Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мировое супер ралли париж-дакар. История дакара История ралли-рейда «Дакар»

540 команд начали в 2009 году (с 3 по 17 января) двухнедельные ралли Дакар: Буэнос-Айрес (Аргентина) - Вальпараисо (Чили). Им предстояло преодолеть 9578 километров (14 этапов) по бездорожью. Ралли «Дакар» (ранее известные как «Ралли Париж - Дакар») - ежегодная трансконтинентальная гонка, которую основал французский мотоциклист Тьерри Сабин в 1978 году. К гонке допускаются автомобили с массой менее 3500 килограмм, которые подразделяются на три категории: Т1 (усовершенствованные внедорожники), Т2 (серийные внедорожники), Open (все остальные).
Дистанция, которую спортсмены должны преодолеть за наименьшее время, делится на отдельные участки. Кроме этого на ралли «Дакар» проводятся заезды на мотоциклах, квадроциклах, а также небольших грузовичках (все они также подразделяются на категории).
Каждому участнику выдается навигационное устройство GPS, по которому смогут определить его местоположение в чрезвычайной ситуации (для навигации использовать запрещено, иначе участник снимается с гонки).
Из-за страха перед возможными террористическими атаками, провести ралли было решено в Южной Америке.
(см. )

Карлос Сайнс на автомобиле Volkswagen Race Touareg 2 — знаменитый испанский автогонщик, двукратный чемпион мира, четырехкратный вице-чемпион мира, пятикратный «бронзовый призер» чемпионата мира, а также победитель ралли Дакар 2010 года.

Фото сделано во время отдыха в Вальпараисо, Чили.

Кирилл Депре из Франции на заправке во время восьмого этапа ралли Дакар.

Роббин Гордон (США) на своем Хаммере. Восьмой этап гонок, между Вальпараисо и Ла-Серена, Чили.

Лидирующий мотоциклист ралли Дакар, за спиной которого уже 419 километров пройденного пути.

Облака окутали горы Анды, Южная Америка.

Джакомо Висмара (Италия), участник автогонок, на своем мерседесе проехал уже 797 километров.

Кирилл Депре (Франция) между Вальпараисо и Ла-Серена, Чили.

Стефан Петрансель — французский мото- и автогонщик. На фото он во время прохождения третьего этапа ралли на внедорожнике Mitsubishi.

Жерар Фаррес Гуелль из Испании на своем мотоцикле марки KTM во время четвертого этапа автогонок, Аргентина.

Россияне Леонид Новицкий и его штурман Олег Тюпенкин в BMW на очередных ралли «Дакар 2009», в 180 километрах к юго-западу от Буэнос-Айреса.

Французский мотоциклист на первом участке ралли Дакар, между Буэнос Айресом и Санта Розой, упал со своего мотоцикла и остался лежать на земле в то время, как мимо него проносились автомобили с другими участниками гонки.

Французский участник, Дэвид Кастеу, на своем мотоцикле марки KTM на первом этапе ралли между Буэнос-Айрес и Санта-Роса-де-Ла-Пампа, Аргентина.

Участник ралли проносится на своем мотоцикле мимо утки с утятами на пятом этапе автогонок.

Французский автогонщик Жан-Луи Шлессер в ходе 11-го этапа на своем спортивном автомобиле. Жан-Луи — двукратный победитель ралли Париж-Дакар.

Испанец Карлос Сайнс пытается удержать свой Volkswagen на трассе во время четвертого этапа «Дакар-2009».

Робби Гордон из США взлетел на своем Хаммере во время шестого этапа ралли «Дакар 2009», между Сан-Рафаэлем и Мендоса, Аргентина, 8 января 2009 года.

Мотоциклист Дэвид Кастеу (Франция) показывает место, куда его ужалила пчела во время третьего этапа ралли «Дакар», Аргентина.

Марк Кома (Испанец) на мотоцикле марки KTM преодолевает шестой этап автогонок между Сан-Рафаэлем и Мендоса, Аргентина.

Француз Эрика Вигуру на своем Хаммере во время прохождения второго этапа гонки, между Санта-Роса-де-Ла-Пампа и Пуэрто-Мадрин, Аргентина.

Два гонщика преодолевают дюны на шестом этапе ралли «Дакар 2009», между Сан-Рафаэлем и Мендоса.

Испанец Хуан Мануэль Пельисер на мотоцикле марки BMW во время седьмого этапа (преодолел уже 899 километров).

Механики ремонтируют мотоцикл одного из участников заезда по окончании пятого этапа ежегодных гонок.

Mitsubishi испанца Нани Рома осматривает механик на предмет поломок в Вальпараисо, Чили, по окончании седьмого этапа гонок.

Французский гонщик Паскаль Гилберт рассказывает по телефону о смерти друга и товарища по команде Паскаля Терри (49 лет), который пропал после второго этапа на трассе «Дакар» и был позже найден мертвым (отек легких).

Катар Салех Насер Аль-Аттия и его штурман Тина Tорнер на своем BMW проехали уже 488 километров.

Испанец Марк Кома на своем мотоцикле марки KTM заканчивает шестой этап ралли, который проходил между Сан-Рафаэлем и Мендоса, Аргентина.

Volkswagen Марка Миллера из США на крутом повороте во время прохождения восьмого этапа гонки, между Вальпараисо и Ла-Серена, Чили.

Француз Luc Pagnon на своем мотоцикле марки KTM пересекает водную преграду на третьем этапе ралли, Аргентина.

Испанец Марк Кома на шестом этапа «Дакар 2009», из Сан-Рафаэля до Мендосы.

Ралли Дакар (ранее Ралли Париж-Дакар) – ралли-марафон, который проводится ежегодно с 1978 года. Изо всех раллийных гонок является самым большим по протяженности. Соревнуются не только профессионалы – до 80% участников составляют любители, которым в жизни не хватает адреналина. Участники разбиты на категории автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и грузовиков. До переноса гонки на Американский континент в 2009 году, маршруты ралли пролегали по территории Европы и Африки.

История.

Организатором нового ралли по пустыне стал известный французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году, участвуя в другом ралли, проходившем по пустыне Сахара, он сбился с пути, но был спасен местными жителями. Дебютное Ралли Дакар началось в Париже под новый, 1979 год, а завершилось в Дакаре через три недели.

В первой гонке экипажи автомобилей, грузовиков и мотоциклов ушли со старта одновременно, в результате весь пьедестал заняли мотоциклисты. С 1980 года введена классификация участников, и с тех пор призы вручают победителям каждой из трех категорий. Основатель гонки трагически погиб в 1986 году в катастрофе с вертолетом, но его дело продолжает жить.

Изначально маршруты ралли прокладывались по странам Европы и Африки, а одной из крайних точек гонки, за редким исключением, был город Дакар – столица Сенегала. Накануне гонки 2008 года в Мавритании произошла стычка приезжих с местным населением на религиозной почве, в результате которой погибли французские туристы. Поэтому гонку пришлось отменить, а с 2009 года состязание проводится в Южной Америке по территории Аргентины, Перу и Чили. Сахару заменила пустыня Атакама. Также с 2009 года был введена категория квадроциклов.


Правила.

Ралли стартует ежегодно в первые дни января. Гонки проводятся на трассах общего пользования без ограничения движения транспорта. Соревнования идут каждый день, средняя длина дневного этапа от 700 до 900 км. Обычно организаторы прокладывают трассу по горным дорогам через Анды, вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, по пустыне Атакама.

Общая протяженность маршрута – около 10 000 километров.

Дорожное покрытие характерно для пустыни – солончаки, песок песчаных дюн, камни. К тому же погода тоже подбрасывает сюрпризы, что усложняет соревнования.

Для контроля участникам выдают GPS передатчики, но прокладывать маршрут им предстоит традиционным способом, для этого выдают легенду и карту местности. При прохождении трассы гонщики отмечаются на контрольных пунктах. Для более точного контроля существуют и скрытые пункты, о которых участники не знают.

Этап проводится весь день – от рассвета до заката, когда гонщики приезжают на промежуточный финиш. Для сна, как правило, отводится пару часов, остальное время идет ремонт и подготовка машины к участию в гонке.

Победителем становится лидер в общем зачете. Если серьезные заводские команды бьются за первые места пьедестала, то для большей части любителей главное в гонке – хотя бы просто дойти до финиша. Доходит же, как правило, меньше половины участников.

По результатам гонки присуждается звание Чемпиона Дакара среди пилотов, штурманов, производителям вручается Кубок конструкторов. Памятный приз в виде маленькой фигурки туарега вручается каждому участнику, благополучно доехавшему до финиша. Несмотря на то, что практически каждый год на ралли случаются аварии и несчастные случаи со смертельным исходом, сотни энтузиастов отправляются ежегодно под Новый год в Южную Америку. Прямо, как в песне Высоцкого «Здесь вам не равнина».

Рекорды.

В классе автомобилей и мотоциклов лучшим пилотом является француз Стефан Петрансель, который до 1998 года выступал на мотоциклах, а потом пересел на автомобиль (5 и 6 раз соответственно выигрывал). В 2015 году завоевал свой пятый титул мотогонщик испанец Марк Кома. В классе квадроциклов дважды побеждали аргентинцы Алехандро Патронелли и Маркос Патронелли. Вне конкуренции в классе грузовиков Владимир Чагин (7 побед).
Лидеры в Кубке конструкторов в каждом классе: автомобили - Mitsubishi (12 побед), мотоциклы - КТМ (14 побед), квадроциклы - Yamaha (7 побед) и грузовики - КАМАЗ (13 побед).
В зачете наций лидируют Франция (автомобили – 20 раз, мотоциклы - 22 раза), Аргентина (квадроциклы - 4 раза) и Россия (грузовики – 13 раз).

Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.

Прагматичное начало

В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.

Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.

Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.

История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.

Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Сложности с названием

На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.

Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».

Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.

Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.

Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.

Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.

Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.

Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.

Маршрут

Длина маршрута

Количество участвовавших транспортных средств

Общая, км.

Из них спецучастки, %

На старте, шт.

Из них дошли до финиша, %

1979 Париж – Алжир – Дакар 10 000 32 182 41
1980 10 000 41 216 38
1981 6 263 54 291 31
1982 10 000 60 385 33
1983 12 000 43 385 32
1984 12 000 49 427 35
1985 Версаль — Алжир – Дакар 14 000 53 552 26
1986 15 000 52 486 21
1987 13 000 64 539 23
1988 12 874 51 603 25
1989 Париж – Тунис – Дакар 10 831 61 473 44
1990 Париж – Ливия – Дакар 11 420 75 465 29
1991 9 186 63 406 43
1992 Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) 12 427 50 332 51
1993 Париж – Марокко – Дакар 8 877 50 153 44
1994 Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж 13 379 33 259 44
1995 Гранада (Испания) – Марокко – Дакар 10 109 57 205 50
1996 7 579 82 295 41
1997 Дакар – Нигер – Дакар 8 049 81 280 50
1998 10 593 49 349 30
1999 Гранада – Марокко – Дакар 9 393 60 297 37
2000 Дакар – Каир 7 863 64 401 56
2001 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 219 60 358 39
2002 Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 436 69 425 31
2003 Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх 8 552 61 490 38
2004 Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 507 49 595 27
2005 Барселона – Марокко – Дакар 9 039 60 688 31
2006 Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар 9 043 53 475 41
2007 7 915 54 511 59
2008 Отменен из соображений безопасности
2009 9 574 50 501 54
2010 9 030 53 362 52
2011 9 605 52 407 50
2012 Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) 8 393 50 443 56
2013 Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) 8 574 48 449 67
2014 Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) 9 374 56 431 47
2015 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 295 51 406 51
2016 Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио 9 075 53 354 60
СРЕДНЕЕ: 10 040 55 402 41

Как проходят гонки Дакар

Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.

Правила дакаровской гонки минимальны:

  • Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
  • Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
  • Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
  • Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
  • Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности. Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
  • Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
  • Месяц проведения – январь.

Победители Дакара

За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего. Например:

  • российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);
  • французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);
  • на автомобилях также часто лучшие – французы;
  • аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.

Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.

Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2016 г.

А что же Тьерри Сабин?

Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.

Инициатором гонок «Париж-Дакар» был француз Тьерри Сабин, который в 1977 году заблудился на мотоцикле в пустыне. Его спасли аборигены, казалось, надо радоваться и больше никогда в пустыню не возвращаться. Но Сабин был не таким человеком, его настолько восхитила пустыня, что он захотел показать ее красоту всем. Экстремал составил маршрут ралли, который объединил континенты. Начало - Париж в центре Европы, конечная точка - Дакар на самом западе Африки. Трасса «Париж-Дакар» проходила через Алжир, но потом усложнилась политическая обстановка, и гонщики стали проезжать через Марокко или Ливию.

Маршрут знаменитого ралли, до сих пор считающегося самым сложным и престижным, не раз менялся. Причем изменения были весьма серьезными.

  • В 1989 году трасса «Париж-Дакар» прошла через Тунис и Ливию, а еще год спустя Тунис был исключен из маршрута. Из Франции стали переправляться в Триполи (ливийскую столицу);
  • В 1992 году первый раз в истории гонки завершились не в том городе, который дал им имя, а в Кейптауне. Трасса прошла через всю Африку;
  • 1994 год - маршрут сделали закольцованным;
  • 1995 год тоже внес свои коррективы: старт автосостязаниям был дан не в Париже, а в Гренаде.

К сожалению, зачастую маршрут невероятно интересной и сложной гонки «Париж-Дакар» менялся по соображениям безопасности - устроители боялись террористических актов и не хотели рисковать. Поэтому в 2000 году ралли снова пришлось заканчивать не в родном для него Дакаре, а у подножия таинственных пирамид в Египте. В 2008-ом впервые марафон был отменен - снова из-за угроз террористов.

Маршрут 2015 года

Сейчас у гонки «Париж-Дакар» маршрут изменился уже полностью. От прежних лет на память сохранилось только название «Дакар». Теперь вся трасса проходит по Южной Америке, в 2015 году машины стартуют из Буэнос-Айреса. Путь составит 9 000 километров (стоит отметить, что 5 000 - спецучастки), чтобы гонщики, проехав по Аргентине, Чили, Боливии, вернулись снова в Буэнос-Айрес. На карте этот маршрут выглядит почти идеально ровным кругом.

Как бы ни менялась трасса «Париж-Дакар» на карте, непременным остается дух соревнования, смелость и решительность спортсменов, готовых к риску и преодолению трудностей.

© 2024 Спорт и жизнь