Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проверяем гибкость тела. Педагогическая диагностика физической подготовленности тест по физкультуре на тему Определение уровня зрелости нервных процессов

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мера (в сантиметрах), используя аппаратуру и педагогические тесты.

Аппаратурными способами измерения являются: 1)механический (с помощью гониометра); 2)механоэлектрический (с помощью электрогониометра – графическое изображение суставных углов); 3)оптический (с помощью фото-, кино-. Видеоаппаратуры); 4)рентгенографический.

В физическом воспитании и спорте наиболее доступными и распространёнными способами измерения гибкости в линейных мерах и с помощью гониометра (в угловых градусах). Основными педагогическими тестами для оценки подвижности в суставах служат простейшие контрольные упражнения.

1. Подвижность в плечевом суставе.

1.1. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (верёвки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность в плечевом суставе оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше подвижность в этом суставе. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого (длина хвата/ширина плеч).

2. Подвижность позвоночного столба.

2.1. Определяется по степени наклона туловища вперёд. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу), наклоняется вперёд до предела, не сгибая ноги в коленях. Гибкость позвоночника оценивается с помощью линейки, которая определяется по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается со знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки – со знаком плюс (+).

2.2. «Мостик ». Результат (в сантиметрах) измеряется от пяток до кончиков пальцев испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе.

3.1. Испытуемый должен как можно шире развести ноги («шпагат»): 1)вперёд-назад; 2)в стороны с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика); чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости

3.2. С помощью гониометра – отведение прямой ноги вперёд, в сторону, назад.

4. Подвижность в голеностопных суставах.

4.1. В положении сидя – подошвенное сгибание стопы или отклонении от вертикали стопы к голени (на себя). Подвижность в данном суставе измеряется в сантиметрах.

При подборе контрольных упражнений, используемых для оценки подвижности в суставах, необходимо следить за тем, чтобы они по структуре были близки к соревновательному упражнению в избранном виде спорта и определяли подвижность в мышечно-суставных группах, несущих основную нагрузку в данном виде спорта.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которую испытуемый способен достичь. Она измеряется в угловых градусах или линейных мерах при помощи специальной аппаратуры или педагогических тестов.

Основными аппаратурными способами измерения являются:

· механический (с использованием гониометра);

· механоэлектрический (при помощи электрогониометра);

· оптический;

· рентгенографический.

В случае необходимости проведения предельно точных измерений подвижности суставов используется электрогониометрический, оптический или рентгенографический способы. Электрогониометры дают возможность проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения на графическом изображении. Оптические способы подразумевают применение фото-, кино- и видеоаппаратуры. При применении рентгенографического способа определяется теоретически допустимая амплитуда движения, которая рассчитывается путём рентгенологического анализа строения сустава.

В спорте самым распространенным способом ввиду своей доступности является измерение гибкости при помощи механического гониометра - угломера, к одной из ножек которого прикрепляется транспортир. Ножки гониометра крепят на продольных осях сегментов сустава, что позволяет определить угол сгибания, разгибания или вращения между осями сегментов сустава.

Наиболее популярными педагогическими тестами для контроля за подвижностью различных суставов являются:

Подвижность в плечевом суставе

В практике спорта наибольшее распространение нашли следующие вариации:

а) Спортсмен, удерживая гимнастическую палку, выполняет выкрут прямых рук назад. О степени подвижности плечевого сустава судят по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем оно меньше - тем выше гибкость данного сустава, и наоборот. Кроме того, полученный показатель сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого, на основании чего выводится конечный результат.

б) Испытуемый принимает положение основная стойка, сжимает пальцы рук в кулаки, при этом большие пальцы находятся внутри кулаков. Спортсмен совершает максимально возможное приведение и вращение правой руки внутрь, максимально сгибая её в локтевом суставе; и одновременно максимально возможное отведение и вращение левой руки наружу, максимально сгибая её в локтевом суставе. Таким образом, оба кулака должны располагаться за спиной испытуемого.

Исследователь замеряет расстояние мужду двумя кулаками.

После выполнения первой попытки, упражнение повторяется со сменой положения рук на противоположное.

в) Ещё одним способом контроля подвижности в плечевом суставе является активное отведение прямых рук с гимнастической палкой вверх из положения лежа на груди, руки выпрямлены над головой. Фиксируется расстояние от пола до гимнастической палки. Чем оно больше - тем выше гибкость.

Подвижность позвоночного столба

В практике спорта применяется несколько способов, позволяющих оценить подвижность позвоночного столба:

а) Один из них подразумевает выполнение наклона туловища вперёд в положении стоя на скамейке, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника определяется при помощи линейки или сантиметровой ленты по расстоянию от нулевой отметки до третьего пальца руки. В случаях, когда пальцы не достают до нулевой отметки, зафиксированное расстояние обозначается со знаком «минус» (-), когда опускаются ниже нулевой отметки - со знаком «плюс» (+).

б) Второй разновидностью данного теста является так называемый «Sit and reach test», который применяется при тестировании игроков НХЛ.

В ходе его выполнения испытуемый в положении сидя на полу без обуви наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Испытуемый должен зафиксировать данное положение на 2 секунды. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. В избежание отрицательных отметок, вместо нулевой устанавливается отметка 25,4 см. Следовательно, испытуемый, выходя за пределы пальцев ног, получает результат выше 25,4 см.

в) «Мостик». В ходе данного теста испытуемому ставится задача принять положение «мостик», расположив при этом руки и ноги как можно ближе друг к другу. Регистрируется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем оно меньше - тем выше гибкость, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе

При выполнении данного контрольного упражнения задача испытуемого как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед-назад с опорой на руки. Об уровне подвижности в данном суставе судят по расстоянию от пола до копчика: чем оно меньше - тем выше гибкость, и наоборот.

Выполнять разведение ног в стороны можно также лёжа у стены с начерченной на ней шкалой.

Подвижность в коленных суставах

Испытуемому ставится задача выполнить приседание с вытянутыми вперёд руками или с расположенными за головой. При помощи гониометра измеряется угол сгибания в коленных суставах, что служит количественной оценкой подвижности.

Подвижность в голеностопных суставах

Испытуемый занимает положение седа, затем производит сгибание («тыльное сгибание») и разгибание (в литературе встречается также понятие «подошвенное сгибание») в голеностопных суставах. Регистрируется расстояние от коньчиков пальцев ног до пяток. Количественная оценка гибкости осуществляется с помощью гониометра.

Пассивную гибкость определяют в тех же контрольных упражнениях и по тем же методическим указаниям, только с использованием внешних воздействий. Измерение прекращают, когда испытуемый начинает ощущать боль.

Разница между величинами активной и пассивной гибкости, так называемый «дефицит активной гибкости», считается информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого.

При измерениях гибкости в суставах следует особо тщательно соблюдать условия стандартизации тестирования, поскольку их несоблюдение способно значительно повлиять на конечный результат:

· идентичная разминка;

· одинаковые исходные положения звеньев тела;

· повторные измерения гибкости проводятся в одно и то же время.

Вне зависимости от вида измеряемой гибкости при выполнении контрольных упражнений запрещается применять пружинистые (балистические) движения. Чтобы попытка была засчитана, поза должна удерживаться на протяжении нескольких секунд.

Список литературы

Хрипкова Л. Т. Возрастная физиология. М. Просвещение, 1988 г.

Художественная гимнастика. Учебная программа. М. Федерация художественной гимнастики, 1991 г

М. Дж Атлер Наука о гибкости. – Издательство «Олимпийская литература» 2001г.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб, для ин-тов физ. культуры / Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.

Солодков, А.С. Физиология спорта: Учебное пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. -231 с.

Наклон туловища вперед. Ребенок стоит в основном положении на ска­мейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклониться вперед за пределы носков. Край­нее положение следует удерживать в течение 2 с.

На переднем крае скамейки вертикально закреплена измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка - уровень в положе­нии стоя - находится на уровне ног.

Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребе­нок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со зна­ком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставится результат (в см) со знаком «-».

Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И.Усачевым:


Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют: 1) оценить различные стороны психомоторного развития де­тей; 2) видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления; 3) широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Существует несколько способов определения функциональной зрело­сти нервных процессов. Рассмотрим один наиболее доступный - теппинг-тест.

Лист бумаги разделяется на 6 одинаковых квадратов, которые нумеру­ются следующим образом:

Перемещение осуществляется в соответствии с указанной нумераци­ей. Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птич­кам»). Начало и переход из квадрата в квадрат осуществляются по команде воспитателя. Продолжительность обозначения точек в квадрате - 10 с. Ре­зультаты данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы (силе, выносливости, работоспособности). Чем больше количество точек обозначено в первом квадрате, тем выше уровни зрелости нервного про-


Цесса; чем дольше удерживается первоначально заданный темп (1 квад­рат), тем сильнее нервные процессы, тем выносливее нервная система. Если ребенок не только сохраняет заданный темп, но и увеличивает его, это говорит о силе зрелости нервной системы. Для выявления подвижно­сти нервных процессов можно использовать и другой вариант этого зада­ния («птичка клюет зернышки»). При этом в 1, 3 и 5-м квадратах задается максимальный темп, а во 2, 4 и 6-м квадратах - удобный, оптимальный темп. Чем больше разница, тем выше способность к переключению нервных процессов.

Таким образом, результаты теппинг-теста говорят не только об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характе­ристику ребенка. Слабый тип нервной системы характеризуется значи­тельным снижением количества точек в последних квадратах и наличи­ем некоторых пиков. К сильному типу нервной системы относятся дети, у которых сохраняется стабильность темпа или наблюдается его увеличе­ние.

Уровень созревания нервных структур мозга, зрелость нервных про­цессов обуславливает возможность в управлении произвольными действи­ями. Поэтому неслучайно уже в 30-е годы XX столетия были предприняты попытки с помощью произвольных движений определить уровень психо­моторного развития детей. Наиболее информативными, с нашей точки зрения, были методики, предложенные Н.Озерецким и М.Гуревичем.

Задания для детей 4 лет

Оценка функции равновесия

И. п.: - пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (пра­вой) ноги; стопы расположены по прямой линии, руки вдоль туловища, сохранить данную позицию необходимо в течение 15 с с закрытыми гла­зами. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, ба­лансирование расцениваются как минус.

Оценка координации движения («Пальчик с носиком здороваются») После предварительного показа предложить ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа, б) левой мочки уха. Задание повторяется в той же последовательности для другой руки. Если ребенок допускает неточность, погрешности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости координационных механизмов и несоответствии возрастной норме раз­вития.

Оценка тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку») На столе ставится картонная коробка размером 10х 10 см, перед кото­рой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диамет­ром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15 с, для вто­рой руки - 20 с.

Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки») В течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых впе­ред рук описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для


обеих рук. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Оценка механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай по­здороваемся»)

Предложить ребенку поочередно поздороваться за руку - правой, ле­вой, а затем обеими руками. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжатие противоположной руки, приподнимание плеч, сокра­щение размера мышц лица, открытый рот и др., которые указывают на низкий уровень управления произвольным действием).

Задания для детей 5 лет

Оценка функции равновесия

Оценка тонкой моторики пальцев («Скатай шарики»)

Предложить ребенку скатать шарики из папиросной бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует. Для веду­щей руки норма соответствует 15 с, для второй - 20 с.

Оценка пространственных двигательных автоматизмов и функции рав­новесия

Предложить ребенку преодолеть расстояние в 5 м прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолинейность движе­ния. Отклонения от прямой не должно превышать 50 см.

Оценка моторики рук («Смотай клубок»)

Предложить ребенку намотать нитку (2 м) на катушку. Для ведущей руки норма 15 с, для второй - 20 с.

Оценка тонкой моторики пальцев рук

На столе расположены 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя необходимо быстро уложить одновременно дву­мя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограни­чивается 20 с.

Задания для детей 6 лет

В течение 10 с предложить ребенку устоять на одной ноге, другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 с отдыха то же повторить с опорой на противоположную ногу.

Оценка точности и координации движения

Предложить ребенку поразить мячом диаметром 8 см цель размером 25x25 см с расстояния 1,5 м.

Оценка тонкой моторики рук

Предложить ребенку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Нор­ма для ведущей руки 35 с, для второй - 45 с.

Задания для детей 7 лет

Оценка статического равновесия


Оценка динамического равновесия

Предложить ребенку прыжками на одной ноге преодолеть расстояние 5 м, продвигая перед собой коробок спичек. Отклонение от прямой не должно превышать 50 см.

Оценка общего уровня психомоторного развития

Предложить ребенку пробежать 5 м, взять из спичечной коробки 4 спич­ки, выложить из них на столе квадрат, сложить лист бумаги пополам и вернуться назад к исходному положению.

Время выполнения задания 15 с.

Таким образом, отобранные тестовые задания позволяют собрать до­статочно точную и разностороннюю информацию о состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики детей на разных возрастных этапах.

Метод постукивания

I. Ребенок садится за стол; перед ним лежит лист белой нелинован­
ной бумаги; в правую руку, совершенно свободно лежащую на столе
(опирается на локоть), он берет карандаш с затупленным, маловыдаю­
щимся графитом. По звуковому сигналу испытуемый начинает с наи­
большей быстротой постукивать карандашом по бумаге, не ставя при
этом следующей точки на предыдущее место постукивания. В отношении
способа расставления точек испытуемому предоставляется полная сво­
бода действия, следят лишь за тем, чтобы одна точка не попадала на
место другой и чтобы при ударе не действовала вся рука, а лишь кисть.
По истечении 15 с раздается звуковой сигнал о прекращении работы.
После 30 с перерыва то же самое проделывается левой рукой. Для под­
счета результатов исследования лучше всего провести ряд линий, чтобы
разделить поверхность листа на отдельные сегменты, в которых удобнее
сосчитывать точки.

Тест считается выполненным, если ребенок в течение 15 с произвел меньше 90 постукиваний (точек) правой рукой и меньше 75 - левой. Для левшей - цифры обратные. Если задание выполнено лишь для одной руки, тест в целом считается невыполненным и расценивается минусом. В про­токоле должно быть указано, для какой руки выполнено задание.

II. Предлагают ребенку наморщить лоб. Следят за тем, чтобы не было
излишних сопровождающих движений (колебаний крыльев носа, оскали-
вания зубов, раскрывания рта, скашивания глаз и т.п.), при наличии
которых тест считается невыполненным.

Предлагают ребенку закрыть правый глаз, не закрывая при этом лево­го; после 5 с перерыва предлагают проделать то же самое для другого глаза. Следят за тем, чтобы при закрывании одного глаза не закрывался другой, а также не было излишних сопровождающих движений (скашивания глаз, перекашивания лица, опускания углов рта, открывания рта и т.п.), при наличии которых тест считается невыполненным. Если испытуемый умеет закрыть один глаз, но при закрывании другого отмечаются излишние сопровождающие движения, тест в целом расценивается как невыпол­ненный.


III. Предлагают вытянуть максимально вперед обе руки, обратив их
ладонями вниз, после этого правая рука сжимается в кулак. По звуковому
сигналу ребенок должен разжать правую руку и одновременно сжать в
кулак левую руку и в дальнейшем, не дожидаясь других слов команды,
должен в течение 10 с с наибольшей быстротой проделывать одновремен­
ное поочередное сжимание в кулак и разжимание правой и левой рук.
Следят за тем, чтобы не было излишних сопровождающих движений мышц
лица, при наличии которых тест считается невыполненным.

Тест также считается невыполненным, если испытуемый одновременно сжимает в кулак или разжимает обе руки или если он при этой манипуля­ции сгибает одну или обе руки в локтевых суставах - «гребет руками». При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

IV. Предлагают ребенку максимально вытянуть обе руки, обратив их
ладонями вверх, кисть левой руки сжимается в кулак, кисть правой руки,
оставаясь открытой, сгибается в лучезапястном суставе и обращается кон­
чиками пальцев к мизинцу левой руки. По звуковому сигналу ребенок
одновременно должен перевести левую руку в позицию правой (разжать

" кулак и согнуть кисть в лучезапястном суставе, обратив ее кончиками \ пальцев к мизинцу правой руки).

V. Определение моторной зрелости:

Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» (А.Р.Лурия). Ребенку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движе­ний, состоящую из трижды повторяющегося ряда трех вышеназванных движений. Если ребенок не справился с заданием, образец демонстриру­ется повторно до пяти раз. Оценивается по количеству предъявлений, не­обходимых для правильного воспроизведения. Задание доступно большин­ству здоровых детей 6 лет и старше. По данным наблюдений и литерату­ры, избирательные трудности в этом задании (делают большие паузы между движениями, путают последовательность движений или пропускают не­которые из них) характерны для детей со специфическими трудностями; в овладении школьными навыками (дислексией, дисграфией, дискальку-лией). Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Праксис идеаторный и идеомоторный. Действия с реальными предмета­ми. Испытуемому предлагается причесаться; расстегнуть и застегнуть пу­говицы, снять и надеть куртку и др. Действия с воображаемыми предмета­ми: показать, как чистят зубы, пилят дрова, размешивают сахар в чашке и т.п. Выполнение символических действий: попрощаться, молча позвать кого-либо, отдать воинское приветствие и т.д.

Оральный праксис. Простые движения губ и языка, например, высунуть язык; надуть щеки; поместить язык между зубами и нижней губой и т.д.

Действия без предметов и объектов, например, показать, как задува­ют горящую спичку, изобразить поцелуй, сплевывание.


Использованная литература

1. Введение в физическую культуру. - М., 1983.

2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. - М, 1990.

3. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М., 1953.

4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

5. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. - М„ 1995.

6. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - Т. 1. - М., 1968.

7. Утопический роман XVI-XVII веков. - М., 1971.

8. Коменсшй Я.А. // Антология гуманной педагогики. - М., 1971.

9. Дезами Т. Кодекс общности. - М., 1956.

10. Кабе Э. Путешествие в Икарию. - М.; Л., 1948.

11. Фурье Ш. Сочинения. - М., 1954.

12. Оуэн Р. Сочинения. - М.; Л., 1950.

13. Мюллер И. Моя система для детей. - М., 1991.

14. Ломоносов М. В. Сочинения: В 6 т. - М., 1952. - Т. 6.

15. Бецкой И. И. Привилегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. - СПб., 1767.

16. Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. - СПб., 1786. - Ч. V.

17. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. - Т. 1 - М., 1951; Т. 2 - М, 1952.

18. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М, 1947.

19. Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. - М., 1990.

20. Бадалян Л. О. Нервная система // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 5.

21. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М, 1997.

22. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошколь­ного возраста. - М, 1985.

23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991.

24. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 4 т. - М., 1951. - Т. 3. - Кн. 1, 2.

25. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функцио­нальной системы. - М., 1978.

26. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1991.

27. Бернштейн И.А. Физиология движений и активность. - М, 1990.

28. Красногорский И. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности. - М, 1964.

29. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М., 1970.

30. Мотылянская Р. Е. Пути исследования проблемы развития выносливости у юных спортсменов. Выносливость у юных спортсменов / Под ред. Р. Е. Мотылян-ской. - М., 1969.

", 31. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возра­ста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. - М, 1977.

32. Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморе­гуляции. - М., 1979.

33. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. - М., 1980.

34. Юрко Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольно­го возраста. - М., 1977.


35. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. - М., 1982.

36. Фарфель В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища. - М., 1960.

37. Ханна Т. Искусство не стареть: Как вернуть гибкость и здоровье. - СПб., 1997.

38. Доман Г., ДоманД., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. - М., 1998.

39. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребен­ка. - М., 1973.

40. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947.

\ 41. Голубева Л. П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М., 1996.

42. Дубровский В. И. Все виды массажа. - М., 1992.

43. Тернер Р., Нанаяккара. Массаж для детей: Практическое руководство по массажу в домашних условиях. - М., 1998.

44. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психоло­гии. - 1976. - № 1.

45. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1927.

46. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1951. - Т. 1.

47. Быкова А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Дис... канд. пед. наук - М., 1949.

48. Физическая культура в школе: Методика урока в I-III классах. - М., 1971.

49. Иваницкий М. Ф. Движения человеческого тела // Анатомические очерки. - М., 1938.

50. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. - Минск, 1999.

51. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

52. Тюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. - 1989. - № 9.

53. Крупская И. К. О дошкольном воспитании. - М., 1967.

Адашкявичене Э.И Баскетбол для дошкольников. - М., 1983.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1981.

Вавилова Е.Н Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.

Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1983.

Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. - М., 1977.

Грядкина Т.С. Тренажеры для дошкольников. - СПб., 1992.

Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман, Т. И.Осокина. - М., 1995.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 1989.

«Истоки» - базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 1977.

История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. - М., 1985.

Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. - Минск, 1980.

Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1978.

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М., 1973.


Кистяковская М. Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1978.

Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М, 1970.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М., 1978.

Лескова Г. П., Буцинская И. И., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1981.

Литвинова М. Ф. Народные игры. - М., 1986.

Лысова В.Я., Яковлева Т. С, Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлече­ния для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. - М., 1999.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб., 1993.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М., 1978.

Осокина Т. И. Как научить детей плавать. - М., 1985.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1984.

Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В.Кенеман, Т. И.Осоки-ной. - М., 1984.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой. - М., 2005.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. - М., 2000.

Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и ме-* тодика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Сост. А.В.Кене­ман. - М., 1985.

Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М.Д.Ковригиной. - М., 1974.

Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. - Л., 1983.

Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1991.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1979.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение. - М., 2000.

Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Ке-неман, Т.И.Осокиной. - М., 1980.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистя-ковской. - М., 1978.

Фонарев М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских забо­леваниях. - Л., 1977.

Фролов В.Г., Юрко Т.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошколь­ного возраста. - М., 1983.

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1978.


Предисловие............................................................................................................... 3

Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка ... 5

Глава 1. Теория и методика физического воспитания ребенка............. 5

1.1.1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия 5

1.1.2. Связь теории и методики физического воспитания

с другими науками................................................................. 8

1.1.3. О единстве организма и окружающей среды................ 11

1.1.4. Методы исследования в теории физического воспитания 14

Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка................. 17

1.2.1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка 17

1.2.2. Развитие теории физического воспитания

ребенка в царской России................................................... 30

1.2.3. Система физического воспитания ребенка

в советский период................................................................ 36

Глава 3. Задачи и средства физического воспитания............................. 39

1.3.1. Цель и задачи физического воспитания......................... 39

1.3.2. Средства физического воспитания.................................. 42

1.3.3. Физические упражнения - основное средство физического воспитания 43

Часть вторая. Методика физического воспитания и развития ребенка .... 52

Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка

от рождения до 7 лет....................................................................... 52

2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста....... 52

2.1.2. Особенности развития ребенка-дошкольника.............. 59

2.1.3. Характеристика программ по физическому воспитанию 62

Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе

физического воспитания................................................................. 64

2.2.1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 64

2.2.2. Принципы физического воспитания................................. 66

2.2.3. Методы и приемы обучения ребенка.............................. 72

2.2.4. Формирование двигательных навыков

и воспитание психофизических качеств......................... 87

2.2.5. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения 96

2.2.6. Этапы обучения двигательным навыкам....................... 98

2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств.... 102
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста............. 128

2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого

года жизни............................................................................. 128


2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго

и третьего года жизни........................................................ 138

Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста........................ 142

2.4.1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка 142

2.4.2. Виды гимнастики и их характеристика........................ 143

2.4.3. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста 145

Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития

ребенка. Спортивные игры.......................................................... 188

2.5.1. Подвижная игра, ее определение и специфика........... 188

2.5.2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания 192

2.5.3. Теория подвижных игр...................................................... 194

2.5.4. Классификация игр............................................................. 201

2.5.5. Методика проведения подвижных игр.......................... 201

2.5.6. Русские народные подвижные игры.............................. 210

2.5.7. Развитие творчества в подвижных играх..................... 219

2.5.8. Воспитание выразительности движений

в подвижных играх............................................................. 227

2.5.9. Спортивные игры для дошкольников............................ 231

Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников.......................... 247

2.6.1. Характеристика спортивных упражнений.................. 247"*

2.6.2. Обучение ходьбе на лыжах.............................................. 248

2.6.3. Обучение катанию на коньках........................................ 249

2.6.4. Катание на роликовых коньках...................................... 253

2.6.5. Катание на санках.............................................................. 254

2.6.6. Катание на качалках, качелях, каруселях.................. 254

2.6.7. Катание на велосипеде...................................................... 255

2.6.8. Обучение плаванию........................................................... 257

Глава 7. Формы организации физического воспитания

в дошкольных образовательных учреждениях..................... 262

2.7.1. Физкультурные занятия дошкольников........................ 262

2.7.2. Утренняя гимнастика в детском саду............................ 280

2.7.3. Физкультминутка................................................................ 285

2.7.4. Закаливающие мероприятия в сочетании

с физическими упражнениями......................................... 286

2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения

на прогулке........................................................................... 290

2.7.6. Организация экскурсий и туристских прогулок......... 291

2.7.7. Индивидуальная работа с ребенком.............................. 295

2.7.8. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка 296

2.7.9. Активный отдых дошкольников...................................... 297

Глава 8. Планирование и организация работы по физическому

воспитанию в дошкольных учреждениях................................ 302

2.8.1. Планирование работы по физическому

воспитанию дошкольников.............................................. 302


2.8.2. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях 311

2.8.3. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников 315

2.8.4. Врачебный контроль.......................................................... 316

2.8.5. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников 320

2.8.6. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей 324

2.8.7. Санитарно-просветительская работа........................... 325

2.8.8. Физическое воспитание ребенка в семье...................... 326

2.8.9. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями 328

Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении ............................... 335

Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической

культуре ребенка............................................................................ 335

3.1.1. Основные качества специалиста по физической культуре 335

3.1.2. Оформление методического кабинета.......................... 336

3.1.3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами 337

Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания

и развития ребенка» в педагогическом колледже................. 339

3.2.1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию 339

3.2.2. Методика проведения учебной работы....................... 342

Приложения....................................................................................................... 346

Использованная литература........................................................................ 360



Учебное издание

Степаненкова Эмма Яковлевна

Эти тесты на гибкость помогут объективно оценить состояние Ваших мышц и суставов, а также общей физической подготовки.

Мы используем некоторые из этих тестов перед занятиями в группе эффективный стретчинг. Рекомендую проводить эти тесты регулярно, чтобы проверить прогресс в развитии гибкости и симметрии тела.

4 теста на гибкость

  • Тест 2. Ласточка
  • Тест 3. Гибкость рук и плечевого пояса
  • Тест 4. Снэтч - тест

Тест на гибкость 1. Умеете ли Вы сидеть?

Вопрос смешной, не так ли? Но это только на первый взгляд.

Ниже я даю фотошкалу, характеризующую Ваш навык сидения. Для выполнения теста необходимо сесть на пол и выпрямить ноги в коленях. Ноги поставить вместе. Постараться выпрямить тело, придать ему вертикальное положение и прогнуть поясницу. Ноги при этом должны оставаться совершенно прямыми.

Дело плохо! Оценка 1.

Вы не можете сидеть с выпрямленными ногами и вынуждены опираться руками позади себя.

Дело лучше! Оценка 2.

Вы некоторое время можете держать тело, но быстро наступает момент, когда нужна помощь руками. Силы в спине не хватает, чтобы её выпрямить. Сохраняется округление в пояснице. Тянет под коленями при попытке выпрямить спину.

Более-менее хорошо. Оценка 3.

Спину более-менее контролируете, тянет под коленями. С небольшой помощью рук можете занять показанное на фото положение.

Очень хорошо! Оценка 4.

Вы почти без усилий можете сидеть с вертикальным торсом. В пояснице может ощущаться напряжение. Немного тянет под коленями. Хочется согнуть ноги или «отпустить» поясницу назад.

Отлично! Оценка 5.

Вы без усилий сидите прямо с выпрямленными ногами. Можете поднять прямые руки вверх без особого напряжения в спине и без ощущений под коленями.

Тест 2. Ласточка.

Это сложное координационное упражнение, требующее изрядной ловкости, силы и гибкости. Оно отлично характеризует Ваш уровень равновесия, гибкости, координации движений и служит показательным тестом.

Ваша задача - стоя на прямой (почти прямой) ноге придать телу и второй ноге горизонтальное (или близкое к этому) положение, и удерживать его в течение 5-7 секунд. Потеря равновесия означает, что данный уровень Вам пока недоступен. Мы это быстро исправим на тренинге.

Вы можете столкнуться с проблемой асимметрии, которая проявляется в разности ощущений и управляемости тела при выполнении упражнения на разных ногах. Это, в целом, нормальная ситуация. Но она говорит о некотором дисбалансе в гибкости и развитии мышц-стабилизаторов (спина, ягодицы, бёдра, вестибулярный аппарат, зрение и т.д.). С этим дисбалансом можно и нужно поработать.

Исходное положение

Встаньте прямо, дышите ровно. Ощутите чувство равновесия. Настройтесь выполнить упражнение на одной ноге.

Плавно отведите ногу назад, разведите руки в стороны для равновесия. Очень важно не придерживаться ни за что руками, а надеяться только на своё равновесие.

Если Вы достигли такого положения и продержались не менее 5-7 секунд на каждой ноге, уже зачёт! Это твёрдая тройка.

Достижение вот этого положения и удержание его 5-7 секунд для каждой ноги - крепкая четвёрка.

Ну а это пять! Нужно продержаться так 5-7 секунд для каждой ноги.

Тест 3. Гибкость рук и плечевого пояса.

Для теста нужна верёвка или длинная лёгкая палка. Я использовал любимую скакалку.

Нужно замерить рулеткой или швейной измерительной лентой минимальную ширину между руками, при которой Вам удалось комфортно опустить руки за спиной и вернуть их в исходное положение (руки вверх).

Исходное положение. Начните с расстояния более метра между руками.

Начинаем опускать прямые руки назад. Чувствуем растяжку в бицепсах, мышцах груди. Упражнение делаем плавно, без ускорений и рывков.

Пиковая точка теста. Наиболее сложное положение, В нём не должно быть чрезмерного растяжения, руки должны быть прямыми. Если не справляетесь, не делайте через силу. Ни в коем случае не допускайте неравномерных движений в плечах. Руки должны двигаться симметрично и синхронно.

Нижняя точка, когда тест на гибкость выполнен. Но после этого попробуйте вернуть руки снова вверх, выполнив обратное движение (это не обязательно, но выполнение будет говорить о нормально подобранной ширине между руками).

Тест 4. Снэтч - тест.

Это обычные приседания с длинной палкой над головой. Удерживайте палку прямыми руками. Ширина хвата - более метра. Должно быть широко и удобно.

Ноги поставьте чуть шире плеч. Носки ног слегка разведите в стороны. Приседание начинайте с движения таза назад и прогиба в пояснице.

Вид сбоку.

Зачётным считается выполнение теста так, как показано на фото. Всё остальное - незачёт.опубликовано .

Роман Помазанов

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

© 2024 Спорт и жизнь