Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Особенности лыжных походов на крайнем севере. Обеспечение безопасности в походе Сообщение о лыжных походах

Для участия в лыжном походе необходимо хорошо готовиться. Эта подготовка должна обеспечивать надёжную защиту от воздействия опасных факторов окружающей природной среды. К этим факторам относятся короткий световой день, низкая температура воздуха, глубокий снег, снегопад, метель, пронизывающий ветер (схема 15).

Главным в подготовке к лыжным походам являются систематические тренировки. Эти тренировки укрепляют здоровье, повышают выносливость, закаливают организм. Они помогают туристу-лыжнику научиться правильно подбирать одежду и лыжи, оценивать и распределять свои силы

Схема 15
Опасные факторы, воздействующие на участника лыжного похода

Одежда и обувь для похода должны быть лёгкими, тёплыми, непромокаемыми и не стеснять движений. Обычно это нательная рубашка из шерстяной ткани, свитер плотной вязки, штормовка (куртка с капюшоном и брюки), рукавицы и шерстяная шапочка. Лыжные ботинки должны иметь стельку из войлока и позволять одновременно надеть простые и шерстяные носки.

Лыжи для похода нужны туристские. Они несколько шире и короче беговых.

Индивидуальное и групповое снаряжение туристы подбирают в зависимости от конкретных условий похода. В состав группового снаряжения могут входить походная печка и топливо (например, сухой спирт).

Скорость движения лыжников обычно не превышает 3-4 км/ч. По проложенной лыжне первым идёт турист, умеющий выдерживать заданный темп движения. По целине впереди идут наиболее сильные лыжники, сменяя друг друга. Расстояние между туристами в ясную погоду должно быть 8-10 м, а при ограниченной видимости - примерно 4 м.

    Запомните: особую осторожность надо соблюдать при движении через реку, озеро, ручей, болото.

Водные походы

Водные походы являются одним из наиболее сложных видов туризма. Они требуют от участников высокой дисциплины и исполнительности, специальных знаний, умений и навыков.

Чаще всего для водного туризма используют лёгкие гребные суда: байдарки, катамараны, надувные лодки.

В походе необходимо соблюдать правила безопасности:

  • документы и деньги следует уложить в непромокаемый пакет, который держать при себе;
  • спички, сухой спирт нужно хранить в пластмассовых или металлических ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками;
  • палатки, спальные принадлежности, запасная одежда и бельё, продукты питания должны быть в полиэтиленовых мешках;
  • спасательные круга должны быть готовы к применению, а спасательные жилеты надеты на участников похода;
  • при посадке не разрешается запрыгивать в лодку, надо заходить на неё с кормы и сразу занимать своё место;
  • на маршруте лодка должна находиться на расстоянии зрительной и голосовой связи от лодок, двигающихся впереди и сзади;
  • при движении следует соблюдать тишину: любой крик на воде должен означать только одно - «Терпим бедствие!»;
  • место для ночлега или большого привала должно соответствовать основным требованиям, указанным в § 11; берег должен быть удобным для причаливания и высадки.

    Запомните: не следует устраивать лагерь на острове - вода может подняться и затопить его.

Велосипедные походы

Для велосипедных путешествий целесообразно выбирать дороги местного значения с асфальтовым или гравийно-песчаным покрытием.

В состав туристской группы, как правило, входит 4-6 человек. Все они должны быть не моложе 14 лет. Каждый велосипедист должен знать и выполнять Правила дорожного движения, хорошо уметь ездить на велосипеде и содержать его в исправном состоянии. Очень важно иметь средства обеспечения безопасности. Это шлем для защиты головы, наколенники и перчатки.

Для велосипедного туризма пригодны дорожные и спортивные велосипеды. Причём спортивные лучше использовать на дорогах с твёрдым покрытием (бетонных и асфальтовых).

Одежда велотуриста должна соответствовать сезону и быть удобной для передвижения на велосипеде. На случай холодной погоды надо иметь шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовку.

В составе группового снаряжения, кроме вещей, необходимых в любом туристском походе, должен быть набор для ремонта велосипедов (ключи, отвёртки, резина, клей, запасные детали).

Скорость движения туристов на маршруте обычно составляет 10-12 км/ч. Крутые повороты, особенно на спусках, следует проезжать на малой скорости. Длинные подъёмы лучше преодолевать пешком, а велосипед вести рядом. Движение по маршруту надо заканчивать за 1-2 часа до наступления темноты.

    Запомните: при необходимости двигаться в тёмное время суток или при плохой видимости (туман, дымка) надо сойти с велосипеда и идти как пешеход.

Вопросы и задания

  1. Назовите опасные факторы окружающей природной среды, которые могут воздействовать на туриста-лыжника.
  2. Какое значение при подготовке к лыжным походам имеют тренировки?
  3. Посмотрите на рисунок и выберите предметы одежды и обуви, которые подходят для лыжного похода.
  4. Чем туристские лыжи отличаются от беговых?
  5. Какие места наиболее опасны для туристов-лыжников?
  6. Почему, но вашему мнению, водные походы являются наиболее сложным и опасным видом туризма?
  7. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, правила безопасности водного туризма.
  8. Какие дороги наиболее пригодны для водного туризма?
  9. Какие средства безопасности надо иметь велотуристу?
  10. Как вы думаете, почему скорость движения велотуристов на маршруте должна быть примерно 10-12 км/ч?
  11. Как должны двигаться велотуристы в тёмное время суток и при плохой видимости?



Особенности лыжного туризма: ЛЫЖИ Наличие больше половины времени похода на ногах лыж откладывают свой отпечаток на всё: своеобразная нагрузка на разные группы мышц при движении; способ преодоления опасных и сложных участков маршрута; выбор пути движения по равнинам, лесу, льду и пересеченной местности; порядок движения группы на маршруте; и многое другое.


Особенности лыжного туризма: ЗИМА Зима для туриста лыжника не совпадает с календарной зимой. В лыжные походы на территории нашей необъятной Родины можно ходить начиная с поздней осени (ноябрь) и заканчивая весной (апрель). Зима – это самое суровое время года, к которому человек по природе своей приспособлен слабо. Зима – это снег, холод, метель, лавины и прочие другие признаки, характеризующие данное время года и порождающие на свет целый букет нюансов, которые необходимо в течение похода знать и учитывать.


Особенности лыжного туризма - особая подготовка к лыжному походу в лыжном походе чувство команды и необходимость в течение долгого времени жить и работать как единый организм ощущаются особо остро. Поэтому необходимо на подготовительном этапе учитывать каждую мелочь, готовить не только снаряжение и еду, но и тренировать свою физическую, техническую готовности, а так, же морально - волевые качества. Пренебрежительное отношение на этапе подготовки к любому из вышеуказанных направлений неминуемо снизит запас прочности группы, что с высокой долей вероятности приведет к аварии на маршруте.




Планирование маршрута и дневного перехода Обратить ВНИМАНИЕ: Автономность маршрута Короткий световой день Ледовая обстановка в районе Толщина снежного покрова Наличие зимних дорог, коммуникаций Необходимость днёвок Ночевки – чтобы были дрова Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» Трудность незапланированного схода с маршрута одного или нескольких участников


Планирование маршрута Район выбирается согласно пожеланию потенциальной группы из соображений: новизна, красота, сложность района, транспортные (финансовые) возможности. При планировании маршрутов 1-2 категории нецелесообразно ехать в далекие районы (для Западной Сибири), например Кодар, где сложность перевалов 2А-2Б


Автономность Автономность маршрута При планировании похода 1 кс (6дней и 100 км) желательно чтобы были короткие (1-2 дня) аварийные выходы с маршрута, Например, маршрут проходит рядом с приютами или н.п. Маршруты с высокой автономностью – как правило, от 3 к.с.




Ледовая обстановка в районе Руководитель выясняет: Закрыты ли основные реки, Есть ли наледи Особенности данного района (Хамар-Дабан – реки закрытые снегом, без льда, Кузнецкий Алатау- мокрые наледи, Тункинские гольцы – наледи) Источники информации: Личный опыт Отчеты других групп ПСО, местные охотники, рыбаки


Толщина снежного покрова Количество снега может кардинально повлиять на скорость группы. Одно дело тропить полуметровую лыжнную на Приполряном Урале, совсем другое - весело скользить по насту на соседнем (!) Полярном Урале. Для сибирских районов, типа Саян или Забайкалья, характерно наличие на реках наледей - участков чистого льда. Двигаться по ним как правило проще чем по заснеженному руслу и идти по таежному берегу






Ночевки – чтобы были дрова В походе, как правило, ночевки не планируют исходя из наличия рядом речек или озёр. Зимой вода всюду, топи – не хочу. Главное – чтобы дрова были. Однако всё же уже на маршруте стараются добывать воду, нежели топить снег, так как не надо тратить драгоценное время и энергию на растопку последнего. На Теректинском хребте - столкнулись с тем, что есть дрова но нет воды - (спускались с хребта сначала до ГЗЛ, затем до снега)


Разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса» В лыжном походе более часто встречается разделение ночевок на «в зоне леса» и «вне зоны леса». Лес – это экономия горючего и ГЛАВНОЕ – ужин и отход ко сну в тепле, а «вне зоны леса» - это необходимость защиты палатки от ветра, а так же отсутствие тепла вечером (если дрова не будут подтащены специально).




Физическая подготовка Тренировка выносливости Периодические тренировки на свежем воздухе, необходимы лыжные ПВД, необходим опыта ночевки в зимней палатке, для походов с ночевками выше зоны леса – опыт ночевок без дров (примусные ночевки / ночевки в снежной пещере) Тренировка переносимости холода Начинать надо малого, сначала контрастный душ, затем постепенно увеличивать время под холодной водой. Затем обтирание снегом, обливания в роднике ну и наконец купание в проруби, моржевание.


Морально – волевые качества Быть готовым жить долгое время в условиях низких температур (особенно критично в тундровых районах). Рассчитывать только на силы команды вследствие большей автономности Быть готовыми несколько недель, а то и месяц находиться в замкнутом коллективе. В течении всего похода вся команда живёт и проводит более трети времени в пределах замкнутого пространства – палатки (куда ты денешься с подводной лодки). Уметь терпеть, и стойко переносить все трудности лыжного похода, пытаясь получить от этого удовольствие и не унывать не при каких обстоятельствах. Стараться не допускать межличностных конфликтов, лучше уступить – все разборки после похода


Подготовка снаряжения Снаряжение готовить на совесть, так как его поломка может быть весьма неприятным и опасным явлением. Починить что-нибудь на морозе, особенно вне палатки крайне тяжело и не приятно. Реммастер (содержимое ремнабора) – должны быть готовыми исправить любую поломку снаряжения: поломка крепления потеря лыжи, разрыв палатки и пр.


Подготовка еды Низкие температуры позволяют в лыжных походах брать с собой еду, которая летом может испортиться в течении нескольких дней. Ведь зимой вы находитесь весь поход в постоянном качественном холодильнике, где не портятся не только с/к продукты, но также и в/к продукты. По сравнению с горными походами зимой берут больше жиросодержащих продуктов (сало).




Первые дни, начало маршрута Начало похода как правило знаменуется тем, что человек хочет много пить, кушать хочется пока не сильно, отсюда особенности составления раскладки. Это связано с адаптацией организма к условиям больших физических нагрузок, когда идёт активное потоотделение. Тут приходит очень существенная помощь в лыжном походе – саночки. Возможность их использования обусловлено наличием обильного количества снега, по которым саночки из баннера или тэзы катятся как по маслу, облегчая рюкзак килограмм на 10.


Основная часть маршрута Организм уже смирился с необходимостью каждый день работать на полную. Воды уже нужно ему меньше, так как он меньше потеет, но внутренние запасы энергии подходят к концу и желудок постоянно требует добавки. Как правило, в это время проходятся самые технически сложные участки маршрута


Этапы проведения лыжного похода Организация проведения маршрута состоит из этапов: Заполнение туристской группой заявочных маршрутных документов и подача их в маршрутно- квалификационные комиссии (МКК) рассмотрение заявочных документов в МКК и выпуск (допуск) на маршрут; прохождение маршрута, подготовка отчета о прохождении маршрута, рассмотрение отчета и зачет результатов в МКК.


Режим дня похода 1-2 категории сложности Завтрак и сборы 7:00-9:00 – 2 часа 1-й переход 30 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2км 2-й переход 40 мин + отдых 10мин – 50 мин, 2,5км 3-й переход 50 мин + отдых 10мин – 60 мин, 3км 4-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Обед – 80 мин, с 12:10 – 13:30 5-й переход 40 мин + отдых 10мин – 40 мин, 2,5км 6-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 7-й переход 50 мин + отдых 10мин – 50 мин, 3км 8-й переход 40 мин – 40 мин, 2,5км Бивачные работы + ужин - 4 часа Ночной сон - 10 часов, 21:00-07:00


Режим дня похода 1-2 категории сложности Итого – 21 км Ходовое время – 5ч 40 мин Привалы – 2 ч 20 мин Скорости 3,6 км/час Утренние сборы – 2 часа Обед 1 ч 20 мин Бивачные работы и ужин – 4 часа Ночной сон - 10 часов (минус 1ч 40мин – дежурство каждого участника)




Естественные препятствия: склоны Склоны - Сложность их зависит прежде всего от крутизны и характера снежного покрова, что в конечном итоге и определяет тактику и технику их преодоления, а также меры обеспечения безопасности. Движение по заснеженным склонам допустимо только при отсутствии лавинной опасности


Лавиноопасные склоны Крутизна, форма и ориентация склона формируют снегонакопление и определяют лавинную динамику снежной массы. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны от 25 до 50°: на них хорошо удерживается выпадающий и переносной снег, накапливаясь вплоть до критической массы. Отмечаются случаи схода лавины со склонов крутизной 1520°. Склоны круче 60° обычно считаются нелавиноопасными, поскольку снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин


Естественные препятствия: склоны Снежные склоны (склоны, покрытые глубоким, неуплотненным снегом) преодолеваются обычно без лыж, движением след в след прямо вверх (вниз) или коротким траверсом. Ступени утаптываются постепенным спрессовыванием снега. Ногу следует ставить на всю ступню, плавно перенося вес тела со ступеньки. Опасно слишком наклонять тело к склону.


Естественные препятствия: склоны Настовые и ледовые склоны преодолеваются без лыж, как правило, с использованием кошек, а при необходимости и вырубанием ступеней. На склонах до 30° поднимаются елочкой, разворачивая носки кошек тем шире, чем круче склон. На склонах до 40° и при траверсировании верхняя по склону ступня ставится горизонтально, а нижняя носком вниз. На участках круче 40° подниматься следует на носковых зубьях кошек с опорой на склон клювом ледоруба.




Естественные препятствия: замерзшие водопады Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. При движении по заснеженным участкам следует прощупывать ледорубом (лыжными палками) прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.


Естественные препятствия: заснеженные гребни Заснеженные гребни с карнизами следует проходить с наветренной стороны ниже предполагаемой линии возможного отрывка карниза в связке и со страховкой, которая организуется на 12 м ниже пути движения. Выход на гребень при сильном ветре и плохой видимости, подход к краю карниза и спуск с него недопустим. При необходимости преодоления карниза надув в самой безопасной части обрушивают.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки Замерзшие озера и реки. Наиболее опасны участки с тонким льдом или заснеженные промоины, которые образуются в местах впадения в озеро (реку) реки или вытекания реки из озера, а также у крутых вогнутых берегов на резких изгибах русла. Такие места, обычно заблаговременно наблюдаемые, у группы всегда имеется возможность обойти.


Естественные препятствия: замерзшие озера и реки – теплые ключи Серьезную опасность представляют ключи с более теплой водой вдали от берега провалы в таких местах происходят неожиданно при отсутствии мер страховки. Признаки ключевой промоины льда - выступившая на лыжне вода, парение надо льдом, неравномерная толщина снега Встретив такое место, группа должна обойти его, уклоняясь все дальше в сторону, пока на лыжне не перестанет проступать вода


Естественные препятствия: Замершие реки – опасные участки прибрежная кромка льда, устья естественных притоков, места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, полыньи, опоры мостов Иногда в порожистых местах вода прикрывается непрочными снежными подушками, удерживающимися на выступающих из воды камнях. Путь в таких местах следует выбирать ближе к выпуклому берегу, где глубина меньше, течение слабее, а лёд прочнее.


Естественные препятствия: наледи Наледи, кроме неприятности падений на сырой лед, могут стать причиной ушибов и травм только при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках. Д Движение по сырым наледям приводит к намоканию обуви и одежды, следствием чего могут быть простудные заболевания и обморожения.


Естественные препятствия: Трещины в ледниках Трещины в ледниках. Даже в среднегорье (Алтай, Саяны, горы Бырранга, Якутия, Северная Земля), где пролегает большинство лыжных маршрутов, встречаются ледники, опасные закрытыми трещинами. У внешних изгибов ледника образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба. В местах перегиба ледника образуются поперечные трещины с наружным или внутренним расширением, а при выходе ледника в широкую долину продольные трещины.




Опасности зимнего маршрута: Мороз «К холоду нельзя привыкнуть». Р. Амундсен. Многовековая борьба за самосохранение выработала у человека естественные защитные рефлексы. Она научила его искусственным приемам согревания и изготовлению специальной одежды и обуви. Отсутствие пригодной обуви для длительных лыжных походов, например, приводит к отморожению ног. Число таких отморожений составляет 90% общего количества отморожений (Ю. Штюрмер).


Опасности зимнего маршрута: снегопад Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.


Опасности зимнего маршрута: снегопад Снегопад (сырой снег) представляет реальную опасность, а борьба за сохранение палатки, своевременное принятие мер против обмерзания одежды и отморожений, умение быстро соорудить укрытие в снегу становятся борьбой за жизнь


Опасности зимнего маршрута: ветер Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма


Опасности зимнего маршрута: ветер Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре 30,5°, а при скорости ветра 15 м/сек температуре 36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный).


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Метель -неблагоприятное погодное явление, при котором наблюдается интенсивный перенос снега с помощью ветра. В метели переносится снег как поднятый с земли, так и тот, который только падает в качестве атмосферных осадков. Метель может быть вызвана вихрем, имеющим как циклональное, так и антициклональное происхождение. 3 вида метели – поземку, низовую и общую метель


Опасности зимнего маршрута: Пурга и метель Пурга является одной из разновидностей метели, а именно – низовой метели. Ее вызывает ветер, дующий со скоростью не меньше чем 7 м/с. Во время пурги с поверхности земли поднимается свежий снеговой покров, которого не коснулся процесс таянья и который не успел покрыться ледовой корочкой. Особенностью пурги является то, что она может перемещать снег даже при отсутствии атмосферных осадков, при абсолютно чистом, безоблачном небе.


Метель, пурга, буран В пурге ветром переносятся обломки снежинок. В метели переносятся цельные снежинки. В результате метели снег укладывается на поверхность земли равномерно, с небольшой плотностью. После пурги снег уложен неравномерно – в виде дюн и барханов, с повышенной плотностью Бура́н степная метель. Бураном называют метель в степной местности


Опасности зимнего маршрута: Ограниченная видимость Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумноепрекратить движение.




Туман Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги вершинами, а отдельные маленькие камни чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке. Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки, преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.


Опасности зимнего маршрута: Солнце, белая мгла «Белая мгла» рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов


Опасности зимнего маршрута: Резкое похолодание Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в. сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.


Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды очищение неба от облаков и похолодание к вечеру; красная заря при заходе солнца на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца; к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман; дым от костра в безветрие поднимается «столбом»; слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры; уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца улучшение скольжения лыж к вечеру; повышение барометрического давления.


Признаки ухудшения погоды потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж; появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад), солнце садится в тучи, вечерняя и утренняя заря багрово- красной окраски, сильное мерцание звезд, появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу, появление вокруг солнца или луны белых кругов; ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру; отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания; на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»; падение барометрического давления, улучшение видимости.






Тактика, задачи для руководителей Вы планируете кольцо в середине маршрута 5 к.с. по Забайкалью. От заброски уходим наверх по притоку, затем проходим перевал 2А затем перевал 1Б, и по другой речке, на которой есть еще и красивый каньон с ледопадами, возвращаемся к заброске. Как правильно расположить перевалы (т.е. в каком направлении будет проще пройти кольцо)? а). как указано у условии б). в обратном направлении


Тактика, задачи для руководителей Хребет Кодар, 6 к.с., 6 чел. Середина похода, группа идет 3-й день 5-ти дневного кольца и отстает от графика на один день. Прошли перевал, оцененный руководителем 2Б к.тр., хотя по описаниям 12-тилетней давности, он 2А. На подъем он был прост, а все технические трудности были на спуске. Спуск (5 веревок) занял 5,5 часов. Для некоторых участников это был перевый перевал 2Б. На следующий день запланировано первопрохождение нового перевала, который хорошо просматривался прямо напротив с седловины пройденного перевала. Как было видно подъем простой, примерно 1Б к. тр. Имеется (и заявлен) запасной вариант обхода нового перевала по долинам. а). Идти первопроход б). Не идти перевопроход, воспользоваться запасным вариантом

  • 3.2. Организационно-управленческая система туризма
  • Вопросы к главе
  • Глава 4. Характеристика спортивного туризма как вида спорта
  • 4.1. Содержание соревновательной деятельности и нагрузочные характеристики спортивного туризма
  • 4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму
  • Глава 5. Организация спортивных туристских походов
  • 5.1. Схема организации спортивного похода
  • 5.2. Личное снаряжение
  • 5.3. Групповое снаряжение
  • 5.4. Аптечка туриста: первая помощь
  • 5.5. Организация питания
  • Энергетическая ценность некоторых продуктов
  • Типовая походная раскладка продуктов
  • 5.6. Возможности пополнения продуктов за счет «даров природы»
  • Глава 6. Организация подготовки туристов-спортсменов
  • 6.1. Основные задачи, принципы и методы спортивно-туристской подготовки
  • 6.2. Содержание спортивно-туристской подготовки
  • Вопросы к главе
  • Глава 7. Организация врачебно-педагогического контроля туристов Общие положения
  • Глава 8. Расчетные методы в организации спортивно-оздоровительного туризма
  • 8.1. Модельные характеристики спортивных туристских походов
  • 8.2. Расчетный метод определения механической работы
  • 8.3. Расчетный метод определения скорости передвижения
  • 8.4. Прогнозирование рекреационной направленности туристских классифицированных походов
  • 8.5. Вероятностный подход к оценке безопасности человека в природных условиях
  • 8.6. Расчет показателей состояния развития спортивного туризма
  • 8.7. Расчет себестоимости, цены и прибыли спортивного туристского похода.
  • Вопросы к главе
  • Глава 9. Основы организации обеспечения безопасности в спортивном туризме
  • 9.1.Основные положения системы обеспечения безопасности
  • 9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях
  • Вопросы к главе
  • Глава 10. Топография и ориентирование в туризме Общие положения
  • 10.1. Основы топографии и ориентирование на местности
  • 10.2. Ориентирование на местности
  • Слышимость звуков на ровной местности
  • Расстояния различимости предметов на местности
  • Некоторые геометрические размеры тела человека и предметов
  • 10.3. Ориентирование на местности с помощью приборов спутниковой навигации
  • 10.4. Особенности ориентирования в различных видах путешествий
  • 10.5. Спортивное ориентирование
  • Вопросы к главе
  • Глава 11. Водный туризм Общие положения
  • 11.1. Основные препятствия водных туристских маршрутов
  • 11.2. Снаряжение для водных спортивных походов.
  • 11.3. Тактика и техника водного туризма
  • 11.4. Техника преодоления типичных препятствий
  • 11.5. Особенности обеспечения безопасности в водных походах.
  • Вопросы к главе
  • Глава 12. Лыжный туризм Общие положения
  • 12.1. Основные препятствия и опасности лыжных туристских маршрутов.
  • 12.2. Снаряжение для лыжных спортивных походов.
  • 12.3. Техника лыжного туризма.
  • 12.4. Тактика лыжных спортивных путешествий.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме
  • 12.6. Оказание медицинской помощи
  • Вопросы к главе
  • Глава 13. Горный туризм Общие положения
  • 13.1. Препятствия горных туристских маршрутов
  • 13.2. Снаряжение для горного путешествия
  • Личное снаряжение, обувь, одежда.
  • Специальный инвентарь и приспособления.
  • 13.3. Техника горного туризма Техника преодоления травянистых склонов
  • Техника преодоления осыпей
  • 13.4. Тактика горного путешествия
  • 13.5. Особенности обеспечения безопасности в горном туризме
  • Вопросы к главе
  • Иллюстрации
  • Глава 14. Пешеходный туризм Общие положения
  • 14.1. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов Болота
  • Проходимость болот (по с. Э. Некляеву, 2004)
  • Пустыня
  • Переправы
  • Методика категорирования пешеходного маршрута
  • Баллы за локальные препятствия (лп)
  • Баллы за протяженные участки (пп)
  • 14.2. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
  • Личное снаряжение в пешем путешествии
  • Особенности группового снаряжения
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма
  • Тактика прохождения пешеходного маршрута.
  • 14.4. Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме
  • Обеспечение безопасности при укусах ядовитых змей и насекомых
  • Вопросы к главе
  • Глава 15. Спелеотуризм Общие положения
  • 15.1. Основные препятствия спелеотуристских походов
  • 15.2. Снаряжение для спелеотуризма
  • 15.3. Техника и тактика спелеотуризма.
  • 15.4. Особенности обеспечения безопасности в спелеотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 16. Велотуризм Общие положения.
  • 16.1. Основные препятствия велосипедных походов.
  • Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте
  • Локальные препятствия
  • 16.2. Снаряжение для велотуризма
  • 16.3. Техника велотуризма (по а. А. Булгакову, 1984).
  • 16.4. Тактика велопохода
  • 16.5. Особенности обеспечения безопасности в велотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 17. Парусный туризм Общие положения (по материалам е. Антонова, 2002)
  • 17.1. Основные препятствия и опасности парусных туристских маршрутов
  • 17.2. Снаряжение для занятий парусным туризмом.
  • 17.3. Техника парусного туризма.
  • 17.4. Стратегия и тактика путешествия под парусом.
  • 17.5. Особенности обеспечения безопасности
  • Вопросы к главе
  • Глава 18. Конный туризм Общие положения
  • 18.1. Основные препятствия конных туристских маршрутов.
  • Локальные препятствия:
  • 18.2. Туристу о лошади.
  • 18.3. Снаряжение для занятий конным туризмом.
  • 18.4. Техника конного туризма
  • 18.5. Особенности обеспечения безопасности в конном туризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 19. Автомототуризм Общие положения
  • 19.1. Основные препятствия автомототуризма.
  • 19.2. Снаряжение для автомототуризма.
  • 19.3. Тактика и техника автомототуризма
  • 19.4. Безопасность автомотопоходов.
  • Вопросы к главе
  • Приложение 1
  • Дополнение к нормам, требованиям и условиям их выполнения по виду спорта «спортивный туризм»
  • Условия выполнения норм
  • Приложение 2 Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме

    Одной из самых распространенных причин травмирования в зимнем туризме является падение при спуске на лыжах . Общей рекомендацией для исключения подобных травм является запрещение спуска на лыжах с незнакомых склонов, особенно с грузом, который значительно снижает устойчивость лыжника. Следует придерживаться на спусках небольшой скорости, при которой турист может владеть лыжами. Скорости «гасят» в экстренных случаях технически правильно выполненным падением. Технику внезапных остановок на спусках, включая падения, необходимо освоить на тренировочных выходах до похода.

    Правильное выполнение приема внезапной остановки падением заключается в том, что турист должен резко перейти из положения стоя в сидячее и затем падать назад вбок от лыж. При этом лыжи сами развернутся поперек движения и помогут торможению. Приседать и падать надо мимо лыж, иначе можно легко превратиться в нагруженные неуправляемые санки.

    В походах следует запрещать свободное катание со склонов во время отдыха, так как травма или поломка лыж может поставить группу в тяжелое положение.

    Для обеспечения безопасности при прохождении лавиноопасного склона направление движения следует выбирать под защитой препятствий на пути возможной лавины (участки камней, выступающих из-под снега, кусты и деревья). Также можно двигаться по выположенным участкам выше перегибов, уступам склонов, контрфорсам, каменистым и заснеженным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты (рис. 12.26).Заснеженные склоны следует проходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега – в верхней, а с рыхлым – в нижней выположенной части; по наветренному и теневому склону движение безопаснее, чем по подветренному и солнечному.

    Перед началом преодоления склона руководитель должен организовать движение и настойчиво добиваться выполнения намеченного плана.

    Вначале необходимо выставить на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого отрезканаблюдателя и установить сигнал предупреждения о лавине. Наблюдатель смотрит за движением и фиксирует в случае схода лавины место исчезновения участника (рис. 12.27).

    Важно проверить состояние снега на пути следования: первый турист, застрахованный с помощью основной веревки, проверяет, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. При неустойчивом состоянии снежного покрова надо немедленно отказаться от избранного пути.

    Прежде чем начать движение, каждый обязан застегнуть капюшон, заправить штормовку в брюки, вынуть руки из темляков лыжных палок, ослабить плечевые ремни рюкзака, лыжные крепления, распустить лавинную ленту. Руководитель еще раз напоминает порядок действий в случае схода лавины, а также путь, по которому целесообразно скатываться, и местные предметы, за которыми можно укрыться от нее.

    При движении участники должны соблюдать установленную дистанцию (не менее 100 м), идти след в след впереди идущего, не кричать, не делать резких движений и без необходимости не останавливаться.

    Меры самостраховки туриста при траверсировании, подъеме или спуске «лесенкой» заключаются в постоянной готовности туриста к самозадержанию в случае потери равновесия. Для этого используют ледорубы, лыжные палки, обращенные штычками к склону. Для увеличения сцепления со снегом, фирном, льдом используют «кошки», а также репшнур, многократно обмотанный вокруг лыжи у крепления. Последний способ считается аварийным, когда торможение необходимо, а другого снаряжения нет. Репшнур или веревка делают лыжника неустойчивым, при этом возникает риск потянуть голеностоп. Кроме того, шнур истирается и не годится в дальнейшем для страховочных работ.

    Рис.12.27. Зона возможного нахождения участника; попавшего в лавину. Положение: 1 - группы; 2 - наблюдателя; 3 - участника в момент схода лавины; 4 - то исчезновения участника; 5 - зона поиска; 6 - знаки маркировки зоны поиска; 7- направления выката участников, зондирующих склон при повторном сходе лавины.

    Придвижении по узким каньонам следует наблюдать за снежными надувами, карнизами, ледовыми стенами и наплывами, отмечая и обходя места со следами обвалов снега и льда. По особо опасным участкам проходят по одному в ускоренном темпе. Прохождение таких мест нужно планировать на время с устойчивой морозной погодой. Запрещается движение по узким каньонам с нависающими козырьками во время или сразу после снегопада или сильной метели, в условиях плохой видимости или при раскисающем снеге. В этих условиях необходимо найти другой, безопасный вариант пути или дождаться устойчивого состояния снежного покрова.

    Движение по плато с обрывами и каньонами следует планировать только при хорошей погоде, когда эти потенциально опасные участки хорошо просматриваются. При резком ухудшении погоды на этапе подъема к плато необходимо немедленно вернуться вниз в безопасную зону, при нахождении на плато – движение прекратить и быстро организовать бивак с защитой палатки от ветра. В случаях крайней необходимости допускается продолжение движения в условиях пониженной видимости.

    При этом группа должна двигаться компактным коллективом, по одной лыжне. Необходимо организовать передовую двойку-связку для страховки на случай срыва с карниза или вертикального обрыва. В таких условиях запрещается самостоятельное, отдельно от группы, движение участников с целью поиска рационального пути или удобного места спуска. Руководитель обязан двигаться в основной группе, чтобы в случае срыва туристов распорядиться действиями оставшихся.

    При движении по руслам рек и водоемов соблюдают дистанцию между участниками, равную 20-25м, чтобы не проломить участки такого льда, а также внимательно следят за характером льда и изгибами реки, избегая мест с быстрым течением. Особая осторожность необходима при движении у скал, камней, резких поворотов рек. Если река принимает характер каньона, лучше покинуть русло и выбрать иной путь.

    Движение по таким участкам допускается только в крайних случаях при соблюдении всех коллективных и индивидуальных мер предосторожности. Следует остерегаться поверхностных незамерзающих вод, так как при морозе намокание ног может привести к обморожению. Кроме того, на скользящую поверхность нарастет лед, что затормозит движение группы. Если участник в морозную погоду промочил ноги (проломил лед, попал в глубокие поверхностные воды), нужно срочно сменить носки, а ботинки протереть изнутри сухим снаряжением. Если турист провалился под лед, нужно, не теряя самообладания, попытаться вползти на крепкий его участок или удержаться за край до организации помощи. При сильном течении и большой глубине нужно сбросить рюкзак и попытаться освободиться от лыж.

    Для оказания помощи провалившемуся , следует как можно быстрее достать или изготовить подручные спасательные средства. К таким средствам относится веревка, которую при выходе группы на реку укладывают сверху, положив ее под клапан. Она должна находиться у замыкающего – он быстрее, чем передние, увидит происшествие и окажет помощь. Подручным средством могут быть и соединенные лыжные палки. Спасательное средство нужно протянуть пострадавшему из положения «лежа», стараясь при этом находиться как можно дальше от опасного участка. Вытаскивающему нужно закрепиться (зацепиться) на льду, так как пострадавший может притянуть к себе спасателя. Вылезать из пролома следует в положении «лежа», не вставая на колени. При первой возможности нужно освободиться от рюкзака, навалив его на край пролома. Это поможет снизить удельное давление на краевой участок льда.

    Вытащив пострадавшего, быстро организуют бивак (разводят костер или зажигают все примусы в палатке), переодевают в запасной комплект одежды и согревают чаем или другими согревающими средствами. При переодевании полезно растереться сухой шерстяной одеждой, а затем интенсивно помахать руками и ногами или побегать.

    При прохождении незамерзшей реки следует вначале поискать выше или ниже по течению замерзший участок, искусственный или снежный мост. Такие участки проходят по одному со страховкой с берега, при этом первый участник – разведчик идет без груза. Пересекать ненадежные ледовые участки и снежные мосты на реках нужно на лыжах для снижения удельного давления на снег или лед. Если таких участков поблизости нет, переправу организуют так же, как и в летних условиях.

    Вначале выбирают участок реки, где она на взгляд достаточно мелкая, а ниже по течению нет выступающих камней, кустарника, плавника, застрявших льдин, за которые может зацепиться страхующая веревка. Выбрав место переправы, организуют переход первого туриста. Он должен снять ботинки, оставшись в толстых носках, приготовить запасную одежду: брюки, носки, закрепить лыжи под клапаном рюкзака. При переходе удобно пользоваться сдвоенными лыжными палками в качестве дополнительной опоры. Перейдя реку, участник должен быстро переодеться, развести костёр, а затем закрепить веревку для переправы остальных. В глухих таежных районах допускается переправа по клади (по поваленному поперек русла дереву).

    Профилактика против переохлаждения и отморожения предусматривает комплекс мер, включающий правильный выбор снаряжения, умелую тактику передвижения и регулярный контроль состояния участников на марше. Количество надетого на участнике теплоизоляционного снаряжения должно соответствовать темпу движения и охлаждающему воздействию среды. Нужно стремиться, чтобы организм всегда находился в оптимальных температурных условиях. Поэтому в начале движения следует надеть дополнительную одежду (пуховую или ватную куртку, свитер), а спустя 10-30 мин., когда организм разогреется движением, часть снаряжения можно снять. При сильных ветрах, которые «продувают насквозь», полезно надевать ветрозащитные куртки и брюки (или комбинезон). Они не должны стеснять движений и быть, по возможности, легкими. Наиболее практичным материалом для изготовления такого снаряжения являются коландрированный капрон, болонья, легкий, но плотный брезент.

    На остановках следует надевать дополнительное снаряжение, чтобы не дать организму остыть.

    При очень сильных ветрах и низкой температуре воздуха нужно защитить пах. Для этого под ветрозащитные брюки помещают куски меха, запасные варежки или просто полиэтиленовый пакет.

    Влияние тактики движения на профилактику переохлаждения заключается в правильном выборе темпа движения, регламента остановок и дистанции между участниками. Следует периодически осматривать открытые части тела, что поможет избежать отморожения. Даже при незначительной потери чувствительности пальцев ног и рук, являющейся признаком начала отморожения, рекомендуется остановиться и оттереть или отогреть замерзшие части тела на животе, под мышками.

    Не рекомендуется обертывать ноги бумагой: она перетирается, скатывается в комки, что вызывает натирание и способствует отморожениям. Следует также отказаться от смазывания ног жировыми составами, поскольку они препятствуют испарению пота и увеличивают влажность кожи. Отогреть ноги можно энергичными махами до появления боли и чувствительности в пальцах. Если это не помогает, нужно снять ботинки, носки и растереть ноги (обе одновременно) сухим материалом (не снегом!). Применяют также согревание ног на животе товарища и в теплой ванне. После согревания отмороженного участка в течение получаса его следует забинтовать и максимально утеплить.

    Надо помнить, что каждый участник должен при малейшей потере чувствительности части тела сказать об этом руководителю или товарищу и принять меры к немедленному отогреванию. Ложный стыд или пренебрежение могут не только привести пострадавшего к тяжелым последствиям, но и поставить группу в критическое положение, сорвать поход. Чтобы избежать общего переохлаждения организма (например, при длительном нахождении в лавине или вне группы в недостаточно теплой одежде) следует быстро организовать бивак, поставить палатку, раздеть пострадавшего и применить растирание и массаж.

    Пребывание на чистом морозном воздухе, энергичные физические упражнения полезны для закаливания и оздоровления организма. Картины зимней природы - заснеженные чащи, покой и белизна полей - благотворно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы.

    Лыжные походы значительно сложнее по организации, требуют специального снаряжения, владения техникой передвижения на лыжах в различных условиях. Большой вес рюкзака, низкие температуры, ветер в морозные дни требуют от участников более высокой физической подготовленности, закалки. Основные правила пешеходных и горно-пешеходных походов распространяются и на лыжный туризм, но здесь есть свои особенности.

    Во время лыжных походов следует помнить о необходимости соответствия нагрузок физической подготовленности и возрасту участников.

    Для учащихся V-VI классов разрешены однодневные и двухдневные походы с общим километражем в первом случае до 12-15 км, а во втором до 25 км при скорости передвижения 3-4 км в час с грузом до 5 кг. Выход на маршрут разрешается при температуре не ниже 10° без ветра.

    Учащиеся VII-VIII классов могут совершать однодневные, двухдневные и многодневные (до 8 дней) походы с дневным переходом до 18 км и с грузом не более 8 кг для девушек и 12 кг для юношей при температуре до -12° без ветра.

    Учащимся IX-X классов разрешаются однодневные, двухдневные и многодневные походы до 8-10 дней при дневном переходе до 20 км с грузом для девушек 8-10 кг и для юношей до 14-16 кг при температуре воздуха до-15° без ветра.

    Дневной переход для взрослых туристов составляет 25-30 км в день. Такой переход тренированная группа может выполнить без особых усилий, однако без регулярных тренировок, особенно в многодневных походах, такой путь пройти трудно.

    При организации походов со школьниками не разрешается планировать ночлеги в полевых условиях. Для взрослых новичков организация такого ночлега также нежелательна.

    Многодневные походы разрешаются только после нескольких пробных однодневных, двухдневных походов. В тренировочных пробных походах отрабатывается техника передвижения вначале без груза, а затем с походным грузом. В планы последних тренировочных походов должны быть включены дневные переходы, равные наибольшему участку дневного перехода по плану многодневного похода.

    Наиболее оперативный состав группы 10-12 человек. В движении она меньше растягивается и находится в пределах видимости, для такой группы легче найти подходящее место или помещение для ночлега. При подборе групп для путешествий по любому виду туризма желательно, чтобы участники были равны по физической и технической подготовленности, но для лыжного похода это необходимо. В противном случае, ожидая отстающих, могут пострадать от мороза сильные туристы. Руководителем детской группы, как правило, является учитель, имеющий опыт участия в зимних походах; для многодневного похода руководитель утверждается отделом народного образования. Руководителем группы взрослых туристов-лыжников должен быть инструктор по лыжному туризму.

    Большая часть территории нашей страны на длительный период покрывается снегом, и снежный покров держится несколько месяцев. Не случайно лыжный туризм сегодня по массовости и доступности не уступает пешеходному. Кроме того, лыжи дают возможность попасть в места, труднодоступные летом. Поход на лыжах в природных условиях дарит неизгладимые впечатления. В зимних походах туристы-лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия и переносить большие физические нагрузки.

    Чтобы принять участие в многодневном лыжном походе в трудных зимних условиях, нужна серьёзная и длительная подготовка. Необходимо отработать определённые элементы прохождения маршрута, организацию привала, ночлега, преодоление различных препятствий. Проводить такую подготовку необходимо, продвигаясь от простого к сложному, постепенно накапливая опыт и навыки походной жизни в зимних условиях. Подготовка к лыжным походам должна учитывать основные опасные факторы. Это прежде всего короткий световой день, низкая температура воздуха, сильный ветер, глубокий снег.

    Однако начинать подготовку к лыжным походам следует с укрепления своего физического здоровья и закаливания организма. Об этом вы узнали в 5 классе. Для подготовки к лыжному походу нужна и специальная тренировка, которая выработает устойчивость к длительному пребыванию на морозе, умение дышать холодным воздухом и не простудиться. Кроме того, необходимо приобрести навыки длительного передвижения на лыжах, овладеть техникой подъёмов, спусков, поворотов.

    Всего этого можно достичь на систематических лыжных тренировках, которые проводятся на уроках физкультуры, и самостоятельно во внеурочное время. Размеренная ходьба на лыжах будет способствовать укреплению вашего здоровья, развитию выносливости и закаливанию организма. Постоянные лыжные

    Одежда и обувь туриста-лыжника

    Одежда и обувь туриста-лыжника должны быть тёплыми, лёгкими, желательно непромокаемыми, не стеснять движений, защищать от ветра. Нательная рубашка должна быть из шерстяной ткани. Плотно прилегая к телу, она ограничивает теплоотдачу и хорошо впитывает пот. Влажная шерстяная ткань лучше других сохраняет теплоотдачу.

    Свитер должен быть плотной вязки, с высоким плотным воротником и длинными рукавами. Он обеспечивает защиту от холода в сильный мороз и при ветре.

    Штормовой костюм , состоящий из куртки с капюшоном и брюк, служит для защиты от ветра. Штормовая куртка (штормовка) должна быть на ладонь выше коленей, очень свободной в плечах и в области подмышек.

    Рукавицы должны быть лёгкими, плотными и свободными, чтобы не натягивались при обхватывании лыжной палки. Необходимы также шерстяная шапочка или шерстяной подшлемник, а при сильном ветре — тканевая маска.

    Лыжные ботинки должны быть настолько свободными, чтобы можно было надеть одну пару простых и две пары шерстяных носков. Стелька в ботинках должна быть войлочной. Как вы помните, в лыжных походах для защиты лыжных ботинок от снега и влаги могут использоваться бахилы. Изготавливаются бахилы из палаточного полотна. Наиболее простая конструкция бахил для лыжного похода — это мешок длиной 45—50 см и шириной 30—35 см.

    Лыжи должны обеспечивать возможность передвижения туристов в различных условиях местности. Они должны быть широкими, крепкими, надёжными, нетяжёлыми. Для лыжного туризма используются не беговые, а специальные туристские лыжи. У таких лыж увеличена опорная поверхность, они на 1—2 см шире беговых. Туристские лыжи короче беговых лыж (их длина всего на 5—10 см превышает рост туриста).

    Состав группового и индивидуального туристского снаряжения зависит от конкретных условий путешествия. Так, в состав группового снаряжения могут входить походные печки, многоспальные мешки, топливо (бензин, сухой спирт и т. п.), примусы.

    Организация движения в лыжном походе

    Режим движения в лыжном походе определяется характером местности, погодными условиями и уровнем физической подготовленности участников похода. Так, группа среднего уровня подготовленности (имеющая опыт лыжных походов) двигается со скоростью до 4 км/ч, за день она может пройти 20—25 км. Группа новичков, впервые участвующих в походе, двигается со средней скоростью 3 км/ч и может пройти за день 15—18 км. Суточное ходовое время движения не должно превышать 7 ч.

    В лыжном походе туристы передвигаются по готовой лыжне или по целине.

    По лыжне первым идёт турист, умеющий ровно выдерживать заданный темп. Оптимальное расстояние между лыжниками в хорошую погоду 8—10 м, при ограниченной видимости не более 4 м.

    В тех случаях, когда лыжня прокладывается заново, в голове колонны идут наиболее сильные туристы и тропят лыжню, постоянно сменяясь.

    При движении в лесу необходимо чаще сверять направление движения группы по компасу. Это делает один из замыкающих, принимая за линию движения направление на лыжника, идущего первым.

    При движении через болото, озеро, реку, ручей следует проявлять особую осторожность. Наиболее опасным местом на реке является береговая кромка, а на озере — места впадения или истока рек: ледяной покров в этом месте может быть тонким. При движении по незнакомому водоёму следует придерживаться троп, проложенных пешеходами.

    Источники

    http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_06/obzh_materialy_zanytii_06.html

    http://www.youtube.com/watch?t=5&v=_8w2nTWJloE

    http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%91%D0%96_6_

    © 2024 Спорт и жизнь