Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Айрат Мардеев: «Дакар» – всегда особое событие. Айрат мардеев: де рой не поедет туда, где нет команды "камаз-мастер" Сын за отца

выполнили программу-максимум, заняв весь подиум в зачёте грузовиков. Впервые чемпионом ралли-многодневки стал 28-летний Айрат Мардеев. Свою победу он посвятил отцу Ильгизару Мардееву, разбившемуся на квадроцикле в августе 2014 года.

Сын за отца

– Мой отец был пилотом «КАМАЗ-мастер», так что я вырос в атмосфере особого отношения к «Дакару». Когда отец возвращался домой, он рассказывал мне много историй о гонках в Африке. Именно отец научил меня тому, как важно работать в команде.

– Отец финишировал на подиуме два раза, но так и не стал чемпионом «Дакара». Надеюсь, теперь он смотрит на нас, радуется очередной победе «КАМАЗ-мастер» и фамилии Мардеев на победном трофее.

Подготовка

– Наверное, сложно поверить, но я и вся наша команда уже сейчас переполнены желанием вернуться на «Дакар» в следующем году. Но для начала нам придётся погрузить наши грузовики и проделать путь свыше 5000 километров на базу в Набережные Челны. После этого у меня будет несколько дней отдыха, которые я планирую провести с женой и матерью. Потом вместе с командой мы отправимся в Москву, где пройдёт общение с прессой. А вот после этого всё мое внимание будет приковано к подготовке в ралли «Дакар-2016».

Традиции

– Трое из четырёх действующих пилотов команды «КАМАЗ-мастер» выигрывали чемпионов «Дакар», и я рад, что присоединился в этом списке к Эдуарду Николаеву и Андрею Каргинову. К тому же, в этом году команда сделала золотой хет-трик, заняв весь подиум. Хочу поблагодарить Владимира Чагина и наше руководство за возможность соревноваться с такими сильными пилотами. Но вне трассы мы всегда остаёмся друзьями и поддерживаем друг друга.

Заслуга всего экипажа

– Каждый член команды приложил усилия к этому великому результату для «КАМАЗ-мастер». Поэтому, помимо пилотов, на чемпионском подиуме стоят ещё шесть членов команды.

– Стоит высказать отдельные слова благодарности экипажу Дмитрия Сотникова. Мы не нуждались в помощи машины-технички Дмитрия, но всю дистанцию преодолели с уверенностью, что он придёт на помощь, если это будет необходимо. Работу пилота технички много раз выполнял мой отец, поэтому я знаю, что это особый навык.

– Что касается парней, финишировавших со мной в кабине, то они проделали фантастическую работу на каждом этапе. Здорово, что мы победили, ведь наш штурман Айдар Беляев – один ветеранов команды, и он дважды выигрывал гонку раньше. С другой стороны возрастной шкалы находится механик Дмитрий Свистунов. Для этого молодого парня нынешний «Дакар» стал первой гонкой такого уровня, и он сразу же стал чемпионом. Я сказал ему, что подобное происходит крайне редко.

Вчера вечером новости принесли страшную весть - погиб Ильгизар Мардеев, разбился на квадроцикле.

Я не могу поверить, что этого жизнерадостного и целеустремлённого человека больше нет с нами. Вот только на днях я видел его улыбающегося на фотографиях парней, приехавших в Челны в гости к команде...

Вечная память великому человеку.

Держись, команда...

Под катом материал от "КАМАЗ-мастер".


Невозможно поверить, что Ильгизара, полного жизни, устремлений и новых планов больше нет с нами. Для всех нас это огромная и невосполнимая потеря. Ушёл из жизни человек необыкновенного обаяния, таланта и трудолюбия. Ильгизар Азатович отдавал себя любимому делу без остатка и пользовался неоспоримым авторитетом, всегда отличался беззаветным мужеством, упорством в достижении поставленных целей, неустанным стремлением к новому.

Судьба уже испытывала его на прочность. Чудом выжив после страшной аварии 2005 года, он только благодаря своей огромной воле, поддержке семьи и коллег не остался прикованным к инвалидному креслу. Более того, уже через год, превозмогая сильнейшие боли Ильгизар Мардеев привел свой экипаж и всю команду к серебряным наградам ралли «Дакар-2007».

Имя Ильгизара Мардеева неразрывно связано с историей команды «КАМАЗ-мастер» со дня ее основания. За все эти годы он показал себя отличным товарищем и надежным пилотом. Именно поэтому ему была доверена сложная роль пилота быстрой технички на гоночной трассе. Одновременно, являясь начальником производства, Ильгизар руководил подготовкой машин к соревнованиям. Во всех победах команды, безусловно, его огромная заслуга.

Невозможно найти слова утешения и примирения со страшной несправедливостью судьбы для родных и близких.

Лейсан Гаяновна, Айрат, Резеда, Ксения, в этот тяжелый момент мы с вами.

Ильгизар, ты всегда будешь в наших сердцах!

Светлая память!

Команда "КАМАЗ-мастер"

Cвою трудовую биографию на «КАМАЗе» Ильгизар Мардеев начал в 1975 году как фрезеровщик экспериментального цеха при Управлении Главного конструктора. После службы в армии поступил на работу на завод двигателей КАМАЗа, пройдя путь от слесаря до инженера по испытаниям двигателей. По его словам, профессией испытателя автомобилей, а также гонками, он увлекся еще в детстве, когда случайно по телевизору увидел, как машина каскадера едет по спирали. В 1986 году Ильгизар переходит в Научно-технический центр КАМАЗа, где занимается изготовлением «Багги» и как механик, принимает участие во всесоюзных соревнованиях и гонках на Кубок Европы по этому виду спорта.

С 1992 года он становится постоянным участником международных ралли-марафонов в качестве водителя машин технической поддержки. В 1997 году пробует себя в качестве штурмана спортивного экипажа, а в 2002 году пересаживается в кресло пилота.

В 2007 году на «Дакаре», когда лидирующий экипаж В.Чагина попал в аварию, Ильгизару пришлось вступить в упорную борьбу с именитыми соперниками, защищая честь команды. И его экипаж завоевал серебро Дакара!

В 2011 году в упорной борьбе его экипаж занимает 4-е место на ралли "Дакар", вырвав на финише несколько минут у очень серьезного соперника - Франца Эхтера. Впервые в истории все первые 4 места заняли камазовские экипажи.

Работая начальником производства Некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт», Мардеев И.А. организует весь спектр работ по сборке и испытаниям гоночных грузовиков. Его старший сын - Айрат Мардеев, пошел по стопам отца, активно занимается картингом, является пилотом команды «КАМАЗ-мастер».


Айрат Мардеев - пилот

В команде с 2006 года

Заслуженный мастер спорта России

Хобби: картинг

Семейный статус: женат

Спортивные достижения

2007 г., «Хазарские степи», механик в экипаже И.Мардеева, 1 место
2008 г., этап Чемпионата России «Тихий Дон», пилот, 3 место
2009 г., «Дакар», механик в экипаже И. Мардеева, 4 место
2010 г., «Хазарские степи», пилот, 4 место
2011 г., «Дакар», механик в экипаже И. Мардеева, 4 место
2011 г., «Золото Кагана», пилот, 2 место
2011 г., «Симбирский тракт», пилот, 1 место
2011 г., «Шелковый путь» - серия «Дакар», пилот, 5 место
2012 г., «Золото Кагана», пилот, 2 место
2012 г., «Симбирский тракт», пилот, 1 место
2012 г., Ралли «Шелковый путь», пилот, 1 место
2013 г., Чемпионат России по ралли-рейдам, 1 место
2013 г., «Дакар», пилот, 2 место
2014 г., «Золото Кагана», пилот, 1 место
2015 г., «Дакар», пилот, 1 место
2015 г., "Золото Кагана", пилот, 2 место
2015 г., "Великая степь", пилот, 2 место
2016 г., «Дакар», пилот, пилот, 2 место
2016 г., "Шелковый путь", пилот, 1 место
2017 г.. "Великая степь - Дон", пилот, 1 место
2017 г.. "Шелковый путь", пилот, 3 место
2018 г., «Дакар», пилот, пилот, 3 место
2018 г.. "Шелковый путь", пилот, 2 место

Награды:

2011 - Благодарственное письмо Премьер-министра РТ
2013 - медаль "За доблестный труд"
2015 - звание «Заслуженный машиностроитель РТ»
2017 - Почетное звание «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан»

Еще будучи школьником Айрат Мардеев целыми днями проводил в цехе спортивной команды «КАМАЗ-мастер». Любовь к технике у Айрата от отца - прославленного раллийного пилота Ильгизара Мардеева. Азы водительского мастерства Айрат усвоил с 11 лет, участвуя в соревнованиях по картингу, он неплохо преуспел в этой дисциплине, став призером и победителем всероссийских соревнований.

С 2006 года Мардеев А. работает в команде «КАМАЗ-мастер». В это время он занимается сборкой спортивных автомобилей КАМАЗ-4911, 4326, их испытанием и доводкой. В процессе испытаний часто возникают критические ситуации, как для людей, так и для автотехники. Айрат, несмотря на его молодой возраст, умело справляется с этими трудностями. Умение быстро учиться - хорошая черта Мардеева-младшего.

Первым крупным успехом Айрата на международных соревнованиях стала победа в престижном ралли-марафоне «Шелковый путь» в 2012 году. Серьезность амбиций Мардеева-младшего подтвердила и победа его экипажа в Чемпионате России по итогам 2013 года и второе место в ралли «Дакар-2013». Победа в самом экстремальном марафоне планеты стала логичным продолжением карьеры - в 2015 году Айрат Мардеев триумфально поднялся на подиум «Дакара» в Буэнос-Айресе. Пилот посвятил свою победу отцу - Ильгизару Мардееву, трагически погибшему в августе 2014 года. «Я надеюсь, отец сейчас видит этот счастливый момент. Мы много сделали для этой победы: вся команда, ночные механики и те, кто здесь, и те, кто остались дома», - такими были первые слова Айрата после финиша.

В начале сезона-2016 экипаж Айрат Мардеев - Айдар Беляев - Дмитрий Свистунов стал лучшим из камазовских экипажей став вторым на финише «Дакара». Но уже в июле этот же экипаж побеждает в труднейшем ралли-марафоне «Шелковый путь-2016. Москва-Астана-Пекин».

По меркам ралли-рейдов, пилот «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев ещё совсем молодой гонщик, ему всего 30 лет. Тем не менее, Айрат уже считается одним из сильнейших гонщиков в своей категории – на его счету победа на «Дакаре» в 2015 году, победа на «Шёлковом пути» в 2012-м и 2016-м, и ещё множество других успехов – побед и подиумов.

На очередной «Дакар» он отправляется в статусе одного из четырёх фаворитов – и все четыре выступают за «КАМАЗ-мастер». Тем не менее, в ралли-рейдах никогда не бывает легко, а нынешняя гонка обещает быть особенно сложной для всех участников. В интервью сайт Айрат рассказал о том, чего ждёт от своего восьмого «Дакара».

Вопрос: Айрат, этот «Дакар» будет для вас уже восьмым. Есть что-то новое в ощущениях, или выступление на этом марафоне и вообще на ралли-рейдах уже превратилось для вас в обычную работу?
Айрат Мардеев: Конечно же, «Дакар» – это всегда особое событие. На этот раз он будет юбилейным, что накладывает на нас ещё большую ответственность. Организаторы обещают, что трасса будет сложнее, нас ждёт больше песков, в число стран, по которым проходит гонка, вернулась, наконец, Перу – думаю, будет очень непросто.

Вопрос: Каким образом возвращение Перу влияет на характер маршрута?
Айрат Мардеев: Будет больше песков. Традиционно все песчаные этапы на южноамериканском «Дакаре» проходят в Перу и Чили. Чили в этом году нет, но вернулась Перу, и там будет интересно. Тем более, что эта часть маршрута нас ждёт в самом начале марафона, это делает задачу ещё сложнее. С последних выступлений в песках у всех прошло несколько месяцев, все что-то подзабыли, но времени для раскачки не будет.

Вопрос: Чем машина, на которой вы поедете на этом «Дакаре», отличается от той, что вы пилотировали на «Шёлковом пути»?
Айрат Мардеев: Главное отличие – коробка передач. На «Шёлковом пути» мы испытывали автоматическую трансмиссию, на «Дакаре» вернёмся к механической. С автоматом мы ещё будем работать в следующем году, но на главной гонке в году используем проверенные решения. Кроме того, поработали над развесовкой, над центром тяжести – постарались опустить его как можно ниже. Важное изменение – все машины будут с пружинными амортизаторами. Мы давно испытывали это решение и, наконец, используем его в боевом режиме. Наши конкуренты используют пружины уже давно, мы же не так быстро внедрили это решение, потому что были вопросы с надёжностью. Мы же хотели быть абсолютно уверены в них. Теперь это так, и, уверен, это добавит нам скорости на бездорожье.

Вопрос: Почему вы отказались от «автомата»? В чём его минусы?
Айрат Мардеев: Мы от него не отказались, над этим решением будем работать и дальше. Просто не используем на «Дакаре». Одна из проблем с автоматической трансмиссией заключается в том, что эта коробка была куплена нами у команды MKR Марио Кресса, выступающей в европейском чемпионате по гонкам грузовиков – у производителя этих коробок ZF с ними эксклюзивный контракт. Из-за этого есть ряд ограничений – мы не можем залезать внутрь коробки, не можем её дорабатывать, адаптировать и так далее. Каждое действие нам приходилось согласовывать, а это, на мой взгляд, для команды нашего уровня неприемлемо, мы хотим сами всё контролировать. А самое важное – отсутствие трансмиссионного тормоза. Точнее, он есть, но недостаточно эффективен, а его логика управления не совсем подходит для спорта, для наших задач. Поэтому теперь мы направили свои усилия на работу с другими вариантами автоматической коробки, а на «Дакар» поехали без неё.

Вопрос: Из-за этого на «Шёлковом пути» вам приходилось больше использовать тормоза?
Айрат Мардеев: Да, именно. Мы больше нагружали тормоза, температура колодок и их износ были значительно выше. За «Шёлковый путь» мы износили четыре комплекта тормозов, хотя обычно уходит только два.

Вопрос: Какой из экипажей начнёт гонку в качестве «боевой технички»?
Айрат Мардеев: Начинать будет Антон Шибалов, а затем, по ходу гонки будем смотреть на результаты – возможно, блок с запчастями будет установлен на какую-то другую машину, у которой шансов на победу будет меньше.

Вопрос: На «Шёлковом пути» все четыре экипажа использовали разные грузовики. На «Дакаре» разница тоже будет, или они больше похожи?
Айрат Мардеев: Нет, на этот раз разницы почти нет. Три машины совершенно одинаковые – у меня, Эдуарда Николаева и Антона Шибалова. Разница только в том, что у Эдуарда другие колёса, а на грузовике Антона, как я уже сказал, на первом этапе будет установлен блок с запчастями. Что касается машины Дмитрия Сотникова, то она отличается, на ней стоит рядный 6-цилиндровый 13-литровый мотор, соответствующий регламенту 2019 года. Конечно, у всех у нас разные настройки, подвеску и тормоза каждый подстраивает под себя.

Вопрос: Это последний «Дакар», на котором позволено использовать двигатели объёмом более 13-и литров. Это для вас что-то значит? Вы хотите оставить последнюю победу на 16-литровом моторе за собой, или уже ждёте, когда, наконец, получите возможность выступать на 13-литровом двигателе?
Айрат Мардеев: Я каждый год рассматриваю в отдельности, хочу выиграть каждый «Дакар», в котором участвую. Этот, разумеется, не исключение. Конечно, если всё сложится удачно и получится победить, то будет приятно осознавать тот факт, что мы ещё и оставили за собой последний успех на моторах V8 объёмом 16 литров. Но пока об этом говорить рано.

Вопрос: У вас день рождения 1 января, так что все последние годы вы отмечали его уже там, в Южной Америке, вдали от семьи. На этот раз, так как гонка стартует позже, будет возможность отметить его с семьёй. Вы рады?
Айрат Мардеев: Конечно, я очень рад! Восемь лет я не был дома на Новый год и день рождения, так что очень приятно, что, наконец, смогу провести их с близкими.

Вопрос: Но отметить как следует не удастся, ведь на следующий день у вас самолёт!
Айрат Мардеев: Да, но ничего страшного! (смеётся) На самом деле, мы спортсмены, так что в любом случае соблюдаем режим. Ну и во вторых – да, на следующий день вылетаем в Перу, на гонку. На самом деле всё равно мысли уже будут там, на «Дакаре». Так было практически весь декабрь – мы думаем только о гонке, готовимся, настраиваемся, так что сложно переориентироваться на праздники. Это не как в детстве, когда ждёшь 31 декабря целый год – в последнее время это был просто очередной день календаря. Хотя, на этот раз, думаю, всё же будет немного иначе – ведь я буду с семьёй.

Айрат Мардеев: «Дакар» – всегда особое событие. По меркам ралли-рейдов, пилот «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев ещё совсем молодой гонщик, ему всего 30 лет. Тем не менее, Айрат уже считается одним из сильнейших гонщиков в своей категории – на его счету победа на «Дакаре» в 2015 году, победа на «Шёлковом пути» в 2012-м и 2016-м, и ещё множество других успехов – побед и подиумов. На очередной «Дакар» он отправляется в статусе одного из четырёх фаворитов – и все четыре выступают за «КАМАЗ-мастер». Тем не менее, в ралли-рейдах никогда не бывает легко, а нынешняя гонка обещает быть особенно сложной для всех участников. В интервью F1News.Ru Айрат рассказал о том, чего ждёт от своего восьмого «Дакара». Вопрос: Айрат, этот «Дакар» будет для вас уже восьмым. Есть что-то новое в ощущениях, или выступление на этом марафоне и вообще на ралли-рейдах уже превратилось для вас в обычную работу? Айрат Мардеев: Конечно же, «Дакар» – это всегда особое событие. На этот раз он будет юбилейным, что накладывает на нас ещё большую ответственность. Организаторы обещают, что трасса будет сложнее, нас ждёт больше песков, в число стран, по которым проходит гонка, вернулась, наконец, Перу – думаю, будет очень непросто. Вопрос: Каким образом возвращение Перу влияет на характер маршрута? Айрат Мардеев: Будет больше песков. Традиционно все песчаные этапы на южноамериканском «Дакаре» проходят в Перу и Чили. Чили в этом году нет, но зато вернулась Перу, и там будет интересно. Тем более, что эта часть маршрута нас ждёт в самом начале марафона, это делает задачу ещё сложнее. С последних выступлений в песках у всех прошло несколько месяцев, всё что-то подзабыли, но времени для раскачки не будет. Вопрос: Чем машина, на которой вы поедете на этом «Дакаре», отличается от той, что вы пилотировали на «Шёлковом пути»? Айрат Мардеев: Главное отличие – коробка передач. На «Шёлковом пути» мы испытывали автоматическую трансмиссию, на «Дакаре» вернёмся к механической. С автоматом мы ещё будем работать в следующем году, но на главную гонку в году используем проверенные решения. Кроме того, поработали над развесовкой, над центром тяжести – постарались опустить его как можно ниже. Важное изменение – все машины будут с пружинными амортизаторами. Мы давно испытывали это решение, и, наконец, используем в боевом режиме. Наши конкуренты используют пружины уже давно, мы же не так быстро внедрили это решение, потому что были вопросы с надёжностью. Мы же хотели быть абсолютно уверены в них. Теперь это так, и, уверен, это добавит нам скорости на бездорожье. Вопрос: Почему вы отказались от «автомата»? В чём его минусы? Айрат Мардеев: Мы от него не отказались, над этим решением будем работать и дальше. Просто не используем на «Дакаре». Одна из проблем с автоматической трансмиссией заключается в том, что эта коробка была куплена нами у команды MKR Марио Кресса, выступающей в европейском чемпионате по гонкам грузовиков – у производителя этих коробок ZF с ними эксклюзивный контракт. Из-за этого есть ряд ограничений – мы не можем залезать внутрь коробки, не можем её дорабатывать, адаптировать и так далее. Каждое действие нам приходилось согласовывать, а это, на мой взгляд, для команды нашего уровня неприемлемо, мы хотим сами всё контролировать. А самое важное – отсутствие трансмиссионного тормоза. Точнее, он есть, но недостаточно эффективен, а его логика управления не совсем подходит для спорта, для наших задач. Поэтому теперь мы направили свои усилия на работу с другими вариантами автоматической коробки, а на «Дакар» поехали без неё. Вопрос: Из-за этого на «Шёлковом пути» вам приходилось больше использовать тормоза? Айрат Мардеев: Да, именно. Мы больше нагружали тормоза, температура колодок и их износ были значительно выше. За «Шёлковый путь» мы износили четыре комплекта тормозов, хотя обычно уходит только два. Вопрос: Какой из экипажей начнёт гонку в качестве «боевой технички»? Айрат Мардеев: Начинать будет Антон Шибалов, а затем, по ходу гонки будем смотреть на результаты – возможно, блок с запчастями будет установлен на какую-то другую машину, у которой шансов на победу будет меньше. Вопрос: На «Шёлковом пути» все четыре экипажа использовали разные грузовики. На «Дакаре» разница тоже будет, или они больше похожи? Айрат Мардеев: Нет, на этот раз разницы почти нет. Три машины совершенно одинаковые – у меня, Эдуарда Николаева и Антона Шибалова. Разница только в том, что у Эдуарда другие колёса, а на грузовике Антона, как я уже сказал, на первом этапе будет установлен блок с запчастями. Что касается машины Дмитрия Сотникова, то она отличается, на ней стоит рядный 6-цилиндровый 13-литровый мотор, соответствующий регламенту 2019 года. Конечно, у всех у нас разные настройки, подвеску и тормоза каждый подстраивает под себя. Вопрос: Это последний «Дакар», на котором позволено использовать двигатели объёмом более 13-и литров. Это для вас что-то значит? Вы хотите оставить последнюю победу на 16-литровом моторе за собой, или уже ждёте, когда, наконец, получите возможность выступать на 13-литровом двигателе? Айрат Мардеев: Я каждый год рассматриваю в отдельности, и хочу выиграть каждый «Дакар», в котором участвую. Этот, разумеется, не исключение. Конечно, если всё сложится удачно и получится победить, то будет приятно осознавать тот факт, что мы ещё и оставили за собой последний успех на моторах V8 объёмом 16 литров. Но пока об этом говорить рано. Вопрос: У вас день рождения 1 января, так что все последние годы вы отмечали его уже там, в Южной Америке, вдали от семьи. На этот раз, так как гонка стартует позже, будет возможность отметить его с семьёй. Вы рады? Айрат Мардеев: Конечно, я очень рад! Восемь лет я не был дома на Новый год и день рождения, так что очень приятно, что, наконец, смогу провести их с близкими. Вопрос: Но отметить как следует не удастся, ведь на следующий день у вас самолёт! Айрат Мардеев: Да, но ничего страшного! (смеётся) На самом деле, мы спортсмены, так что в любом случае соблюдаем режим. Ну и во вторых – да, на следующий день вылетаем в Перу, на гонку. На самом деле всё равно мысли уже будут там, на «Дакаре». Так было практически весь декабрь – мы думаем только о гонке, готовимся, настраиваемся, так что сложно переориентироваться на праздники. Это не как в детстве, когда ждёшь 31 декабря целый год – в последнее время это был просто очередной день календаря. Хотя, на этот раз, думаю, всё же будет немного иначе – ведь я буду с семьёй.

© 2024 Спорт и жизнь