Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Соколиная охота – царская, псовая – барская, ружейная - крестьянская. К истории соколиной охоты на руси Зарождение соколиной охоты

Соколиная охота почти настолько же древняя, как и сама охота. Как только человек-охотник почувствовал, что не может обеспечить себя привычной добычей, он стал пытаться использовать на охоте различных помощников, и если первой всегда и везде вне конкуренции была собака, то вслед за ней пришел черед болотной рыси - хаусу, гепарду и хорю. Но только ловчие птицы прошли путь вместе с охотником до конца и продолжают доныне охотиться и радовать души охотников в разных уголках света.

Фото - Ольга Фрунзэ

Указания о возникновении охоты с ловчими птицами (соколами, ястребами, орлами-беркутами) в России относятся к XI веку. Она пришла к нам из стран Юго-Востока и Малой Азии, а возникла в Индии.

В частности, монгольские феодалы обставляли эту охоту с особой пышностью как признак богатства, силы и могущества. У нас тоже эта охота являлась привилегией царского двора и князей. Наиболее распространенной была охота с соколами, для подъема птицы в воздух использовались подсокольи собаки. Наивысшего развития охота с ловчими птицами достигла в XVII в. при царе Алексее Михайловиче, хотя у князя Олега в Киеве (XI в.) тоже был соколий двор.

Фрагмент картины ЛИТОВЧЕНКО Александр - Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича

Сокола для царского двора отлавливались специальными охотниками. Соколиная охота на Руси имела не только спортивное значение, но часто являлась и средством для налаживания добрососедских отношений: в соседние страны сокола посылались в качестве подарков. Распалась охота с ловчими птицами в начале второй половины XVIII в. с появлением охотничьего оружия и стрельбы дробью.

Очевидно,что европейцы узнали об этой охоте от азиатских кочевников в эпоху Великого переселения народов. Существуют две основные версии проникновения соколиной охоты в Европу. По одной - она появилась благодаря скифам и сарматам в I-III в. н. э., при этом движение из Азии шло как бы в охват Средиземноморья по территории северного побережья Африки и через Центральную и Северную части Европы. По другой - пришла в Европу вместе с гуннами или аварами.

Первые достоверные свидетельства о соколиной охоте в западноевропейском регионе относятся к пятому столетию. В рукописи 499 года н. э., автор сообщает, что он в годы юности наряду с лошадью и собакой имел и хорошо подготовленную ловчую птицу. Известная мозаика из города Аргоса (Пелопоннес), изображающая сцену соколиной охоты, датируется также V в. н. э., к этому же времени относится и мозаика из Карфагена. Начиная с этого времени, ловчие птицы постоянно упоминаются в так называемых варварских Правдах, регламентирующих правовые отношения среди германцев.

Что же касается нашей страны, то вопрос, откуда соколиная охота пришла на Русь и, особенно, когда, пока остается открытым. Очевидно, что славяне, в особенности южные, были первыми, кто перенял этот вид охоты от степняков, и мы не знаем об этом только по причине отсутствия письменности. Первые достоверные сведения о соколиной охоте у славян относятся примерно к IX в., то есть ко времени, когда на Западе она уже получила широкое распространение. Это изображение человека на коне с птицей на руке, найденное в Моравии (исторический регион Чешской республики) в местечке Старо Място.

Мнение о появлении соколиной охоты на Руси в связи с вторжением татаро-монголов выглядит несостоятельным. Ряд письменных свидетельств и археологических находок говорит о том, что охота с ловчими птицами существовала задолго до их прихода. Восточные славяне могли познакомиться с ней, «соприкасаясь» со степными кочевниками, а также от западных или южных славян, контактировавших с германцами и византийцами. У последних она известна примерно с V-VI века н. э. На становление соколиной охоты на Руси могли оказать влияние и скандинавы, у которых она была достаточно развита, о чем упоминается во многих скандинавских сагах, а останки ястребов и соколов постоянно обнаруживаются в могилах знатных викингов. Контакты с Византией также оказывали свое влияние, ведь если мы переняли их религию, то обычаи и развлечения византийского двора также не остались без внимания со стороны правящей верхушки тогдашней Руси.

Так или иначе, но, судя по всему, соколиная охота была известна на Руси уже в X, а то и в IX веке. Причем складывается впечатление, что каково бы ни было ее происхождение, но уже по самым первым источникам, соколиная охота предстает перед нами в сформировавшемся виде и, причем в большей степени, не как промысел, а как развлечение знати. С определенной уверенностью можно говорить о преобладании уже в то время эстетической составляющей над промысловой. Добыча сокольников не шла ни в какое сравнение с другими охотами, например поимкой птиц при помощи перевесов или зверей тенетами, широко распространенными на Руси. Вот что писал Паллас об охотах с перевесом на зауральских озерах: «Иному удается изловить в один раз их (т. е. гусей) двадцать и более, и почти ни одной ночи напрасно не прокараулив. Кроме обыкновенных больших гусей и казарок, из которых наивкуснейшее в свете делается жаркое, ловят сим же образом различного рода уток и гагар».

Сохранилось немало письменных свидетельств о соколиной охоте в южной Руси. По своим условиям именно эти территории наиболее подходили для охот с ловчими птицами. Известно, что соколиный двор держал еще князь Олег (IX в.). При князе Ярославе Мудром (1019-1054) был построен храм Святой Софии в Киеве, где на стенных фресках лестницы, ведущей на хоры, есть сцена охоты на зайца с хищной птицей. Ко времени его правления относится и первый свод законов, так называемая «Русская Правда», где имеется ряд статей об охоте и ловчих птицах, за воровство которых полагался большой штраф. Упоминание о ястребах и соколах можно встретить в летописном тексте «Духовной» или поучении Владимира Мономаха (1113-1125). Игорь, князь Северский, судя по Ипатьевской летописи, попав в плен к половцам, охотился с ястребами. Памятник древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве» также содержит немало сведений о соколиной охоте.



Фото - Ольга Фрунзэ

В северо-восточной Руси соколиная охота была не менее популярна, чем в южной, хотя условия охоты были другими из-за обширных лесов и болот. Из всех городов северо-восточной Руси особенно выделялся Господин Великий Новгород, стоящий на пересечении главных торговых дорог, одна из которых соединяла Восток с Западом («Волжский путь»), а другая - Юг и Север («Путь из варяг в греки»). Именно здесь в соколиной охоте ощущается присутствие как восточного, так и западного влияния.

Еще на заре создания русского государства сокол появляется как гербовая фигура, символ основателя династии первых князей Руси. Историк О.М.Рапов (1968) говорит, что «загадочные фигуры на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам, и даже на кирпичах Десятинной церкви в Киеве не что иное, как силуэт атакующего сокола. По некоторым данным, само слово Рюрик, Рериг и даже Рарог идентифицируется с названием сокола вообще и балобана или кречета в частности. В современных славянских языках, таких, как польский, словацкий, чешский и др. этим словом обозначают балобана - птицу, схожую с кречетом.

Постепенно интерес к соколиной охоте, и, прежде всего, со стороны новгородской знати, возрастал. Возрастала и потребность в охотничьих птицах. Спрос на них послужил тому, что начали появляться ловцы пернатых хищников. Ловля хищных птиц становится прибыльным делом. Именно в связи с тем, что ко времени появления первого свода законов так называемой «Русской Правды» интерес к ловчим птицам возрос настолько, что потребовалось особым пунктом внести статью о наказании за кражу этих птиц.

Вероятно, именно в связи с широким развитием соколиной охоты во времена правления князя Андрея Александровича (сына Александра Невского) на княжеской печати появляется конный сокольник. Ко времени его второго правления (1294-1304) относится сохранившаяся подлинная грамота этого князя к посадникам, казначеям и старостам Заволочья о предоставлении его ватажникам корму и подвод, когда те будут возвращаться с птицами с моря. А ссылки в этой грамоте на своего отца «а как пошло при моем отце и при моем брате» говорят нам о том, что и Александр Невский имел свой интерес в птичьем промысле.


Насколько сильно новгородские князья любили соколиную охоту, подчас в ущерб своим прямым обязанностям, показывают несколько примеров из летописей. В 1135 году новгородцы упрекали своего князя Всеволода Мстиславича: «Почто ястребов и собак собра, а людей не судяше и не управляаше». Спустя почти 130 лет, а именно в 1270 году, подобный упрек они вменили в вину уже Ярославу Ярославичу: «Ты, княже, неправду почто чинишъ, и многы ястребы и соколы држиши? Отнял еси у нас Волхов гоголиными ловцы и иныя воды утечными ловцы, а псов држиш много, отнял еси у нас поле заечьими ловцы». Упоминание одних лишь ястребов в первом эпизоде неслучайно - территории, где проходили охоты, были большей частью покрыты лесами, что делало ястреба наиболее подходящей птицей для охоты. Кроме того, и достать его было проще. Сокола появляются лишь тогда, когда создаются более удобные условия для охоты с этими пернатыми хищниками. Ястреб в соколиной охоте средневекового Новгорода, судя по всему, является основной ловчей птицей. Это подтверждается и археологическими раскопками: кости ястребов (тетеревятника и перепелятника) преобладают над останками других хищных птиц.

История донесла до нас имена некоторых новгородских помытчиков, людей, занимавшихся доставкой и сбытом ловчих птиц состоятельным вельможам и князьям. Это Марк, Савва, Микифор и Михайло, возглавлявшие печорскую княжескую ватагу. Эти люди упоминаются в документах со времен Ивана Калиты, и относятся к 1327-1329 годам. Таким образом, Москва имела свои виды на северные промыслы и, в частности, помытный, пытаясь как-то привязать северных дельцов к себе. Похоже, это было важно для улаживания дел с Ордой, которой отправлялись подарки, наиболее ценными из которых были меха, «рыбьи зубы» и ловчие птицы. Вместе с тем в XIII-XIV веках интерес к соколиной охоте в Новгородской земле, по-видимому, принимает такие масштабы, что светские сюжеты на эту тему начинают проникать даже в священные книги как изобразительный материал.

Например, в новгородской псалтыри XIV века, хотя и в стилизованном виде, можно видеть сокольника с ловчей птицей на руке в виде буквицы. Изображение сокольника и хищной птицы присутствует и на новгородских свинцовых буллах. В частности, в раскопе, датируемом 1420-ми годами найдена печать Великого Новгорода с изображением человека с птицей на правой руке.

В XIII - XIV веках интерес к соколиной охоте в Новгородской земле, по-видимому, принимает такие масштабы, что светские сюжеты на эту тему начинают проникать даже в священные книги как изобразительный материал. Например, в новгородской псалтыри XIV века, хотя и в стилизованном виде, можно видеть сокольника с ловчей птицей на руке в виде буквицы.

Помимо Новгорода, соколиной охотой занимались и в других городах северо-восточной Руси. Это Ярославль, Тверь, Ростов Великий и многие другие. Названия многих мест средневековой Руси связаны с соколиной охотой. Например, рядом с Великим Новгородом расположена местность, именуемая в исторических источниках как соколничи или соколницы. Территория между реками Волхов и Волховец и сегодня удобна для соколиной охоты. Здесь весной после схода вешней воды в многочисленных лужах собираются стаи уток и даже лебедей. Вероятно, это было ближайшее к городу место проведения соколиных охот в раннюю эпоху.

Помимо соколиной охоты, ловчие птицы отлавливались, как уже упоминалось, для отправок в Орду и другие страны. Из всех ловчих птиц самой ценной становится кречет. Вероятно, с конца XIV - начала XV вв. кречет все чаще начинает содержаться в сокольнях состоятельных людей и становится одним из первоочередных предметов вывоза. Новгород, как крупный торговый город, продавал разные товары в Европу и на Восток, и крупные сокола наравне с пушниной ценились очень дорого. С этого времени вплоть до потери своей независимости Новгород обладает монополией на добычу крупных северных соколов и частью белых ястребов. Кречет наряду с северным соколом (северным сапсаном) являлся по тем временам достойным подарком. Например, при посещении Новгорода Иваном III Васильевичем в 1476 г. знатные люди в числе даров преподнесли шесть кречетов и одного сокола. А именно: князь Василий Шуйский преподнес двух кречетов и сокола, Казимер - двух кречетов, Яков Короб - кречета и сын его Иван - тоже кречета. После потери независимости все новгородские промыслы, связанные с севером, переходят в подчинение Москвы.

ЛИТОВЧЕНКО Александр - Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича

Известно, что любая привилегия может быстро превратиться в моду и повлиять существенным образом на изменение первичной сущности и смысла явления. Именно это произошло с соколиной охотой. Мода на это занятие превратилась из спорта в что то среднее между обязательным ритуалом для знати и балами, где можно других посмотреть и себя показать.

Вследствии этого, стали цениться престижные, наиболее редкие, из отдаленных мест птицы. Особенно ценными считались белые и полу-белые формы кречета. В соколятнях знати они служили чаще для украшения пышных парадных выездов, на которых владелец мог блеснуть перед соседями своим состоянием. С этой же целью использовали более красивые предметы ухода или "одежды" ловчих птиц - серебряные бубенцы, тисненые кожаные опутенки и ремешки-должики, изукрашенные каменьями, клобучки (шапочки для закрытия глаз между напусками на добычу) и даже расшитые золотом нагрудники и наплечники. При этом рабочие качества птицы, способности ее безотказно охотиться, по первому зову возвращаться на перчатку, навыки охоты и "уловистость" нередко оставляли желать лучшего. Перед соколами отступил на второй план основной "рабочий" вид европейской охоты ястреб-тетеревятник. Исторические свидетельства донесли до нас рассказы о том, как птица с руки егеря или лесника "облавливала" графских любимцев.

В табеле о рангах европейской школы на первое место ставили кречета, особенно белого, хотя никаких заметных преимуществ окраска птицы не давала. Следом за ним шли остальные крупные сокола - балобан, часто по-восточному называемый шарг или шаруг (откуда и его латинское видовое имя), лаггар, ввозимый из Индии, средиземноморский рыжеголовыый сокол, а также самый быстрый, но и самый мелкий из этой группы настоящий, или странствующий сокол, известный сейчас под названием явно тюркского происхождения, сапсан.

Птицы, используемые в классических школах

Сокола

Кречет - самый крупный (вес самки до 2 килограммов) и сильный сокол. Способен брать добычу как в воздухе, так и на земле. Основной корм в природе - белые и тундровые куропатки, птицы, населяющие птичьи базары (чайки, чистики), врановые, в значительной количестве лемминги, а на востоке также длиннохвостый суслик.

Гнездится и круглогодично обитает в тундре, на зимовке иногда в Средней Азии, а в прежние времена возможно и в Украине. Выношенный, способен брать значительно более крупную добычу - лебедей, журавлей, зайцев. В арабский странах тренируют на дрофу. Имеет темные и светлые формы. Среди светлых ценятся полубелые, крапленые и белые. Несколько особняком стоит алтайская форма этого вида, известная в Средней Азии как шумкар .

Балобаны вместе со средиземноморскими и индийскими формами образуют почти непрерывный ряд видов и подвидов. В разных странах самцы и самки, а также птицы разной окраски известны под разными именами - куш-тур, тур, ительге, ланнер, лаггар, тайша, шунгар, лачин, шарг, сакер (священный сокол), турул, у поляков - рарог или рарух. Все они несколько меньше кречета, самцы до килограмма, самки немного более. Обычная пища в природе - суслики, песчанки, реже - средние и мелкие птицы, чаще охотится над землей в угон,ставки не так красивы, как у сапсанов и кречетов. Выношенные, напускаются на зайцев, дроф, гусей.Все они составляют основу "парка" ловчих птиц в ближневосточные странах.

Сапсан. У охотников со времен Киевской Руси известен как просто сокол, в Европе - странствующий (откуда латынь peregrinus). Перелетный сокол, гнездящийся в лесотундре и лесной зоне, зимующий значительно южнее. Основная добыча в природе - птицы среднего и мелкого размера - кулики, чайки, врановые, голуби и мелкие воробьиные, добываемые в основном в полете. Может брать добычу с земли и с воды (вопреки расхожему мнению). Выношенный, напускается почти на любых птиц. Близкие к нему рыжеголовые формы - вавилонский или пустынный сокол, шахин или лачин. Его часто считают южной формой сапсана. В Европе и Украине использовался редко, в ближневосточных странах значительно чаще. Вес сапсанов - до килограмма, шахина - 350-700граммов.

Чеглок - некрупный сокол лесостепной зоны, охотящийся в воздухе в основном на мелких птиц. Практически никогда не берет добычу с земли, зато часто стрижей, ласточек и даже голубей. Вес - 300 - 400 граммов. Даже сейчас - довольно обычная в природе птица. Близкий у чеглоку вид, встречающийся на средиземноморских скалистых побережьях - сокол Элеоноры. Этот вид приспособился гнездиться в начале осени, выкармливая птенцов пролетными воробьиными птицами. Выношенный, может напускаться на врановых, голубей и даже мелких диких кроликов.

Дербник. Возможно дремлик, в Европе известен, как голубиный сокол (по цвету спины самцов), в Англии - мерлин. Гнездится в тундре и кое-где изолированно в степях Казахстана. Зимует широко в лесостепной и степной зоне, в том числе и в Украине. Охотится чаще низко над землей до одного метра в угон, но может делать и соколиные ставки в воздухе. Добыча - мелкие птицы. Вес - около 200 граммов.

Редко использовались в прошлом, а сейчас иногда вынашиваются пустельга и кобчик. Само название пустельга происходит от сокольничьей характеристики ее как неприспособленной к охоте на птиц. Оба вида довольно обычны на территории Украины, а пустельга кое-где гнездится в городах, добывая не мышей и ящериц, как в природе, а птиц размером до голубя.

Ястребы

Тетеревятник - крупный и сильный хищник. Самка весом до полутора килограммов, самец - менее килограмма. Обычная окраска взрослых - серый верх, поперечно-полосатый низ. Молодые до одного года бурые сверху с каплевидными пестринами по охристо-рыжему низу. В природе добывает птиц разного размера, а также грызунов до зайца, изредка мелких куньих. Основа питания сейчас - врановые, голуби и воробьиные птицы, хотя иногда добывает куропатку, уток, чаек. Выношенные особи этого вида почти универсальны на охоте.

Является основной ловчей птицей в возрожденной западноевропейской школе соколиной охоты в связи с редкостью и труднодоступностью соколов. Длительное время преследовался как вредный хищник, сейчас отстрел его запрещен, кроме регуляции его численности в охотхозяйствах силами егерей. В Западной Европе популяция в ХIX веке была подорвана, на значительной территории исчез (в Англии полностью). Современная популяция тетеревятника в Великобритании (около 60 пар) - потомки улетевших у соколятников ловчих птиц. Перепелятник - сейчас пожалуй один из самых заметных хищных птиц, во всяком случай осенью и зимой, когда охотится в населенных пунктах. Основная добыча - воробьиные птицы, хотя может иногда ловить более крупную добычу - до голубей включительно. Ранее соколиными охотниками притравливался на ворон. Вес самки до 300 граммов, самцы - 150-200.

Орлы

Беркут - широко распространенный, но везде сейчас редкий вид. Разные народы называли этого орла по-разному - халзан, горный орел, королевский орел, золотой орел и т.д. Основная добыча в природе - сурки и зайцы, хотя может ловить все - от мыши до молодняка копытных и птиц размером до глухаря и гуся. Выношенный, может напускаться на лис, волков, джейранов.

Самый крупный (не считая орланов) и пожалуй самый агрессивный из орлов. Добычу может преследовать как низом, так и нападая с большой высоты. Добычу преследует упорно, хотя и не очень поворотлив, не боится схватки с крупными животными. В природе часто питается падалью, змеями, ящерицами и даже черепахами. Почти единственный из орлов, используемый в соколиной охоте.

Вероятно иногда наряду с ним использовался также могильник (в природе питается сусликами, иногда сурками и зайцами). Молодые особи этого вида различаются с трудом. Путаница с названиями (у ряда народов он также скальный или королевский орел) усугубляет дело. Достоверно использовался также ястребиный (длиннохвостый) орел . Более мелкий вид, в природе добывающий в основном дикого кролика, распространенный в Средиземноморье и кое-где на Ближнем Востоке.

Есть сведение об использовании в средние века в качестве ловчих птиц в Средней Азии болотного луня, в Европе - ворона. Во всяком случае сейчас зарегистрированы случаи добычи дикими воронами зайца, лунем - кряквы.

Современные возрожденные школы соколиных охот в Европе и Северной Америке используют гораздо более широкий список ловчих птиц. Из орлов - клинохвостого, черного, ряд других африканских и азиатских видов, канюков (в Северной Америке чаще всего краснохвостого), почти все виды соколов и ряд других. Ближневосточные центры сохранили приверженность исключительно к соколам.

На уникальной масштабной выставки «Соколиная охота - царская, псовая - барская, ружейная - крестьянская», созданной музеем оружия совместно с Дарвиновским музеем (г. Москва) Вы:

Увидите предметы из фондов нашего музея - охотничьи ружья и карабины, выпущенные в России, Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Испании и США во второй половине ХIХ - начале ХХ веков и получившие высокое признание отечественных охотников;

Полюбуетесь графическими и живописными работами известных художников-анималистов А.Н.Комарова, В.А. Ватагина, Н.Ю. Родионовской, В.А. Горбатова и В.А. Белышева, передающими всё очарование охоты;

Сравните традиционные костюмы охотников народов Европы и Азии;

Познакомитесь с поражающими воображение шедеврами таксидермистов и внимательно рассмотрите кречета, ястреба, беркута и других ловчих птиц, а также их пернатую добычу - фазана, тетерева, утку, вальдшнепа;

Увидите редкие трофеи императорской охоты в Беловежской Пуще.


10 июня в музее оружия на территории Тульского кремля открылась выставка «Соколиная охота - царская, псовая - барская, ружейная - крестьянская» - совместный проект Тульского государственного музея оружия и Государственного Дарвиновского музея города Москвы .

Торжественную церемонию открытия предварила увлекательная интерактивная программа, подготовленная военно-историческим театром музея оружия «Несокрушимые», базой отдыха «Барсучок» и клубом Сокольников России «Ветер перемен». Хранители традиций соколиной и псовой охоты поделились знаниями об этих разновидностях охоты, интересными фактами о повадках ловчих птиц и охотничьих пород собак. Все желающие фотографировались с пернатыми охотниками - ястребом и соколом, а также собаками - пойнтером, таксой, русской борзой.

В торжественной церемонии открытия выставки приняли участие директор музея оружия Н.И. Калугина, министр культуры и туризма Тульской области Т.В. Рыбкина, председатель комитета Тульской области по охоте и рыболовству А.В. Королев, представители Совета ветеранов Тульского оружейного завода и Тульского регионального отделения общественной организации охотников и рыболов, посетители музея.

Все присутствующие отметили, что выставка послужит сохранению традиций русской охоты и понравится не только увлеченным людям, но и всем посетителям, которые откроют для себя много нового и интересного.

Непременно посетите эту удивительную выставку!

Центральное место на выставке занимают предметы из фондов нашего музея - охотничьи ружья и карабины, выпущенные в России, Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Испании и США во второй половине ХIХ - начале ХХ веков и получившие широкое распространение среди отечественных охотников в дореволюционное время.

Более ранние страницы истории охоты иллюстрируют многочисленные предметы Государственного Дарвиновского музея.

На выставке представлены графические работы и живописные полотна художников Комарова А.Н., Ватагина В.А., Родионовской Н.Ю., Горбатова В.А. и Белышева В.А.

Мастера изобразительного искусства смогли передать очарование соколиной и псовой охоты через красоту ловчих птиц и борзых собак, динамику борьбы ручных и диких животных. Особый колорит запечатленным соколятникам и борзятникам придают традиционные костюмы народов Европы и Азии.

Несомненно, поразят шедевры таксидермистов, позволяющие внимательно рассмотреть кречета, ястреба, беркута и других ловчих птиц, а также их пернатую добычу - фазана, тетерева, утку, вальдшнепа и прочих. В той же технике выполнены фигуры охотничьих собак и диких животных - зайца, белки, лисицы, волка и медведя.


Соколиная охота достигла своего расцвета на Руси в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Царские «Кречатни» находились в подмосковных селах Семеновском и Коломенском. Центром для упражнений кречетов являлись Сокольники, а излюбленными местами охоты с соколами были Покровское, Измайловское и Семеновское.

У охоты с белым кречетом - свои особенности. Практически всегда, атакуя на высокой скорости, кречет сильно бил жертву когтями, потом быстро набирал высоту и, при необходимости, повторял атаку - так называемую «ставку». Хорошо обученные кречеты упорно преследовали жертву на расстоянии до шести километров, совершая до 70 ставок. Их добычей очень часто были гуси, утки, лебеди, тетерева, коршуны, цапли, журавли, вороны и даже грозные орлы. Кречеты могли бить добычу и на земле, успешно охотясь на зайцев и более крупных зверей.

В XVIII веке, с развитием ружейной охоты, соколиная охота при царском дворе утратила свою популярность, а в XIX веке практически не применялась.

На выставке «Соколиная охота ‒ царская, псовая ‒ барская, ружейная - крестьянская» представлено чучело самки белого кречета, которое искусно выполнил мастер-таксидермист Филипп Евтихиевич Федулов (1881‒1962). Данный образец пополнил коллекцию Дарвиновского музея в 1938 году.

Посетите выставку, и вы откроете для себя удивительный мир охоты с ее неповторимой историей и традициями! Совместный выставочный проект с Государственным Дарвиновским музеем продолжает работу в здании музея оружия в Тульском кремле до 13 декабря 2015 года.

«Соколятник русский», «Борзятник на лазу», «Охотник с беркутом» ‒ живописными полотнами с такими сюжетами можно полюбоваться на удивительной совместной выставке Дарвиновского музея (г. Москва) и музея оружия «Соколиная охота - царская, псовая - барская, ружейная - крестьянская».

Произведения живописного искусства, посвященные истории русской охоты, принадлежат кисти художника Алексея Никаноровича Комарова (1879-1975 гг.), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1947 г.), народного художника РСФСР (1972 г.). Именно этот художник стоял у истоков зарождения московской анималистической школы живописи. Мастер писал свои серии работ специально по заказу основателя и первого директора Дарвиновского музея Александра Федоровича Котса в период с 1945 по 1969 гг. Вдохновленный ярким и самобытным миром охоты, художник в своих работах использовал различные техники живописи ‒ масло, акварель, гуашь. Посетители выставки смогут насладиться сполна поэзией удивительных по красоте взаимоотношений охотника, ловчей птицы и борзой собаки.

Выставка продолжит свою работу в здании на территории Тульского кремля до 13 марта 2016 года. Спешите видеть!

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан? Эту великолепную птицу, радующую глаз разноцветием своего оперения, можно увидеть на выставке «Соколиная охота - царская, псовая - барская, ружейная - крестьянская» в нашем музее.

Охота на фазана в осенний период является самым популярным и захватывающим видом охоты. Фазан относится к отряду куриных, длина его тела может достигать до 85 см, а вес ‒ до двух кг. Самцы этих птиц отличаются ярким оперением, которое в осенний период приобретает золотистый отлив. Охота на фазана достаточно сложна, ведь эта птица хорошо прячется, быстро бегает и также быстро взлетает.

Представители рода фазанов живут стадами в лесах и кустарниках и распространены от Передней и Центральной Азии - на западе до Китая и Японии - на востоке.

Познакомиться с различными видами птиц и животных, излюбленными объектами охоты можно на выставке в здании музея на территории Тульского кремля до 13 марта 2016 года.

Вот-вот в нашем регионе будет открыт сезон весенней охоты. А у нас в музее продолжает работу совместная с Дарвиновским музеем (г. Москва) выставка «Соколиная охота - царская, псовая - барская, ружейная - крестьянская».

Весенняя охота на глухаря на току ‒ одна из наиболее распространенных, популярных, спортивных и красивых. Это было любимое увлечение императора Александра II. На выставке можно увидеть чучело самой крупной охотничьей птицы (вес до 6 кг), обитающей на территории России. Глухарь относится к боровой дичи.

Спешите! Только до 13 марта 2016 года удивительные образцы оружейного, живописного и таксидермического искусства представлены в здании музея оружия на территории Тульского кремля.

Соколиная охота - разновидность охоты с использованием прирученных хищных птиц преимущественно из отряда соколообразные (семейств соколиных и ястребиных) для ловли добычи. Охотников, занимающихся соколиной охотой, называют сокольниками. Культура соколиной охоты была развита практически во всех странах Евразии и некоторых регионах Северной Америки. Однако с развитием сельского хозяйства и распространением огнестрельного оружия популярность соколиной охоты значительно снизилась.

Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890) Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889 г. Харьковский художественный музей

Охота с использованием соколов либо других ловчих птиц была известна ещё в глубокой древности. Наиболее раннее документальное свидетельство этому было обнаружено при раскопках ассирийской крепости Дур-Шаррукин, вотчины царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.), где на каменном барельефе были изображены два охотника, один из которых запускает птицу в воздух, а второй ловит её.
Ещё до нашей эры соколиная охота была хорошо известна у монгольских кочевников, китайских императоров, на Корейском полуострове, в Индокитае, Персии и на Ближнем Востоке.
В странах Западной Европы охота с использованием ловчих птиц оставалась неизвестной либо непопулярной вплоть до III века. Лишь в 1274 году император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен пишет трактат «De Arte Venandi cum Avibus» («Искусство охоты с птицами»), в которой описывает правила соколиной охоты.

Княжеские ловы. Летописный свод XVI века.

В средние века, несмотря на свою популярность во многих странах Европы, соколиная охота в силу законодательных ограничений оставалась уделом лишь высшего сословья: например, в английском трактате «Boke of St. Albans» (1486) утверждается, что содержать сапсана мог только принц либо герцог.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) Богатый киргизский охотник с соколом. 1871 г. Третьяковская галерея, Москва

На Западе блестящим временем соколиной охоты было царствование Людовика XIII, который сам охотился почти каждый день. Охота его подразделялась на несколько отдельных частей, смотря по "напускам" (Vols) и птицам, за которыми охотились, и каждая из таких частей находилась под ведением отдельного лица. По описаниям современников, великолепие французской охоты было поражающее.
У славянских народов на территории современной России охота приобрела популярность где-то на рубеже VIII-IX веков, предположительно благодаря кочевникам-хазарам, населявшим территорию современного Дагестана и Нижнего Поволжья.

А. Шарипов (Казахстан, род. 1964) Из цикла "Охотники".

В XII веке Князь Олег устраивает у себя на подворье соколиный двор, где занимается разведением птиц для охоты.
Расцвета русская соколиная охота достигла при царе Алексее Михайловиче; во времена его царствования более 3000 разных ловчих птиц содержались на потешных дворах в подмосковных сёлах Коломенском и Семёновском.

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) Царский сокольничий 1897 г.

Ефошкин Сергей Николаевич (род. 1960) Государев человек. Сокольничий. XVII век. 2013 г.

Все птицы были распределены по «статьям». Во главе «статьи» стоял начальный сокольник, в непосредственном ведении которого находилось известное число рядовых сокольников, кречетников и ястребников.
В составе охоты были: сокольники ловчие (наблюдавшие за привозом птиц), птичьи стрелки (убивавшие дичь к царскому столу), состоявшие при кречатне (для бережения и кормки птиц) и, наконец, клобучечный мастер - изготовлявший полевые клобучки.

Шварц Вячеслав Григорьевич (1838-1869) Преподнесение почетной рукавицы.

Рубо Франц Алексеевич (1856-1928) Охотник. 1892 г.

Суриков Василий Иванович (1848-1916) Игры на царской охоте. 1896 г.

Самым значительным произведением, посвященным царской охоте, и соколиной в частности, явилась четырехтомная книга Н. И. Кутепова "Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси", выходившая с 1896 по 1911 год.

Титульный лист исторического очерка Николая Кутепова Царская охота на Руси XVII века 1896 г.

Каждый том имел собственное название: "Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век", "Царская oxoтa на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век", "Царская и Императорская oxoта на Руси. Конец XVII и XVIII век" и "Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век".

Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Сокольники. 1896 г.

Для работы над этим фундаментальным изданием историк Н. И. Кутепов пригласил таких известных живописцев, как Н. С. Самокиш, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, К. В. Лебедев, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо, Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов и А. С. Степанов. Использовались также гравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева и А. Д. Литовченко.

Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии Алексея Михайловича. 1896 г.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Царская охота.

Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Царь Михаил Федорович на охоте.

Ловчих птиц носят на охоте на руке, которая защищается перчаткой из замши или мягкой личной кожи. Для ношения нескольких птиц одновременно употребляется так называемая "клетка" - деревянная рама, сделанная из брусьев, служащих для птицы нашестью, рама эта носится на плечах.
На ноги ловчих птиц надевают опутенки - ременные или суконные кольца.
В опутенки продевается должик - ремешок, которым птица пристегивается к перчатке.
На ноги же или к хвосту ловчей птицы привязывается бубенчик, чтобы она не могла утаиться в кустах с добычей. Соколов, кречетов и беркутов носят в клобучках - особых шапочках, закрывающих им глаза. В охоте царя Алексея Михайловича клобучки вышивались яркими шелками, серебром и золотом и украшались разноцветными перьями. Кроме того на птиц надевались нагрудники и нахвостники из дорогого бархата, унизанного жемчугом.

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Царь Алексей Михайлович на соколиной охоте. 1997 г.

Достоинство сокола или кречета определяется числом "ставок" и "верхом".
Ставкой называется взлет сокола на высоту, откуда он, на мгновение остановившись в воздухе, стремглав падает на свою добычу и если не попадает, то взлетает в другой и третий раз, пока, ринувшись с высоты, не "заразит" (поразит) птицу.
Верх, т. е. высота, которой достигали ловчие птицы, в охоте царя Алексея Михайловича, разделялся на великий, средний и малый. Соколы "с великим верхом" поднимаются в поднебесье так высоко, что для простого глаза кажутся едва приметной точкой.

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Сокольничий, подзывающий сокола. 1997 г.

Травля ловчими птицами производится или "с руки" (ястребами), или "напуском" (остальными ловчими птицами).
В первом случае птица прямо бросается за добычей, без непосредственного участии сокольника, только разжимающего руку, чтобы освободить птицу.
При "напуске" сокольник бросает птицу с руки. Различие между напусками состоит в следующем: 1) напуск "в подлет" - когда птицу напускают на добычу издали; птица подлетает к добыче низом и затем уже нападает на нее;
2) напуск "в угон" - когда птица гонится за добычей, стараясь настичь ее;
3) напуск "вверх" - когда птица, особыми аллюрами, взбирается выше добычи и нападает на нее сверху.
4) напуск "сверха" – птицу "ставят вверх", т. е. бросают над местом, где предвидится травля, и затем уже взгоняют добычу (посредством собак, людьми, барабанным боем, выстрелами и т. п.).

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Сокольничий, выпускающий сокола. 1997 г.

Свою добычу сокол бьет крепкими приемными когтями задних пальцев, причем удар бывает настолько силен, что, попав, например, по утиной шее, перерывает ее пополам.
Добычу отбирают от ловчих птиц посредством вабила, которым также и приманивают проловившуюся (промахнувшуюся) во время охоты птицу.

Кириллов Сергей Алексеевич (род. 1960) Возвращение с соколиной охоты. 1997 г.

Еще хочу познакомить вас с художником, который создал несколько серий рисунков и картин, посвященных соколиной охоте. Знакомьтесь:

Вадим Алексеевич Горбатов

Российский художник-анималист, член Международной ассоциации художников дикой природы (“SWAN”, Великобритания), кандидат искусствоведения, член союза художников России, член Консультационного совета Международного фонда “Художники для природы”.
Его работы включены в уникальный сборник Дэвида Трапнелла “Природа в искусстве – 300 лет анималистики”. Горбатов иллюстрировал фундаментальные научные и художественные издания, детские книги, журнал “Природа и охота”. Художник рисовал зверей с детства, окончил «Строгановку», долго работал на телевидении.
Редчайшая зрительная память, вместе с конструктивным мышлением и даром графика - сильнейшие стороны художника. Вадим Горбатов много ездит, особенно на наш Север. Горбатов считается единственным из наших анималистов, который известен за рубежом.

Вадим Горбатов
Серия "Сокольники Алексея Михайловича"

Соколиная охота

Сокол-сапсан это снайпер и смерть кабарожья.
Силы накоплены, скулы сжимает клобук,
Есть лишь одно состояние, жизни и воли дороже,
Есть лишь один к нему путь открывающий звук.

Сброшен чехол, остаются следы на перчатке.
Резким движением вскинута кверху рука.
В небо скачок. Застывает сюжет на сетчатке.
Свита. Король. Перелесок и ниткой река.

Ветер упругий расправит всю тысячу перьев.
В каждом пере та же тысяча кварцевых игл.
Линия клюва - кривая ухмылка химерья.
Здесь начинается вскормленный предками цикл.

Падает вниз, где косуля отпрянула тенью.
Он - по ту сторону жалости или угроз.
Сокол не мешкает. Не предаётся сомненью.
Череп пробил и клюёт остывающий мозг.

Свита приблизилась. На рукояти сердолик.
Каждый в конце комбинации метит в цейтнот.
Ноздри король раздувает: “Мой Рыжий - католик!”
“Только война, пока жив хоть один гугенот!”

Боже, король... Ведь казнят тебя или отравят.
Будешь жесток - хоть продержишься до сорока.
Воля и гнев - только птица в наследственном праве,
Сокол свободы - твой миг в грозовых облаках.

Смерть заготовлена нами в клинке и в пищали.
С ней обращаться легко - только раз покажи.
Вот бы играть не душой - а одними вещами,
И научиться копить, не разменивать жизнь...

Горбатов Вадим Алексеевич (род. 1940) Соколиная охота императора Фридриха Второго.

Горбатов Вадим Алексеевич (род. 1940) Девушка с соколом.

Горбатов Вадим Алексеевич (род. 1940) Фридрих II на соколиной охоте.

Соколиная охота

Всё, что любовь нам всем дает
Непревзойденным наслажденьем,
Что для души как терпкий мед
И вдохновенное волненье,
Что ветром ввысь мечту несет
Предполагая восхищенье, -
…тот сладкий миг и то воззренье -
когда сапсан добычу бьет!!

Сойдя с руки в тот главный миг
И набирая скорость быстро,
В крутом пике мгновеньем сник
Несясь стрелою в небе чистом,
И настигая стайку птиц
Врезается в нее со свистом,
…и ставкой в такт, ударив быстро
Взлетает пулей тут же ввысь!

И развернувшись в небе светлом
И группируясь в груду силы,
Бессмертье - сея взглядом милым
Но, тем не менее, он смертный -
- таит удар в когтях великих,
Пронзив открыто свою жертву…
…но в восхищеньях разноликих
ему прощается, как ветру -
- сие убийство на утеху…
А может быть залог успеха -
Упорный труд - как миг удачи?…
…тем и славна - царей потеха,
а как же может быть иначе…

Вячеслав Збарацкий

Вадим Горбатов
Серия "Соколиная охота в рисунках"

Соколиная охота

Вот опять не спиться что-то,
Не сомкнуть усталых глаз -
Соколиная охота
Видится в который раз.

Взмыв над соснами свечою,
С круга плавного стремглав,
Пущенный, как тетивою,
Воздух свистом разорвав,
Белый кречет бьет внезапно
В жертву молнией живой,
Стопроцентно сделав "ставку",
Между небом и землей.

По касательной промчался
Резкий разворот, - завис, -
На мгновенье задержался...
И пике продолжил вниз
Вслед за раненою птицей,
Оставляющей перо,
Что с последних сил стремится
Выправиться на крыл

Но бессмысленна затея,
Вновь удар, - на этот раз
С влет подхваченным трофеем
В насмерть сомкнутых когтях
Сокол крылья расправляет,
Набирает высоту
И добычу опускает
В придорожную траву.

А сокольничий в парадном,
В шапке с мехом из бобра,
Несводивший с птицы взгляда,
Торопит уже коня,
Пышный двор опережая,
Впереди господ и слуг,
Птицу на руку сажает,
Кожаный надев клобук.

Поощряет из подсумка,
Знак успеха подает,
А питомец величавый
Преданно команды ждет...

Но щемит, щемит на сердце
Непонятная печаль -
То ли по векам ушедшим,
То ли мне Россию жаль.
Где сейчас ты, сокол ясный!?
Где твой царственный полет!? -
Неподкупный, гордый, властный -
Символ славы и высот.

Ты однажды был потерян
По приданью, но Творцом
Было послано виденье
Спящему усталым сном.
По утру пристало сбыться
Сну, и к радости истца
Ловчая вернулась птица, -
Тем сокольника спасла.
.................................
Вот и я молюсь и верю
Что однажды в вещем сне:
Мне приснится кречет белый
И сокольник на коне,

Что из дальнего угона
Соколы вернутся к нам,
Чудотворная икона
Возвратится в божий храм.

© Максимов Юрий
май 2006 г

Соколиная охота

Раннее утро. У входа в метро
Сразу в толпе замечаю
Я человека в сером пальто,
И с рюкзаком за плечами.

Вижу, сидит на руке у него,
Шума ничуть не боится,
Сокол-охотник с блестящим пером,
Гордая, ловчая птица.

Внешне контрастная пара друзей
Вырваться хочет на волю.
Прочь из Москвы, поскорее! Скорей
В русское чистое поле.

Вот где охота! Там заяц бежит,
Уши прижав, по полесью.
Птица свободна. Сокол летит,
Камнем летит с поднебесья.

Но промахнулся. Бывает и так.
Сокола в руку берет
Друг. Усмехнувшись, утешит: "Чудак,
Главное в жизни - полет!"

© Ольга Горн

И завершают материал о соколиной охоте несколько картин казахского художника Есенгали Садырбаева.

Есенгали Садырбаев

Родился в 1965 году в Алматинской обл.

Казахский художник. На родине Есенгали называют последним «могиканином» реалистической живописи и романтиком пейзажа. «Пейзаж - любимый жанр в творчестве. Мой этюдник сопровождает меня во всех поездках по родной стране" - говорит сам художник. Он окончил Алматинское художественное училище имени Н. В. Гоголя и Казахский государственный педагогический университет им. Абая. В 2004 году работал над оформлением книги «Кочевники» И. Есенберлина.
Садырбаев – участник многочисленных выставок, член Казахстанской ассоциации художников, его работы находятся в музеях страны и в частных коллекциях за рубежом.

Есенгали Садырбаев (Казахстан, род. 1965) Охотники в Чарыне.

Есенгали Садырбаев (Казахстан, род. 1965) Удачная охота.

Есенгали Садырбаев (Казахстан, род. 1965) Возвращение.


Соколиная охота – это невероятно зрелищное действие, которое можно сравнить с театральным представлением. Она была известна еще до нашей эры, и долгие века была одним из любимых развлечений знати в разных странах мира. В России самым ярым приверженцем соколиной охоты был царь Алексей Тишайший.


Зарождение соколиной охоты

Родиной соколиной охоты считается Восток, а именно древняя Месопотамия. Изображение охотника с птицей на руке было найдено на стене старинной ассирийской крепости Дур-Шаррукин и датируется примерно 700 годом до нашей эры, то есть временем правления Саргона II.

В древнем Китае и Монголии императоры с огромным удовольствием проводили время на соколиной охоте. Археологи находили священные эмблемы древнего Египта, относящиеся к 1500–1300 годам до нашей эры. Насколько развита была такого рода охота в такие давние времена, сейчас уже сказать невозможно. Но то, что она существовала, это факт.


Что касается Европы, то до нее охота с ловчими птицами добралась позднее. По утверждениям некоторых историков, идея такого развлечения возникла в Риме, примерно в конце четвертого века.

Модное увлечение средневековья

В средние века соколиная охота стала одним из самых любимых развлечений знати. Первым учебником, помогающим разобраться в «птичьем» деле стал трактат «Искусство охоты с птицами», написанный в первой четверти XIII века императором Священной Римской Империи Фридрихом вторым.

Прошло два столетия, и в «Книге святого Албана» появилось утверждение, что только знатный человек царских кровей имеет право держать для охоты птицу. Речь в книге шла о сапсане, но надо отметить, что в широких кругах охота с любой птицей называется соколиной. В дальнейшем практически во всех странах этот вид охоты полностью перешел под монаршее крыло.


Знатных мальчиков с детства обучали непростому искусству охоты с птицей. Они должны были уметь поймать птенца сокола или иной птицы, правильно ухаживать за ним и обучать его. Птица должна была понимать хозяина и слушаться. Жесты, свист – эти знаки крылатый охотник впитывал с детства. Ценилось умение выследить добычу и броситься на нее сверху, а потом, по зову хозяина, вернуться на его руку, обтянутую кожаной перчаткой.

Птицы-охотники ценились на вес золота, а в Англии за их кражу можно было лишиться жизни.

Лучший подарок на Руси – сокол

На Руси упоминания о соколином дворе князя Олега относятся к IX веку. При Ярославе Мудром птичья охота была привычным делом. В текстах Поучения Владимира Мономаха также есть строки о пернатых охотниках. А во времена Ивана Грозного было создано учреждение, которое отвечало за птиц, их содержание и подготовку к охоте - Сокольничий приказ. Если вспомнить Слово о полку Игореве, то и там говорится об охоте с соколами.

Птицы так ценились, что были самым лучшим подарком. Их вместе с роскошными мехами и костью моржа отсылали ордынским ханам. Три кречета приравнивались к трем жеребцам! Зарубежные правители и прочие важные лица также получали птиц в подарок, но, увы, не всегда сокол, беркут, кречет или иной хищник переживал долгую и тяжелую дорогу.


В начале XII века увлечение охотой на Руси достигло пика. Новгородский князь Всеволод Мстиславович, например, был так занят своими соколами, что получил упрек от новгородцев. Такие же попреки через столетие услышал и Ярослав.

Хобби Тишайшего

При царе Алексее Михайловиче соколиная охота расцвела необычайно. Три тысячи птиц (ястребы и соколы) – именно столько их было в богатой царской коллекции. Увлечение формировалось под влиянием воспитателя царя, Бориса Морозова.

Для ухода за птицами царь держал не менее трех сотен смотрителей. Царь так любил соколиную охоту, что запрещал беспокоить его в это время под страхом смерти, а ворота города запирали до окончания мероприятия.

Алексей обожал своих птиц и гордился ими. Немногие особы получали разрешение взглянуть на пернатых, это была великая честь. Например, ее удостоился посол из Саксонии Август Фон Мейерберг. Тишайший придумывал и знал наизусть имена всех своих питомцев. А они и вправду были великолепны! Это был российский эксклюзив: места отлова, дороги, по которым птиц везли, методы дрессировки – все это составляло государственную тайну, нарушение которой каралось по закону. Ловцы (помытчики) везли соколов с Беломорского побережья, с Урала, Заволжья. Это была престижная должность, не облагаемая повинностями.


Птиц надо было хорошо кормить, чтобы они чувствовали себя прекрасно и были полны сил. Для этого была введена голубиная повинность: крестьянин обязан был сдать два голубя с одного двора. Для содержания голубей-закланников был создан Голубиный двор, где будущие символы мира ждали своего часа.

Охота была красочным зрелищем. Сокольничему полагался красный с золотом кафтан, сапоги из сафьяна, имеющие длинные загнутые носы, шапка из бархата с оторочкой соболем, невероятно красивая перчатка, инкрустированная драгоценными каменьями. Этим фантазия старинных модельеров не ограничилась, и птицы тоже были наряжены по-царски. Им надевали красивые нахвостники и нагрудники, их лапки обнимали кожаные кольца, на голове находился клобук (шапка, которая должна была закрывать глаза), поводок был свит из крепких позолоченных нитей. На шее висел маленький колокольчик.

Алексей Тишайший был так увлечен охотами, что готов был проводить их каждый день. Поскольку это было очень дорогое удовольствие, то царь ввел в моду мини-охоты, которые могли проводиться до двух раз в день. Вместе с царем на охоту выезжали сокольничьи, охотники, солдаты-охранники, повара и другие служители двора. Иногда количество людей переваливало за тысячу.

Излюбленным местом для царской охоты было Подмосковье. Порой компанию ему составляла царица и сыновья Петр и Федор. Как ни странно, процесс охоты нисколько не занимал Петра, ему было совсем неинтересно, чего не скажешь о Елизавете Петровне, которая частенько выезжала под Люберцы поохотиться. В дальнейшем на соколиные охоты выезжала Екатерина, Петр II, но того размаха и блеска, который любил царь Алексей, уже не было.

Последняя царская охота

Шли годы, соколиная охота постепенно теряла свою популярность. В последний раз официальная царская охота была проведена в 1856 году, а поводом для этого стала коронация Александра II.


Это не означает, что больше охот с соколами и другими ловчими птицами не проводилось, но они были скромными, редкими, Кроме того, на хищных птиц было объявлено «гонение» - их стали истреблять как угрозу поголовью выращиваемых крестьянами кроликов и кур.

Можно без сомнения утверждать, что у каждого из нас, кроме, дающей хлеб насущный, есть и маленькая слабость, для души.
У кого-то такой слабостью является охота.
Сам я не охотник и уже наверное им не стану,но слушать рассказы бывалых мне интересно).А вот рассказы об соколиной охоте мне,увы,не приходилось слушать,так как в нашей области(Кировская)да и близлежащих это не практикуется,насколько я знаю.
Поинтересовался в соц.сетях и обнаружил вот это.

Соколиная охота,Cтанислав БАБЮК

Соколиная охота известна с давних времен. Археологические находки указывают на то, что корни этого занятия уходят на Восток. Очевидно,что европейцы узнали об этой охоте от азиатских кочевников в эпоху Великого переселения народов. Существуют две основные версии проникновения соколиной охоты в Европу. По одной – она появилась благодаря скифам и сарматам в I–III в. н. э., при этом движение из Азии шло как бы в охват Средиземноморья по территории северного побережья Африки и через Центральную и Северную части Европы. По другой – пришла в Европу вместе с гуннами или аварами.

Первые достоверные свидетельства о соколиной охоте в западноевропейском регионе относятся к пятому столетию. В рукописи 499 года н. э., автор сообщает, что он в годы юности наряду с лошадью и собакой имел и хорошо подготовленную ловчую птицу. Известная мозаика из города Аргоса (Пелопоннес), изображающая сцену соколиной охоты, датируется также V в. н. э., к этому же времени относится и мозаика из Карфагена. Начиная с этого времени, ловчие птицы постоянно упоминаются в так называемых варварских Правдах, регламентирующих правовые отношения среди германцев.

Соколиная охота тиха – ни лая собак, ни криков загонщиков, ни выстрелов. Но от этого не менее увлекательна – стремительный полет сокола, и – добыча у него в когтях

Что же касается нашей страны, то вопрос, откуда соколиная охота пришла на Русь и, особенно, когда, пока остается открытым. Очевидно, что славяне, в особенности южные, были первыми, кто перенял этот вид охоты от степняков, и мы не знаем об этом только по причине отсутствия письменности. Первые достоверные сведения о соколиной охоте у славян относятся примерно к IX в., то есть ко времени, когда на Западе она уже получила широкое распространение.

Это изображение человека на коне с птицей на руке, найденное в Моравии (исторический регион Чешской республики) в местечке Старо Място.

Мнение о появлении соколиной охоты на Руси в связи с вторжением татаро-монголов выглядит несостоятельным.Ряд письменных свидетельств и археологических находок говорит о том, что охота с ловчими птицами существовала задолго до их прихода. Восточные славяне могли познакомиться с ней, «соприкасаясь» со степными кочевниками, а также от западных или южных славян, контактировавших с германцами и византийцами. У последних она известна примерно с V–VI века н. э. На становление соколиной охоты на Руси могли оказать влияние и скандинавы, у которых она была достаточно развита, о чем упоминается во многих скандинавских сагах, а останки ястребов и соколов постоянно обнаруживаются в могилах знатных викингов. Контакты с Византией также оказывали свое влияние, ведь если мы переняли их религию, то обычаи и развлечения византийского двора также не остались без внимания со стороны правящей верхушки тогдашней Руси.


Соколиная охота

Так или иначе, но, судя по всему, соколиная охота была известна на Руси уже в X, а то и в IX веке. Причем складывается впечатление, что каково бы ни было ее происхождение, но уже по самым первым источникам, соколиная охота предстает перед нами в сформировавшемся виде и, причем в большей степени, не как промысел, а как развлечение знати. С определенной уверенностью можно говорить о преобладании уже в то время эстетической составляющей над промысловой. Добыча сокольников не шла ни в какое сравнение с другими охотами, например поимкой птиц при помощи перевесов или зверей тенетами, широко распространенными на Руси. Вот что писал Паллас об охотах с перевесом на зауральских озерах: «Иному удается изловить в один раз их (т. е. гусей) двадцать и более, и почти ни одной ночи напрасно не прокараулив. Кроме обыкновенных больших гусей и казарок, из которых наивкуснейшее в свете делается жаркое, ловят сим же образом различного рода уток и гагар».

Сохранилось немало письменных свидетельств о соколиной охоте в южной Руси. По своим условиям именно эти территории наиболее подходили для охот с ловчими птицами. Известно, что соколиный двор держал еще князь Олег (IX в.). При князе Ярославе Мудром (1019–1054) был построен храм Святой Софии в Киеве, где на стенных фресках лестницы, ведущей на хоры, есть сцена охоты на зайца с хищной птицей. Ко времени его правления относится и первый свод законов, так называемая «Русская Правда», где имеется ряд статей об охоте и ловчих птицах, за воровство которых полагался большой штраф. Упоминание о ястребах и соколах можно встретить в летописном тексте «Духовной» или поучении Владимира Мономаха (1113–1125). Игорь, князь Северский, судя по Ипатьевской летописи, попав в плен к половцам, охотился с ястребами. Памятник древнерусской литературы XII века «Слово о полку Игореве» также содержит немало сведений о соколиной охоте.

В северо-восточной Руси соколиная охота была не менее популярна, чем в южной, хотя условия охоты были другими из-за обширных лесов и болот. Из всех городов северо-восточной Руси особенно выделялся Господин Великий Новгород, стоящий на пересечении главных торговых дорог, одна из которых соединяла Восток с Западом («Волжский путь»), а другая – Юг и Север («Путь из варяг в греки»). Именно здесь в соколиной охоте ощущается присутствие как восточного, так и западного влияния.

Еще на заре создания русского государства сокол появляется как гербовая фигура, символ основателя династии первых князей Руси. Историк О.М.Рапов (1968) говорит, что «загадочные фигуры на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам, и даже на кирпичах Десятинной церкви в Киеве не что иное, как силуэт атакующего сокола. По некоторым данным, само слово Рюрик, Рериг и даже Рарог идентифицируется с названием сокола вообще и балобана или кречета в частности. В современных славянских языках, таких, как польский, словацкий, чешский и др. этим словом обозначают балобана – птицу, схожую с кречетом.

Постепенно интерес к соколиной охоте, и, прежде всего, со стороны новгородской знати, возрастал. Возрастала и потребность в охотничьих птицах. Спрос на них послужил тому, что начали появляться ловцы пернатых хищников. Ловля хищных птиц становится прибыльным делом. Именно в связи с тем, что ко времени появления первого свода законов так называемой «Русской Правды» интерес к ловчим птицам возрос настолько, что потребовалось особым пунктом внести статью о наказании за кражу этих птиц.

Вероятно, именно в связи с широким развитием соколиной охоты во времена правления князя Андрея Александровича (сына Александра Невского) на княжеской печати появляется конный сокольник. Ко времени его второго правления (1294–1304) относится сохранившаяся подлинная грамота этого князя к посадникам, казначеям и старостам Заволочья о предоставлении его ватажникам корму и подвод, когда те будут возвращаться с птицами с моря. А ссылки в этой грамоте на своего отца «а как пошло при моем отце и при моем брате» говорят нам о том, что и Александр Невский имел свой интерес в птичьем промысле.

Насколько сильно новгородские князья любили соколиную охоту, подчас в ущерб своим прямым обязанностям, показывают несколько примеров из летописей. В 1135 году новгородцы упрекали своего князя Всеволода Мстиславича: «Почто ястребов и собак собра, а людей не судяше и не управляаше». Спустя почти 130 лет, а именно в 1270 году, подобный упрек они вменили в вину уже Ярославу Ярославичу: «Ты, княже, неправду почто чинишъ, и многы ястребы и соколы држиши? Отнял еси у нас Волхов гоголиными ловцы и иныя воды утечными ловцы, а псов држиш много, отнял еси у нас поле заечьими ловцы». Упоминание одних лишь ястребов в первом эпизоде неслучайно – территории, где проходили охоты, были большей частью покрыты лесами, что делало ястреба наиболее подходящей птицей для охоты. Кроме того, и достать его было проще. Сокола появляются лишь тогда, когда создаются более удобные условия для охоты с этими пернатыми хищниками. Ястреб в соколиной охоте средневекового Новгорода, судя по всему, является основной ловчей птицей. Это подтверждается и археологическими раскопками: кости ястребов (тетеревятника и перепелятника) преобладают над останками других хищных птиц.

История донесла до нас имена некоторых новгородских помытчиков, людей, занимавшихся доставкой и сбытом ловчих птиц состоятельным вельможам и князьям. Это Марк, Савва, Микифор и Михайло, возглавлявшие печорскую княжескую ватагу. Эти люди упоминаются в документах со времен Ивана Калиты, и относятся к 1327–1329 годам. Таким образом, Москва имела свои виды на северные промыслы и, в частности, помытный, пытаясь как-то привязать северных дельцов к себе. Похоже, это было важно для улаживания дел с Ордой, которой отправлялись подарки, наиболее ценными из которых были меха, «рыбьи зубы» и ловчие птицы. Вместе с тем в XIII–XIV веках интерес к соколиной охоте в Новгородской земле, по-видимому, принимает такие масштабы, что светские сюжеты на эту тему начинают проникать даже в священные книги как изобразительный материал.

Например, в новгородской псалтыри XIV века, хотя и в стилизованном виде, можно видеть сокольника с ловчей птицей на руке в виде буквицы. Изображение сокольника и хищной птицы присутствует и на новгородских свинцовых буллах. В частности, в раскопе, датируемом 1420-ми годами найдена печать Великого Новгорода с изображением человека с птицей на правой руке.

Помимо Новгорода, соколиной охотой занимались и в других городах северо-восточной Руси. Это Ярославль, Тверь, Ростов Великий и многие другие. Названия многих мест средневековой Руси связаны с соколиной охотой. Например, рядом с Великим Новгородом расположена местность, именуемая в исторических источниках как соколничи или соколницы. Территория между реками Волхов и Волховец и сегодня удобна для соколиной охоты. Здесь весной после схода вешней воды в многочисленных лужах собираются стаи уток и даже лебедей. Вероятно, это было ближайшее к городу место проведения соколиных охот в раннюю эпоху.

омимо соколиной охоты, ловчие птицы отлавливались, как уже упоминалось, для отправок в Орду и другие страны. Из всех ловчих птиц самой ценной становится кречет. Вероятно, с конца XIV – начала XV вв. кречет все чаще начинает содержаться в сокольнях состоятельных людей и становится одним из первоочередных предметов вывоза. Новгород, как крупный торговый город, продавал разные товары в Европу и на Восток, и крупные сокола наравне с пушниной ценились очень дорого. С этого времени вплоть до потери своей независимости Новгород обладает монополией на добычу крупных северных соколов и частью белых ястребов. Кречет наряду с северным соколом (северным сапсаном) являлся по тем временам достойным подарком. Например, при посещении Новгорода Иваном III Васильевичем в 1476 г. знатные люди в числе даров преподнесли шесть кречетов и одного сокола. А именно: князь Василий Шуйский преподнес двух кречетов и сокола, Казимер – двух кречетов, Яков Короб – кречета и сын его Иван – тоже кречета. После потери независимости все новгородские промыслы, связанные с севером, переходят в подчинение Москвы.

по материалам: Журнал "Охотничий двор".Виктор Федоров.
фотоподборка:aupdr929

© 2024 Спорт и жизнь