - прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.
ВХОД - из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.
ВЫКРУТ - переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.
ВЫХОД - из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.
ГРУППИРОВКА - положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.
ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ - выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.
КАЧ - колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.
КРУГ - а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над снарядом или полом.
КУВЫРОК - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
КУРБЕТ* - прыжок с рук на ноги.
МАХ - движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание - несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных направлениях; взмах - быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и. п.; отмах - махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах - движение ногой или ногами над полом или снарядом.
МОСТ - максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).
МОСТ* - выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.
НАКЛОН - отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий - выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь - выполняется с касанием пола руками (рукой).
ОБОРОТ - круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.
ОПУСКАНИЕ - спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).
ПЕРЕКАТ - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).
ПЕРЕВОРОТ - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-
вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.
ПЕРЕЛЕТ - перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.
ПЕРЕСКОК - а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.
ПЕРЕХОД - перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).
ПОВОРОТ - движение тела вокруг своей продольной оси; П. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота - поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.
ПОДСКОК - небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.
ПОДЪЕМ - переход в упор из виса или более низкого упора.
ПРИСЕД - положение на согнутых ногах опорой на носках; полуприсед - положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев - сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.
ПРЫЖОК - свободный полет после толчка ногами или одной ногой.
РАВНОВЕСИЕ - стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.
РОНДАТ - переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.
САЛЬТО - безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук.
СЕД - положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя - смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.
СКРЕЩЕНИЕ - два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. - выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. - выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).
СОСКОК - спрыгивание со снаряда.
СПАД - переход из упора в вис или более низкий упор.
СТОЙКА - а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.
УПОР - положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.
УПОР - вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками
ХВАТ - способ держания за снаряд; перехват - изменение X .
ШАГ - перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. - означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий - с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в вертикальной плоскости; перекатный - с носка, при выносе другой ноги вперед опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный - как перекат-
ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый - с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий - с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной - с носка одной ногой и приставлением другой; переменный - сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий - скользящим движением выставляемой ноги.
ШПАГАТ* - сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой) - указана нога, находящаяся впереди.
Дополнительные
Основные положения рук
ВПЕРЕД
ВВЕРХ
ВНИЗ (в и. п. не указывается)
НАЗАД (до отказа)
ВПРАВО или ВЛЕВО
В СТОРОНЫ
Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения
(ДУГАМИ) ВПЕРЕД - см. также правила сокращений
(ДУГАМИ) КВЕРХУ
(ДУГАМИ) КНИЗУ
(ДУГАМИ) НАЗАД
(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО
(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ
ДУГОЙ - а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продолжающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде - движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из нижней точки.
ВНЕ - а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.
ВНУТРИ - а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) положение гимнаста внутри брусьев или лестницы.
ПРОДОЛЬНО - плечевая ось параллельна оси снаряда.
ПОПЕРЕК - плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.
СТОЯ - а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).
ЛЕЖА - положение, при котором гимнаст находится в горизонтальном состоянии или ближе к горизонтальному.
СИДЯ - положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).
СПЕРЕДИ - лицом или передней поверхностью туловища к удерживаемому снаряду или опоре.
СЗАДИ - спиной к удерживаемому снаряду или опоре.
БОКОМ - указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.
ПРОГНУВШИСЬ - прямое туловище, слегка отведенные назад плечи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предусмотрено техникой исполнения).
СОГНУВШИСЬ - тело согнуто в тазобедренных суставах почти максимально.
УГЛОМ - прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.
ВЫСОКИМ углом - прямые ноги максимально приведены к туловищу и находятся в положении, близком к вертикальному.
С ЗАХВАТОМ - прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.
МАХОМ - выполняется за счет инерции движения гимнаста.
СИЛОЙ - выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимнаста.
РАЗГИБОМ - выполняется за счет ускоренного разгибания в тазобедренных суставах.
ПЕРЕВОРОТОМ - выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).
ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») - а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.
НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опорой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).
ДВУМЯ (устар. «вперед») - характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.
ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).
УЗКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги расставлены в стойке вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.
ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке широко разведены в стороны.
КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса
Общие задачи урока
Образовательные
Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).
Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).
Совершенствовать выполнение изученных акробатических элементов в комбинации (мальчики, девочки).
Оздоровительные
Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.
Воспитательные
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.
Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:
гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.
434
436
Введение 3
Часть первая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ 5
Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина 5
Задачи и методические особенности гимнастики 5
Классификация видов гимнастики 8
Оздоровительные виды гимнастики 9
Образовательно-развивающие виды гимнастики 11
Спортивные виды гимнастики 13
1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая
и научная
дисциплина 14
Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики 16
Закономерности развития гимнастики 16
Гимнастика у древних народов 17
Гимнастика в Средневековье 24
Гимнастика в эпоху Возрождения 25
Гимнастика в Новое время 27
Возникновение национальных систем гимнастики 29
Развитие гимнастики во второй половине XIX - начале XX века 34
Гимнастика в дореволюционной России 36
Развитие гимнастики в России после 1917 г 43
2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики 54
Глава 3. Терминология гимнастики 56
Характеристика гимнастической терминологии 56
Правила гимнастической терминологии..57
Способы образования терминов 57
Правила применения терминов 58
Правила сокращения (опускание отдельных терминов) 59
3.3. Запись гимнастических упражнений 60
Формы и типы записи упражнений 60
Текстовая запись конкретных упражнений 62
3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений 64
3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений
без предмета 64
Положения и движения звеньев тела 67
Запись общеразвивающих упражнений
с предметами 71
3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных,
акробатических и художественной гимнастики 73
Запись упражнений на гимнастических снарядах....73
Упражнения на гимнастической стенке,
скамейке и в парах 75
Запись акробатических упражнений 78
Запись вольных упражнений 80
Запись упражнений художественной гимнастики....81
Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике 83
Причины травматизма и способы его предупреждения 83
Характеристика травм на занятиях по гимнастике
и их профилактика 86
Требования к местам проведения занятий 87
Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма 90
Обучение приемам страховки и помощи 92
Врачебный контроль и самоконтроль 93
Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений 96
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе 96
Статические упражнения 101
Динамические упражнения 104
Основные понятия и законы динамики 106
Отталкивание и приземление 107
Реактивное движение и реактивная сила
(реакция опоры), хлестовое движение ПО
Вращательные движения 112
Маховые упражнения 116
Силовые упражнения 119
5.4. Общие правила анализа техники
исполнения
гимнастических упражнений 120
Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям 121
Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям 121
Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов 124
Обучение гимнастическим упражнениям 135
Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления 136
Разучивание упражнения 143
Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения 145
6.4. Практическая реализация принципов дидактики
при обучении упражнениям 146
6.5. Методы, приемы и условия успешного
обучения
гимнастическим упражнениям: 148
Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки
и их оборудование 153
Физкультурные залы и их оборудование 153
Многокомплексные гимнастические снаряды 157
Гимнастические площадки и их оборудование 159
Технические средства, используемые на занятиях
по гимнастике в общеобразовательной школе 161
Глава 8. Научная работа по гимнастике 163
Научная работа учителя физической культуры 163
Гимнастика как научная дисциплина 164
Вопросы гимнастики, требующие исследований 165
Выбор темы для исследования 169
Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170
Гипотеза 174
Цель и задачи исследования 180
Методы исследования 180
Анализ и обобщение опыта передовой практики
и литературных данных 181
Педагогическое наблюдение 183
Анкетирование, интервью, беседа 185
Индуктивный и дедуктивный методы 186
Педагогический эксперимент 186
Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования 188
Оформление научного труда 190
Требования, предъявляемые к языку и стилю 192
Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ 195
Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные
упражнения 195
Строевые упражнения 195
Общеразвивающие упражнения 204
Прикладные упражнения 210
Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья 223
Вольные упражнения 223
Упражнения на коне 229
Упражнения на кольцах 235
Опорные прыжки 245
Упражнения на брусьях 257
Упражнения на перекладине 270
Упражнения на брусьях разной высоты 282
10.8. Упражнения на гимнастическом бревне
Глава 11. Акробатические упражнения 293
Характеристика и назначение акробатических упражнений 293
Обучение основным акробатическим упражнениям 296
Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики 310
Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики 310
Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики 319
Составление комплексов упражнений 324
Формы проведения занятий 328
Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике 330
Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики 334
Часть третья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ГИМНАСТИКОЙ 339
Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе 339
15.1. Урок гимнастики в школе 339
Основные задачи урока 339
Общие требования к уроку 340
Подготовительная часть урока 342
Основная часть урока 346
Заключительная часть урока 349
Организация учебного труда на уроке 350
Организация урока и способы управления занимающимися 351
Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп...354
Массовые гимнастические выступления 357
Глава 16. Прогнозирование способностей
гимнастов и методика отбора
детей
для занятий гимнастикой со
спортивной
направленностью
360
16.1. Требования гимнастики как вида спорта
к способностям занимающихся 360
Изучение и развитие способностей у гимнастов 361
Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой
со спортивной направленностью 382
Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов 385
Спортивная тренировка 385
Этапы спортивной тренировки 387
17.2.1. Начальная спортивная тренировка 388
Начальная специализированная тренировка 389
Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет 390
Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов 392
Принципы спортивной тренировки гимнастов 396
Путь к высокому спортивному мастерству 397
Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике 398
Структура тренировочного процесса 399
Учет результатов учебно-тренировочной работы 403
Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике 403
Педагогическое и агитационное значение соревнований 403
Виды и характеристика соревнований 405
Документы, необходимые для проведения соревнований 406
Состав и работа судейской коллегии
на соревнованиях 412
Подготовка и проведение соревнований 413
Судейство соревнований 414
Особенности проведения массовых соревнований 416
Подготовка судей по гимнастике 418
Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры,