Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Рукопашный бой в армии: принципы и тактика, когда зародился. Методика обучения рукопашному бою Приемы действия в рукопашном бою

Базовыми элементами рукопашного боя являются точка опоры, плечо и сила. Но эти элементы проявляются через конструкцию сил, задействованных в контакте и в конкретных ситуациях.

Усвоение и понимание базовых элементов рукопашного боя является абсолютно обязательным условием успешной боевой подготовки. Невозможно строить дом на песке, невозможно строить обучение рукопашному бою без понимания и безусловного владения базовыми движениями и понятиями.

Глубокое понимание и безукоризненное владение этими элементами является единственной возможностью в оптимально короткие сроки понять и освоить систему построения движений. Естественно, это подразумевает также четкое и последовательное следование методике обучения.

Базовые элементы рукопашного боя включают в себя понятие стойки и различных ее видов, способы перемещения в стойке, раздел акробатики, требующий отработки навыков падений, перекатов, кувырков, скольжений и уходов и многие другие элементы. Кроме самих базовых элементов существует значительное количество подготовительных и «подводящих» упражнений, облегчающих понимание движения и поэтапное формирование правильных двигательных навыков. И если количество базовых элементов конечно, то дополнительные упражнения весьма изменчивы и разнообразны, так как их основная задача - облегчить подготовку или исправить появляющиеся в этом процессе нерациональные или неправильные двигательные навыки.

При описании базовых элементов приведены некоторые из таких упражнений, но занимающиеся часто придумывают собственные, индивидуальные варианты, ищут наиболее рациональные для собственного телосложения пути выработки правильных навыков.

10.1. Базовая стойка

Базовая стойка - оптимально удобное положение тела с точки зрения эргономики и биомеханики, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (рис. 9а, б), а изготовки к бою с оружием или без него - производными от базовой стойки (рис. 9в).

При принятии базовой стойки ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный размер опорной площадки, ступни ног при этом параллельны. Положение легкого приседа (ноги слегка согнуты в коленях) обеспечивает, благодаря накоплению энергии упругой деформации в связках и мышцах, готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям с оптимальными энергозатратами. Прямая спина и угол наклона таза (40-45°) способствуют равномерному распределению силы тяжести, а также выводу линии тяжести по центру опорной площадки (см. гл. I).

Плечи свободно опущены, голова слегка наклонена. Подбородок при этом прикрывает горло (кадык), а для глаз обеспечен оптимальный угол обзора (см. гл. I).

Руки при верхней рамке (рис. 9а) согнуты в локтевых суставах. Локти слегка прилегают к телу, защищая печень и селезенку, а пальцы, являясь продолжением кистей рук и предплечий, располагаются на уровне глаз. При нижней рамке (рис. 96) руки свободно располагаются вдоль внутренней или внешней поверхности бедер. Данное расположение рук обеспечивает их наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабочем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противника или нанесения ему различных ударов.

В связи с тем, что антропологические данные у каждого человека свои, индивидуальные, мы не требуем жесткого подражания при выполнении того или иного действия, поэтому при отработке различных упражнений, в том числе и стойки, внешняя ее форма будет у каждого обучаемого своя, особенная. Именно исходя из этого условия, требуется наличие у каждого проходящего подготовку, четкого понимания определяющих стойку моментов: площади опорной площадки, расположения центра тяжести, положения корпуса (спины), положения головы (подбородка и глаз).

10.2. Перемещения в стойке

Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других, атакующих и защитных, действий.

Перемещения в рукопашном бою определяются ситуацией и могут быть весьма различны. Основные из них это повороты (развороты к противнику, находящемуся сзади или сбоку, принятие положения тела под углом к атаке противника) и шаги. Шаги, в свою очередь, могут исполняться различными способами: шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, отскок, прыжок и другие.

Пояснения к технике шага не требуются - это обычный переменный шаг, подобный тому, которым мы передвигаемся вне условий боя. Точно такими же простыми действиями являются подшаг и отшаг, которыми мы либо придвигаемся, либо отодвигаемся от выбранной цели, не изменяя положения ног относительно друг друга и незначительно растягивая или уменьшая ширину стойки.

Одним из основных способом перемещения является шаг с подшагом. С первого взгляда этот элемент кажется весьма непростым и ему необходимо уделить пристальное внимание, так как он, во-первых, действительно достаточно сложен, а во-вторых - является одним из «ключей» в освоении системы построения движений. При правильном методическом подходе этот элемент усваивается в кратчайшие сроки.

Исполняется этот элемент следующим образом:

– из базовой стойки или изготовки к бою (рис. 10а) приставить одну из ног пяткой к пятке другой ноги, в данном случае - правой к левой и развернуться бедрами по направлению выбранного движения (рис. 10 б). Таким образом мы становимся под углом к атаке противника, что, даже в случае пропуска удара, обеспечивает рикошет его ударных частей и рассеивание кинетической энергии удара по касательной;

– сделать шаг впереди стоящей ногой, в данном случае левой (рис. 10в). Этим движением мы сокращаем дистанцию с противником, обеспечивая сложение скоростей двух тел в случае нанесения ударов по «провалившемуся» противнику.


Необходимо отметить, что, в зависимости от ситуации, этот шаг можно и не делать (нет необходимости или просто не успел);

– подшагнуть (восстановить опорную площадку) или отшагнуть в вышеописанных случаях.

Выполнение «шага с подшагом» позволяет встать под углом к направлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, т. е. войти в контакт.

Важно отметить, что при приобретении определенного навыка в поддержании своего устойчивого положения, в восстановлении равновесия, а также в управлении движением противника от многих лишних движений можно отказаться и пользоваться лишь разворотом корпуса, скручиванием бедер с легким приседом и без него, движением одних только рук или ног и др.

Необходимо еще раз обратить внимание на то, что все описываемые в данном разделе упражнения и технические действия являются базовыми элементами, а значит, уровень их усвоения должен быть безусловным и доскональным. В противном случае невозможно построение устойчивой системы двигательных навыков.

10.3. Нижняя акробатика

Нижняя акробатика в рукопашном бою - это раздел, включающий в себя технику безопасных падений, перекатов, кувырков, переползаний, скольжений и многое другое.

Если рассматривать с позиций функционального предназначения, то это комплекс действий, применяемых для ухода с линии атаки противника, сокращения дистанции с ним, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, подбора оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях.

10.3.1. Падения

Падения могут осуществляться на грудь, на спину, набок (влево, вправо), на спину с разворотом. Эти элементы на начальной стадии обучения должны отрабатываться сначала из базовой стойки, а в дальнейшем из

любого положения, чтобы не сформировалось стойкой привычки в «привязке» к единственному исходному положению. Занимающихся, имеющих опыт спортивных самостраховок, необходимо настраивать даже на более тщательную работу, чем остальных. Это связано с тем, что данные падения используются в условиях, далеких от условий спортивного зала и «аппеляция» к закрепленной технике спортивных самостраховок может серьезно подвести в боевой ситуации.

При падении на грудь (рис. 11) необходимо:

из базовой стойки (рис. Па), опуская таз вниз (рис. 116), отбросить ноги назад и в стороны и приземлиться на согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью руки. Локти должны быть разведены в стороны (рис. Ив). Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следующей последовательности: кончики пальцев - пальцы - ладони - внутренние поверхности предплечий. За счет этого эффективно гасится энергия падения и осуществляется плавная и бесшумная амортизация.


При падении набок (влево, вправо) необходимо из базовой стойки (рис. 12а) скрутиться в бедрах (рис. 12б) и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо) (рис. 12в), приземлиться на руки, как при падении на грудь. Часто на начальном этапе обучения возникает тенденция у занимающихся к переразгибанию и закрепощению локтевого сустава, особенно руки со стороны падения. Это может привести к травмам, так как выключается амортизирующая способность системы рычагов руки. На это надо обращать внимание. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол = 90°, угол между бедром согнутой ноги и ее голенью тоже должен составлять = 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов. Голова должна быть приподнята (рис. 12г).


При падении на спину из базовой стойки (рис. 13а) присесть, вытянуть любую ногу вперед (в зависимости оттого, в какую сторону совершается падение) и «сесть» на пятку опорной ноги разноименным этой ноге бедром (рис. 13б, 13в). В данном случае правым бедром на левую пятку. Правая рука тянется за пяткой правой ноги, помогая округлять спину (рис. 13г). После этого перекатиться по односторонней широчайшей мышце (рис. 13д) и перевернуться на всю спину (рис. 13е), поджав под себя ступни ног. Этим поджиманием гасится энергия, которая забрасывает ноги вверх. Подбородок необходимо прижать к груди. Руками в момент контакта с поверхностью не упираться.


10.3.2. Перекаты

Перекаты на начальном этапе обучения являются как подготовительными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Кроме этого они формируют у обучаемых такое качество, как ловкость.

Перекат на коленях осуществляется из исходного положения «сидя на коленях» (рис. 14а). Для совершения движения, например, влево необходимо выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро (рис. 14б). После этого развернуться на левом бедре, согнув левую ногу в колене и выпрямив правую ногу (рис. 14в). Далее, потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени (рис. 14г). Кисти рук во время движения постоянно находятся на коленях, а глаза смотрят за окружающей обстановкой. Упражнение завершается в положении, когда обучающийся развернут силой относительно первоначального направления.


Перекат лежа может выполняться как из положения сидя на коленях, так и из базовой стойки.

Из положения сидя на коленях (рис. 15а) надо опуститься (при движении влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой (рис. 15б). После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коленях (рис. 15в). Для продолжения движения необходимо, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, а правой рукой потянуться за выпрямляемой правой ногой (рис. 15г). После этого сесть на оба колена (рис. 15д).

Необходимо помнить, что локти во время перекатов не должны соприкасаться с поверхностью, а тем более - ударяться о нее. Для этого их надо убирать в сгиб между бедром и корпусом.

Таким же способом делается перекат в другую сторону.

Выполнение переката из базовой стойки отличается только наличием фазы приседания.


10.3.3. Кувырки

Кувырки (вперед, назад) совершаются из основной (базовой) стойки или с колена (рис. 16а). При выполнении кувырка вперед с выносом рук в разные стороны делается шаг вперед любой согнутой в колене ногой. Руки разводятся вперед и в разные стороны, а второй ногой осуществляется толчок (рис. 16б).

Голова отклоняется под плечо, противоположное тому, через которое осуществляется кувырок. Контакт с поверхностью начинается с пальцев (кистей) рук, продолжается через предплечья, плечо (рис. 16в). Голова ни в коем случае не должна контактировать с поверхностью, и описанное отгибание под плечо уводит ее с траектории движения.

Руки проворачиваются по направлению движения в плечевых суставах, и основной контакт тела с поверхностью приходится на заднюю часть дельтовидной мышцы (рис. 16г). За счет скручивания бедер контакт с поверхностью продолжается по линии «опорное плечо (дельтовидная мышца) - разноименное бедро», т.е. идет по диагонали через спину.

Толчковая нога на последней стадии является маховой (рис. 16д). За счет маха осуществляется выход из кувырка в стойку с поворотом по ходу вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 16е) или совершается другое действие (какое-либо падение, переход в другой кувырок и другие).


При выполнении кувырка вперед с выносом рук в одну сторону из базовой стойки (рис. 17а) делается шаг вперед, а руки выносятся влево с проворачиванием в плечевых суставах в момент контакта с поверхностью, голова отклоняется в том же направлении (рис. 17б, в).

Основной контакт с поверхностью (в момент «приземления») начинается так же, как и в предыдущем кувырке, с задней части дельтовидной мышцы и продолжается по диагонали на противоположное бедро (рис. 17г, д).

Выход из кувырка выполняется так же, как и в предыдущем случае: с разворотом по направлению вращения на левой (в данном случае) стопе (рис. 17е).


При выполнении кувырка назад из базовой стойки (рис. 18а) осуществить глубокий присед и скрутиться бедрами в выбранном для кувырка направлении (рис. 18б). После этого выполнить падение на спину, перека тившись по ней по диагонали «вошедшее в контакт с поверхностью бедро - противоположное плечо» (рис. 18в). Руки при этом разбрасываются в разные стороны под утлом 90° к телу и проворачиваются в момент совершения переворота через опорное плечо. Ноги, выполняя мах, забрасываются за голову (рис. 18г). Голова при этом отклоняется в противоположную этому плечу сторону (рис. 18д).

Выход из кувырка осуществляется в базовую стойку или в производную для совершения какого-либо действия (рис. 18е).


10.3.4. Перемещения на нижнем уровне

Существуют различные перемещения на нижнем уровне. Их необходимо знать для того, чтобы быстро встать после падения, переместиться в более удобное положение или за укрытие, защититься или нанести удар противнику, метнуть в него нож или любое подручное средство, вести огонь в различных направлениях и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Подготовительное упражнение к движению «звезда»

Исходным положением является упор лежа лицом вниз (рис. 19а). Начиная упражнение, необходимо правую ногу (в данном случае), согнув в коленном суставе, пронести под левой ногой (рис. 19б). Опираясь на правую руку и перебрасывая левую, развернуться всем телом через левое плечо и принять положение упора в поверхность руками и ногами, а спиной вниз (рис. 19в).

После этого, продолжая движение, пронести согнутую левую ногу под правой (рис. 19г), развернуться к поверхности лицом и принять исходное положение (рис. 19д). Упражнение необходимо уверенно исполнять в обе стороны.


Движение «звезда»

Из исходного положения «лежа на спине» (рис. 20а), при движении вправо, необходимо скрутиться в тазе и пронести согнутую в колене левую ногу под правой ногой, одновременно поворачиваясь на левый бок (рис. 20б). Продолжая движение, принять положение «лежа на животе» (рис. 20в). После этого, продолжая вращаться в выбранном направлении, повернуться на правый бок, протянув правую ногу под коленным сгибом левой (рис. 20г). Это следующее промежуточное положение. Конечная фаза - это разворот на спину (рис. 20д).


Необходимо добиваться выполнения этого упражнения плавным, слитным и единым движением, без пауз, рывков и замираний. Обозначенные на иллюстрациях промежуточные положения вовсе не являются моментами остановки, а каждое последующее движение должно плавно проистекать из предыдущего.

Важным требованием является правильная организация поля зрения во время движения. Глаза обучаемого должны обозревать все пространство вокруг, а оружие, находящееся в руках, желательно направлять в сторону обращенного взора.

Вообще, уместным будет здесь заметить, что надо добиваться от обучающихся выполнения всех упражнений без фиксации взгляда на руке или ноге, выполняющих какое-либо ответственное движение. Все упражнения должны доводиться до такой стадии усвоения, чтоб самые сложные их моменты не требовали зрительного контроля за действиями тела. В бою перенос внимания с окружающей обстановки на собственное тело может оказаться фатальным.

Упражнение «падение способом скольжения»

Из положения «стоя» (рис. 21а) присесть, скрутиться в бедрах в выбранном направлении и, в зависимости от этого, вытянуть правую или левую ногу (в данном случае левую) под острым утлом к поверхности, на которую совершается падение (рис. 21б).

После этого, продолжая приседать, целесообразно контакт ноги с поверхностью начать с подъема стопы, а рук - так, как при падении набок. Нога вращается и контактирует в следующей последовательности: «подъем стопы - внешняя сторона голени - передняя сторона бедра» (рис. 21в).

В момент контакта бедра с поверхностью осуществляется переворот на живот и грудь, а руки, препятствуя жесткому удару о поверхность, продолжают движение тела отталкиванием по направлению набранной инерции (рис. 21г). Конечная фаза данного падения позволяет обучаемому после завершения скольжения совершать различные перевороты и другие движения и действия в выбранном согласно обстановке направлении.


Приведенные упражнения тренируются без оружия и с оружием, с открытыми и завязанными глазами, как на гладкой поверхности, так и с преодолением препятствий, например, на обычной общевойсковой полосе препятствий.

10.4. Методические приемы для наилучшего усвоения темы

Тренировочное усвоение темы начинается с отработки базовой стойки и ее производных. Преподаватель объясняет и показывает правильное принятие базовой стойки с верхней и нижней рамкой, а также способы контроля этой стойки. Занимающимся предлагается основной контроль правильности стойки - упражнение у стены.

Встав вплотную к стене лицом, обучаемый должен касаться ее следующими точками:

– носками ног;

– коленями;

– грудью, при нижней рамке;

– предплечьями, при верхней рамке;

– лбом. После разбора правильной стойки обучаемым предлагается запомнить «ощущение тела», сопровождающее правильную стойку, и освоить быстрый и естественный переход из расслабленного положения тела в стойку с верхней и нижней рамкой.

После отработки принятия стойки начинают отрабатываться вопросы перемещений в стойке: шаг, отшаг, разворот, шаг с подшагом, подскок, выпад и др.

При отработке перемещений в базовой стойке преподаватель должен сконцентрировать внимание обучаемых на соблюдении рационального, с точки зрения эргономики, расположения частей тела. Руки и ноги должны располагаться в положении, обеспечивающем самые быстрые и точные движения при оптимальном расходе энергии. Положение головы и глаз должно обеспечивать оптимальный угол обзора, а положение легкого «подсаживания» - накопление энергии упругой деформации в мышцах и связках для сохранения подвижности и оперативности в передвижениях (см. часть I).

После отработки падений изучаются перекаты и кувырки. Это более сложные упражнения, и изучаться они должны с подготовительных упражнений. Например, перекат лежа начинает изучаться с переката сидя, а кувырки из положения стоя с кувырков с колена или специальных подготовительных упражнений лежа. Далее из базовых элементов составляются (желательно самими обучающимися - для более индивидуальной проработки «слабых» моментов) различные комбинации. Например, из стойки совершить падение на грудь, перевернуться на спину, сделать кувырок назад через одно плечо, потом через другое, выполнить падение на бок и т. д. Основное требование при исполнении подобных комбинаций: каждое последующее движение должно плавно и логично, не нарушая общей механики последовательных переходов, проистекать из конечной фазы предыдущего. Этим нарабатывается умение управлять своим телом, чувствовать свой ритм, а также развивается вестибулярный аппарат и пространственное восприятие.

После того как сформируется стойкий навык исполнения этих элементов, их можно из основной части тренировки переводить в раздел разми-ночных упражнений, к качестве каковых они будут выполнять двоякую роль - и разогревать мышцы в начале тренировки и поддерживать навык на необходимом уровне.

На завершающей стадии изучения данной темы необходимо тренировать обучаемых в использовании нижней акробатики при подборе оружия, подручных средств и при преодолении препятствий. Препятствия можно составлять из различных спортивных снарядов (конь, козел, скамейки, брусья, маты и др.), если занятия проводятся в спортивном зале, или использовать штатную полосу препятствий.

11. Захваты и освобождения от них

11.1. Общие положения

Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому умение освобождаться от захватов противника является столь же неотъемлемым условием успешного ведения рукопашного боя.

При этом надо рассматривать как минимум два аспекта подхода к борьбе с захватами: в первом случае - это стремление освободиться от захвата (высвободить захваченную конечность или часть тела), во втором - использование возникшей биомеханической системы из двух тел в собственных целях.

Что касается действий собственно против захвата, то есть смысл рассмотреть «локальные» действия, к примеру, при захвате запястий. Принципиальным является разложение удерживающей силы на составляющие. В результате такого разложения на первый план выступают два условия, которые действительно имеют значение, - это направления действия и величина удерживающей силы. Дальнейшее движение будет зависеть от ориентации рук в пространстве и направлено на ограничение подвижности локтевого и плечевого суставов противника. В этом отношении работа против захвата запястий является очень наглядной иллюстрацией.


Кроме того, важным моментом является создание «точки опоры» в месте, где рука противника собственно совершает захват. Для этого необходимо «пригрузить» руки противника, опереться на них за счет толкающего усилия. При этом данный толчок должен совершаться ногами (!), идти от стоп, плотно опирающихся на землю.

С точки зрения механики человеческого тела, захват является внешней связью, ограничивающей число степеней свободы тела. Как уже отмечалось в части I, человеческое тело представляет собой сложную биомеханическую конструкцию с 244 степенями свободы. Однако, выполняя захват, противник ограничивает и свои степени свободы. В результате захвата происходит образование биомеханической системы из двух тел, каждое из которых в пределах образовавшейся системы решает противоположные задачи. Выполняющий захват стремится через него ограничить подвижность противника, разбалансировать его конструкцию, нарушить устойчивость и в конечном итоге привести в беспомощное состояние.

Захваченный, через полученную связь, используя прикладываемые противником усилия, также стремится разбалансировать его систему, нарушить устойчивость, разомкнуть захват и нанести при этом поражение. Очевидно, что выигрывает тот, кто под воздействием противника, сам в то же время действуя на него, сумеет сохранить собственную устойчивость, либо не допуская ее нарушения, либо восстанавливая за счет использования воздействующей конструкции противника.

Следует отметить такое свойство находящихся в зацеплении механизмов, как жесткость зацепления. Это свойство предполагает, что любое перемещение элемента первого из находящихся в зацеплении механизмов обязательно будет передано в той или иной форме на элементы другого механизма. Поэтому при освобождении от захватов основное внимание акцентируется на работе с собственным телом, а не прямом воздействии на тело противника.

Существует громадное количество возможных захватов и вариантов действия с их использованием или их разрывом. Поэтому более целесообразным будет рассмотрение основных принципов освобождения от захватов (т.е. работу собственно против захвата либо его использование в собственных целях) и некоторых вариантов последующих действий. Перечисленные далее варианты не надо считать жесткими «приемами», а необходимо рассматривать именно как возможные варианты решения ситуации.

11.2. Освобождение от захвата за запястья двумя руками

Пример 1 (рис. 22)

Ситуация (рис. 22а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.

Решение (рис. 226 - 22в): при освобождении необходимо развернуться корпусом назад и вправо с одновременным опусканием центра тяжести (приседом), прикладывая руками усилие по принципу «пары сил» (правой - вытягивая противника по направлению движения правой ноги вниз, а левой - от себя по кругу вверх) (рис. 226). Освобождающийся работает корпусом и весом своего тела, а не силой рук. Руки лишь вращаются в точках контакта с руками противника, стремясь накрыть предплечье противника (правая) и не дать ему разорвать захват до окончательного решения ситуации, либо поднять его руку (левая) и также перейти на собственный захват освободившейся рукой. Продолжая приседать и доворачивать кор-

пус и руки, освобождающийся выводит противника из равновесия, скручивая его в позвоночнике (рис. 22в). Противник теряет устойчивость и падает (подробнее см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж).

Финал (рис. 22г): упавшему противнику наносится поражающий удар.


Рассмотрим работу рук отдельно.

При данной ситуации (рис. 23а), в момент приседа, предплечья остаются на первоначальном уровне. Локти опустились и позволили более свободно работать кистям рук и предплечьям. Кисть правой руки или кулак поджимается к себе (рис. 23б) и проворачивается вовнутрь против большого пальца держащей руки противника, а кисть левой руки проворачивается в противоположном направлении для возможного прихвата руки противника (рис. 23в).

Все эти действия руками производятся на фоне отшагивания и разворота корпусом назад и вправо. Таким образом, противник «растягивается» и «пригружается» по выбранному направлению. Прихват осуществляется так, как показано на рис. 23г.





Пример 2 (рис. 24)

Ситуация: противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.

Решение: при возникшей ситуации освобождающийся, разворачиваясь назад и влево, приседает и сводит свои руки, проворачивая их вовнутрь к себе (рис. 24 а) и прихватывает своей правой рукой запястье правой руки противника. Таким образом, он «выключает» как можно больше степеней свободы в правой руке противника и начинает выводить его из равновесия. Сопротивление противника вызывает у того резкие болевые ощущения в плечевом суставе.

Для того, чтобы противник не подшагнул (а это может позволить ему «законтрить» болевое воздействие) или не согнул атакуемую руку в локтевом суставе (что ослабит болевое воздействие), необходимо продолжить разворачивать корпус вместе с руками по направлению, задаваемому левой ногой, одновременно понижая собственный центр тяжести (рис. 24б). Противник, повинуясь болевому воздействию, теряет равновесие и, скручиваясь в позвоночном столбе, начинает падать, (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж). Финал: после падения противнику наносится добивающий удар (рис. 24в).


Пример 3 (рис. 25)

Ситуация (рис. 25а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.


Решение: освобождающийся подшагивает левой ногой вплотную к правой ноге противника, одновременно вращая собственную левую руку: кистью вниз - к себе, а локтем вверх - к противнику (рис. 25б). В результате этого движения левый локоть освобождающегося накрывает правую руку противника. Таким образом, с противником образовался плотный контакт в районе колена и зажатого предплечья. Используя образовавшиеся рычаги, освобождающийся приседает, нажимая своим левым коленом в подколенный сгиб противника, а левой рукой направляет его локтевой сгиб за себя и вниз (рис. 25в). Правая рука идет вверх, усиливая скручивание позвоночного столба противника. В результате разбалансировки системы противник падает (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж).

Финал: после падения противника необходимо добить (рис. 25г).

11.3. Освобождение от болевых приемов на руку

Пример 1 (рис. 26)

Ситуация (рис. 26а): противник пытается провести болевой прием путем переразгибания локтевого сустава через свое предплечье. При этом он воздействует на руку своим предплечьем снизу вверх, вытягивая и перегибая руку обороняющегося.

Решение: обороняющийся выпрямляет спину и нашагивает в сторону дальней от него ноги противника. Это движение позволяет снять давление на захваченную руку и ослабить болевое воздействие.

Дальше захваченная рука начинает вращаться внутрь со стороны атаки (рис. 26б) - в данном случае по часовой стрелке. Важно, чтобы смещение происходило всем телом одновременно, а не одними плечами. Благодаря этому создается жесткая конструкция и смещается центр тяжести противника. Держась жестко за атакуемую руку, он сам себя ограничивает в движениях, сам себе мешает и, подчиняясь задаваемому движению, начинает падение (рис. 26в). Свою роль играет и правая нога обороняющегося, перекрывающая направление движения, необходимое для восстановления равновесия.

Обороняющийся приседает, продолжая вращать руку, плавно подкручивая ее у самой поверхности к себе (рис. 26г). Противник падает.

Финал: опрокинутого противника можно добить или связать (рис. 26д).


Пример 2 (рис. 27)

Ситуация: противник пытается провести болевой рычаг локтя за спину (рис. 27а).

Решение: для того чтобы освободиться от захвата, необходимо создать замкнутую биокинематическую цепь, т. е. в данном случае захватить кистью правой руки предплечье или плечо левой, плотно прижать руки к спине и выпрямить ее (рис. 27б). Этим действием ограничиваются степени свободы в руке противника и создается болевой рычаг на его локтевой сустав.

Одновременно необходимо отшагнуть правой ногой (рис. 27в) и развернуться назад и вправо всем телом. Таким образом смещается центр тяжести противника и он, не справившись с потерей равновесия, опрокидывается (см. стр. 93-97, рис. 4а - 4ж).

Финал: после этого противника можно добить (рис. 27г).


Пример 3 (рис. 28)

Ситуация: противник пытается провести болевой рычаг на лучезапяст-ный сустав, для чего он фиксирует локоть обороняющегося упором в свой живот (рис. 28а).

Решение: Для освобождения необходимо, нашагивая на атакующего левой ногой, развернуться лицом к противнику, одновременно нанося удар пальцами левой руки в глаза (рис. 28б). Атакуемая рука выходит из упора в живот вслед за развернувшимся телом (рис. 28в), чем снимается и болевое воздействие на кисть.

Продолжая начатое движение освобождающийся вращается за отшагиваемой правой ногой, приседает, воздействуя на противника по принципу «пары сил» («левая рука - глаза, правая рука - плечо») (рис. 28г). Противник не справляется с потерей устойчивости и падает (см. стр. 93-97).

Финал: упавшего противника остается добить (рис. 28д).


11.4. Освобождение от захватов за шею (горло)

Пример 1 (рис. 29)

Ситуация: противник проводит удушающий захват за шею (рис. 29а).

Решение: необходимо немедленно уменьшить удушающий эффект захвата. Для этого нужно прихватить атакующую руку за локоть своей левой рукой и сдвинуть локтевой сгиб противника себе на кадык. Этим уменьшится давление на сонную артерию, которое обеспечивает основную опасность данного захвата. Одновременно правой рукой прихватить противника за воротник (или за волосы, плечо), а затем, приседая и выпрямляя спину, восстановить собственное равновесие (рис. 29б).

После этого, создав точку опоры в своем правом плече и приподняв его, применить принцип «пары сил» (локоть - воротник или волосы) и начать опрокидывать противника (рис. 29в).

Финал: в момент падения, не разрывая контакта с противником, добить его (рис. 29г).

Пример 2 (рис. 30)

Ситуация: противник проводит удушающий захват за шею (рис. 30а).

Решение: необходимо немедленно уменьшить удушающий эффект захвата. Для этого правой рукой сдвинуть сгиб локтя противника себе на кадык, а левой прихватить его (противника) за угол челюсти (горло, веко, угол рта и т. д.). Одновременно для восстановления своего устойчивого положения нужно присесть, выпрямляя спину (рис. 30б). После этого, применяя «пару сил» (захваченный правой рукой локоть - голова) и ограничивая передвижения противника своим выставленным и развернутым коленом, начать опрокидывать его (рис. 30в).

Финал: после падения противник добивается (рис. 30г).


Пример 3 (рис. 31)

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фронтальной позиции (рис. 31а).

Решение: целесообразно нанести удар в болевую зону (в данном случае - в солнечное сплетение) (рис. 31б). После этого прихватить правой рукой правый локоть противника и одновременно, развернувшись правой ногой назад, присесть и прихватить левой рукой волосы противника (рис. 31в). Дальше «растягиваем» противника по направлению применяемой «пары сил» (локоть - голова) вслед за отшагиваемой левой ногой освобождающегося (рис. 31г). Финал: потерявший устойчивость и упавший противник добивается.



Пример 4 (рис. 32)

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фронтальной позиции (рис. 32а).

Решение: Защищающемуся необходимо, нанося отвлекающий удар правой ногой в коленный сустав левой ноги противника и прихватывая левой рукой за предплечье, кисть, локоть или плечо правой руки противника, потянуть его на себя и вниз. Одновременно развернуться корпусом влево и правой рукой воздействовать на предплечье, локоть, плечо, подбородок или глаза противника от себя вверх, т. е. применить «пару сил», в данном случае: локоть правой руки - плечо левой руки (рис. 32б).

Продолжая приседать и разворачиваться, освобождающийся окончательно выводит противника (его центр тяжести) из положения равновесия, и тот начинает падать (рис. 32в).

Финал: упавший противник добивается (рис. 32г).


Пример 5 (рис. 33)

Ситуация: противник проводит захват за горло двумя руками во фронтальной позиции (рис. 33а).

Решение: защищающийся наносит удар в болевую зону (уши) (рис. 33б), после чего кисть руки противника фиксируется в месте захвата, т. е. создается точка опоры. Одновременно вращением другой руки (левой) вверх и вниз производится защемление сухожилий кисти и предплечья (рис. 33в). Кроме того, вращение руки «выключит» свободу локтевого сустава и не позволит согнуть руку. Эти действия сопровождаются одновременным разворотом (в данном случае: назад и вправо) и приседанием, понижающим центр тяжести (рис. 33г). Противник, подчиняясь болевому воздействию на запястье и вовлеченный в движение разворотом тела освобождающегося, падает (рис. 33д) (см. стр. 93-97).

Финал: опрокинутого противника необходимо добить.

Таким образом, рассмотренные примеры позволяют выделить два основных способа освобождения от захватов:

размыканием захватов с помощью рычагов, обеспечивающих приложение собственного усилия на плече, в несколько раз превосходящем плечо усилия захвата;

– разбалансировкой противника, нарушением его равновесия, приведением его в положение, заставляющее освободить захват для восстановления равновесия либо самостраховки при падении.

Эти способы в зависимости от обстановки и варианта захвата можно использовать в чистом виде или в сочетании друг с другом.

Следует обратить особое внимание, что характерным элементом техники освобождения от захватов в данной системе является использование энергии движений, применяемых для выхода из захватов в целях проведения дальнейших контратакующих действий.

11.5. Методические приемы для наилучшего усвоения темы

При первичном введении в данную тему преподавателю необходимо рассказать обучаемым о том, что захваты по своему характеру и функции подразделяются на:

– сковывающие движения,

– болевые,

– удушающие.

Отсюда и следуют способы их применения. Далее преподаватель на примерах должен продемонстрировать практическое применение принципов, изложенных в теоретической части данной книги: применение всех трех типов рычагов (рычаги I, II, III родов), использование принципа «пары сил», расположение болевых точек и зон активного поражения на теле противников различного конституционального склада. Необходимо показать способы и направления усилий, позволяющие вытягивать суставы (в первую очередь - крупные суставы рук) из суставных сумок, подробно объяснить, как ограничиваются при использовании различных рычагов степени свободы захваченной конечности. Особенно это важно при использовании различных типов болевых захватов. После этого обучаемые должны тренироваться в правильном применении захватов.

Освобождения от захватов целесообразно начинать с освобождения от учебных (с практической точки зрения) захватов за руки - двумя руками за два запястья, одной рукой за запястье (одноименные и разноименные захваты), двумя руками за одно предплечье. В каждом конкретном случае преподаватель должен акцентировать внимание обучающихся на механике освобождения, правильном применении рычагов, т. е. демонстрировать расположение точки опоры в захвате противника, точки приложения сил, плечо каждой из прикладываемых сил, их вектора, а затем логично продолжать теоретическое раскрытие материала практическим использованием способов выведения противника из равновесия. Например, при захвате за кисти рук, для того чтобы вывести противника из равновесия, надо вовлечь его в движение разворотом своего тела, совмещенным с приседом на необходимый уровень. Направление, угол разворота и уровень приседа выбираются в зависимости от захвата противника, дистанции до него и положения тел. Одновременно с этими движениями необходимо прихватить держащую руку противника (в данном случае кисть) и выключить все степени свободы в звеньях этой руки (кисть - предплечье - плечо), вытягивая суставы из суставных сочленений и скручивая их (запястье - локтевой сустав - плечевая сумка). Важным моментом при этих действиях является сохранение устойчивости и геометрии собственной стойки. Благодаря устойчивому положению и правильному использованию перемещений собственного центра тяжести, боец наиболее оптимально расходует энергию, выполняя основной объем работы не силой рук и мышц плечевого пояса, а правильным использованием массы тела.

Объясняя и показывая механику освобождения от захватов, преподаватель должен акцентировать внимание и на применении принципа «пары сил», который создает дополнительный крутящий момент и в конечном итоге опрокидывает противника.

Подобное соединение практического показа с теоретическим обоснованием движений позволяет с первых же занятий сформировать у обучающихся «видение» правильного направления вывода из равновесия противника.

Обязательное требование при отработке данного вопроса: захваты первоначально надо держать свободно, чтобы дать возможность напарнику

«прочувствовать» правильное направление приложения усилий при управлении телом противника и лучше понять применение законов механики при освобождении.

Отрабатывать освобождение от захватов необходимо не более 5-7 раз на один захват, чтобы исключить возможность появления жесткого динамического стереотипа.

По мере усвоения учебного материала в тренировочную работу начинают вводиться более «реальные» захваты (за руки, за ноги, за одежду, за голову, за волосы, за корпус и т. д.), причем захваты при подобной работе должны использоваться и как сковывающие движения, и как болевые и удушающие.

После того как обучаемые научатся проводить захваты и освобождения от них в статическом положении, необходимо сразу переходить на отработку учебного раздела в динамическом варианте, отводя на каждом занятии время для закрепления навыка методами «потока» и круговым способом.

Постоянно надо обращать внимание обучающихся на ключевые моменты: понижение собственного центра тяжести путем «подсаживания», выключение свободы суставов противника путем скручивания по длинным осям, сохранение свободы собственных движений, гибкость и вариативность работы.

Необходимо все время обращаться к материалу на стр. 93-97 (рис. 4а - 4ж), схемам на стр. 113, 116. Кроме того, при показе каждого технического действия необходимо разъяснять и демонстрировать рычаги, точки опоры, направление прилагаемых сил.

Кроме того, после нескольких первых занятий целесообразно введение (в зависимости скорости усвоение темы группой темы) дополнительных тактических требований, а именно: воздействие по болевым зонам и точкам, психологическое воздействие. Подобное воздействие должно опираться на одно из основных тактических правил: перед тем как начать освобождаться, надо отвлечь внимание противника каким-либо отвлекающим ударом или защемлением, криком или другим действием.

Преподаватель должен постоянно напоминать обучаемым о том, что при захватах и освобождении от них во время тренировок воздействие на

болевые зоны и точки должно быть несильным и кратковременным. Эффективность воздействия нужно оценивать по болевым ощущениям напарника. Методически оправдано, чтобы напарник сам сигнализировал о возникновении болевых ощущений, но не ранее чем они приблизятся к порогу переносимости боли.

Помимо вышеназванного, от обучаемых необходимо постоянно требовать добивания опрокинутого, упавшего противника. Последнее требование сохраняет свое значение как при отработке этой темы, так и при отработке всех последующих. Такое требование приучает к обязательному доведению рукопашной схватки до логического конца (до летального исхода или выведения противника из строя временно). Нельзя забывать: даже смертельно раненный враг - опасен.

Боевая подготовка работников служб безопасности Захаров Олег Юрьевич

Методика обучения рукопашному бою

При изучении каждого приема инструктор должен дать необходимые знания о данном приеме, обучить правильной технике и выработать прочность навыка в правильном и быстром выполнении этого приема в реальной обстановке.

Обучение каждому приему производится в сприведенной последовательности:

– ознакомление;

– разучивание;

– тренировка.

Инструктор называет и показывает прием в целом так, как он должен выполняться в реальной боевой обстановке. Объясняя технику выполнения, показывает удар замедленно, объясняя положение рук, ног, туловища, указывает направление усилий и согласованность действий всех частей тела, конечное положение после выполнения приема. Указывает на характерные ошибки при выполнении приема или действия, как их избежать, на что обратить особенное внимание при проведении приема.

Показ приема должен вызывать у обучаемых чувство восхищения его выполнением, уверенность в его эффективности и желание выполнять прием так же как он выполнен инструктором.

Разучивание ударов необходимо проводить с особенной тщательностью, исправляя по ходу все ошибки, необходимо, чтобы обучаемые после каждого проведенного приема или действия анализировали их и закрепляли удачные. Если прием в основном изучен и выполняется без грубых ошибок, можно приступить к тренировке. При тренировке вырабатывается умение выполнять прием быстро, точно и в различной обстановке. В результате многократного повторения прием или действие выполняется легко и уверенно, автоматически. Автоматизм в применении специальных приемов имеет большое значение в рукопашной схватке, где требуется быстро оценить создавшуюся обстановку и незамедлительно провести необходимый прием.

Совершенствование специальных приемов рукопашного боя – длительный процесс. Он требует постоянного и постепенного усложнения условий, в которых применяются те или иные приемы и действия. Это усложнение создается не только направленностью учебных занятий по рукопашному бою, но и отработкой приемов в комплексе с другими разделами боевой подготовки, в полевых условиях, максимально приближенных к рабочим условиям сотрудников служб безопасности.

Основной формой обучения является учебное занятие.

В подготовительной части занятия проводится общая и специальная разминка, которая включает общеразвивающие упражнения на месте и в движении, упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, укрепление ударных частей рук и ног (набивка), координации движений и равновесия.

На всех занятиях в подготовительную часть необходимо включать акробатические элементы: кувырки на полу с мягким покрытием в максимально быстром темпе, прыжки с разбега через различные препятствия.

По мере изучения приемов рукопашного боя подготовительная часть занятия должна приобретать более специальную направленность. Необходимо включить выполнение ударов по снарядам, на месте и в движении, перебегая от одного ударного снаряда к другому. Выполнение ударов после акробатических упражнений. Подготовительную часть необходимо провести с большой плотностью, эмоционально, с нарастанием темпа.

В основной части занятия:

– изучается техника выполнения приемов;

– проводится тренировка специальных приемов;

– выполняются упражнения для повышения уровня общей физической подготовленности.

В заключительной части:

– выполняются специальные дыхательные упражнения;

– выполняются упражнения на расслабление и напряжение мышц;

– легкий бег и ходьба.

Инструктор, проводящий занятия по специальным приемам рукопашного боя, должен владеть методикой обучения, обладать практическими навыками, уметь технически правильно выполнять приемы, продумывать ход занятий, их организацию и материальное обеспечение, составлять план-конспект учебного занятия.

Рационально построенная система обучения рукопашному бою, наряду с использованием принципов и методов обучения, широко применяемых в различных видах спорта, предполагает обязательное использование некоторых специфических для этого вида боевой подготовки методов и средств. К ним, в частности, относятся:

– высокая степень программированности занятий. Большую часть времени урока занимающиеся работают в едином строю, синхронно отрабатывая одни и те же движения, приемы, связки в ритмах, задаваемых инструктором. Именно это обстоятельство позволяет обеспечивать оптимальную плотность и физическую нагрузку на каждом занятии применительно к любому контингенту занимающихся;

– большая роль дыхательных упражнений. Их регулярное выполнение в процессе тренировки под непосредственным наблюдением инструктора:

а) позволяет снимать усталость;

б) мобилизует на более совершенное проведение приема, связки, схватки;

в) подготавливает некоторые участки тела более стойко принимать возможные удары;

– применение в процессе тренировок упражнений, направленных на повышение сопротивляемости некоторых частей тела, в особенности предплечий, голеней, брюшного пресса, бедер, механическим воздействиям от наносимых ударов;

– использование специального защитного снаряжения для защиты предплечий, голеней, промежности, головы и туловища от ударов при проведении контактных поединков. Такое снаряжение позволяет, с одной стороны, снизить до минимума возможность травм, а с другой стороны, освобождает занимающихся от страха перед травмами и болью от полученных ударов, позволяя им более полно сосредоточиться на отработке точных и сильных защит на дистанции ближнего боя – наиболее эффективного, но и наиболее опасного в реальной ситуации;

– использование специальных средств морально-психологической подготовки занимающихся к тренировке целиком, к выполнению отдельных приемов и связок, к проведению решительной схватки. Одним из этих средств является применение методов психорегулирующей или аутогенной тренировки в начале занятия, перед отработкой приема, перед схваткой для выработки или усиления соответствующей психологической установки и даже физического состояния.

Наиболее рациональной является приведенная последовательность изучения и отработки приемов и их сочетаний:

– «в воздух» (т. е. в воображаемого противника);

– «в снаряд» (т. е. в любое тренировочное устройство или в специальные «лапы», надетые на руки партнера);

– «в партнера» (на месте и в движении в партнера, облаченного в защитную амуницию);

– повторно «в воздух», однако уже с ощущением реального сопротивления материала снаряда или защитного снаряжения партнера.

Изучение и отработка приемов могут производиться также в различных темпосиловых режимах, важнейшими из которых являются следующие:

– «на форму» – медленно, плавно, с минимальными мышечными усилиями;

– «на силу» – медленно, плавно, с возрастающим мышечным усилием, как бы проделывая упражнения изометрической гимнастики;

– «на скорость» – быстро, плавно;

– в режиме «боя» – с максимальной скоростью и концентрацией мышечных усилий, особенно в конце движения в момент соприкосновения с целью.

Связки должны рассматриваться и отрабатываться как сложные составные приемы с учетом вышеизложенных рекомендаций. При отработке связок, кроме того, необходимо вводить еще один темпосиловой режим – «слитно», в котором приемы, составляющие связку, после того, как они разучены и исполнены раздельно, выполняются как один прием. Разумеется, таким образом можно отрабатывать связку во всех четырех вышеперечисленных режимах.

По мере того, как занимающийся овладевает связкой, он переходит к изучению и отработке новой связки, тогда как усвоенная связка в начале основной части занятия повторяется «в воздух» или «в снаряд» в режиме «боя» с небольшим (не более пяти) количеством повторений. В результате такого многократного повторения изученные связки прочно откладываются в «мышечной памяти», откуда они могут быть мгновенно извлечены в соответствующий момент тренировочной схватки или реального рукопашного боя.

Каждое тренировочное занятие должно планироваться и проводиться таким образом, чтобы, с одной стороны, оно обеспечивало выработку у занимающихся типовых навыков выполнения защитных и контратакующих действий с заданным (и уже отработанным) набором приемов, и, с другой стороны, приучало их приспосабливать эти навыки к действиям противника в лице конкретного партнера, поочередно играющего роль атакующего и защищающегося.

Характерной особенностью предлагаемой методики обучения рукопашному бою является также и то, что броски, болевые и удушающие приемы рассматриваются и изучаются как продолжение отдельного набора связок, начинающихся ударом или защитой с обязательным выполнением вслед за броском или болевым приемом завершающего («добивающего») удара рукой или ногой.

Третий этап обучения – отработка приема – начинается в строгом смысле этого слова с момента, когда прием в целом правильно выполняется в режиме «на форму» и инструктор начинает увеличивать скорость и силу его исполнения.

Периодически полезно проводить небольшие состязания на лучшее исполнение приема или связки в режиме «боя». Например, часть занимающихся (2-4-6 человек) выстраиваются в одну шеренгу и по команде инструктора начинают выполнять прием на месте, или перемещаясь на заданное количество шагов вперед или назад, с максимальной для каждого участника скоростью и силой, но не теряя при этом правильной формы приема и стойки.

Отработка приемов и связок в вышеперечисленных и некоторых других вариантах позволяет усвоить их до такой степени, что они могут быть практически применены в любых ситуациях необходимой обороны или вынужденного нападения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Методика обучения Все технические действия должны быть простыми и выполнятся на полной скорости. Их отработка обязательно должна проводиться с партнером. Одиночную практику нужно полностью исключить. Кроме того, старайтесь отрабатывать приемы с различными

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ На первом этапе новичок должен детально изучить каждое движение формы цзянь. Способность правильно двигаться является основой всех боевых навыков. С этой целью форма многократно повторяется от начала до конца. Освоив базовые движения, можно

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПРОБЛЕМНЫЙ ВИД ОБУЧЕНИЯ Противоположным традиционному, объяснительно-иллюстративному виду обучения является проблемный вид обучения, носящий поисковый характер при активной мыслительной деятельности учащихся. Поэтому проблемное обучение позволяет максимально

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Принципы обучения Обучение неразрывно связано со всей системой образования и воспитания. Связь эта осуществляется только в том случае, если в процессе обучения реализуются определенные закономерности, наиболее существенными из которых являются:– научность

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Научность обучения Принцип научности обучения заключается в необходимости формирования у обучаемых системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности слушателя, на характер его мыслительной деятельности.Этот принцип требует от

Из книги Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга автора Старр Джули

Доступность обучения Принцип доступности обеспечивает успешное усвоение новых знаний и способов деятельности. Суть этого принципа состоит в том, что он отражает общенаучный принцип преемственности, последовательности и постепенности обучения, требует начинать

Из книги автора

Наглядность обучения Наглядность не сводится к простому изображению или иллюстрированию изучаемого явления, а представляет собой более широкий комплекс средств, методов, приемов, обеспечивающих, с одной стороны, более четкое и ясное восприятие сообщаемых знаний, а с

Из книги автора

Индивидуализация обучения Основное положение принципа индивидуализации обучения состоит в том, чтобы наблюдаемые у слушателей индивидуальные различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих психических

Из книги автора

Качество обучения комплекс характеристик, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности обучающихся в определенной области (предмете) и видах деятельности, удовлетворительный или неудовлетворительный процесс получения знаний,

Из книги автора

Методика обучения (см. дидактика)

Из книги автора

Методы обучения способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения. Каждый такой способ подразумевает систему целенаправленных действий педагога, организующего познавательную и практическую

Из книги автора

Модель обучения система организации процесса обучения, в основе которой лежит принципиальная позиция по пониманию деятельности учения. В соответствии с этой системой предлагается выделять директивную и конструктивную модели обучения.Согласно директивной модели,

Из книги автора

Стиль обучения доминирование определенной группы средств в общей системе методов и приемов деятельности педагога. Он выступает как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению с обучающимися.Н. В. Бордовская и А. А. Реан предлагают

Из книги автора

Продолжение обучения В конечном итоге именно вы сами выигрываете от своего обучения и развития как коуча. Навыки, приобретаемые в коучинге, – понимания, коммуникации, анализа, размышления – приносят невероятное удовлетворение. Кроме того, эти бесценные жизненные

Данный вид боя обычно применяется в ситуациях, когда применение огнестрельного оружия ограничено в силу некоторых причин. Зачастую при этом возникает угроза для жизни одной из сторон или же велика вероятность пленения. Зачастую в ходе боя могут использоваться подручные средства в виде ножа, саперной лопаты, палки. Значительно реже встречается рукопашный бой вовсе без оружия.

Видео: Спецназа ВВ МВД России

Зачастую навыки рукопашного боя необходимы лишь для бойцов силовых структур и ведомств, но иногда рукопашный бой возможен и на обычных городских улицах, когда конфликт из обычной потасовки под воздействием выхода одной из сторон из состояния психического равновесия, может стать смертельно опасным. Также часто рукопашный бой используется при проведении спецопераций, для которых необходимы скрытность и бесшумность.

Тактика боя — три фазы

  1. Начальная фаза боя – сближение . Обычно характеризуется стрельбой навскидку или метанием различного рода оружия. Далее могут последовать удары либо с применением оружия, либо без него. На этой стадии, возможно, что кому-то из противников удастся одержать победу, вырубив оппонента точным ударом.
  2. Если же бой не удалось закончить, то наступает вторая фаза – сваливание на землю или сбивание . Цель данного действия – воспрепятствовать дальнейшим действиям противника и занять более выгодное положение.
  3. После того как противник повален, наступает третья фаза – добивание . В уличных условиях это обычно избивание ногами. Для силовых структур обычно в эту фазу применяются либо фиксация противника, либо применение болевых приемов.

При действии против группы противников возможно вместо второй стадии использовать одного из атакующих в качестве щита или же, бросив его под ноги атакующим, затруднить их продвижение.

Основные принципы ведения боя

  • Избегайте оказаться в положении на линии атаки противника. Ведь вас могут повалить одной лишь инерцией движения противника, даже в случае если вам удалось увернуться от его удара.
  • Старайтесь наносить удары из любого положения. При этом не всегда важны тяжелые удары. Множество легких ударов могут затруднить действия противника, если наносить их неожиданно.
  • Старайтесь занять удобное положение и избегайте ограничения своей подвижности путем скрещивания рук или ног.
  • При возможности нарушьте равновесие противника, это затруднит его наносить более сильные удары.
  • Будьте расслаблены и сосредоточены – это придаст скорости вашим движениям.
  • Импровизируйте, действуя по ситуации.
  • Воспользуйтесь особенностями окружающей вас местности.
  • Старайтесь свести время боя к минимуму и экономьте энергию, избегая неоправданных движений и прыжков.
  • Периодически сближайтесь. Это позволит вам определить последующие действия противника и не даст ему возможность нанести неожиданного сильного удара.

При работе с группой противников актуально следующее:

  • избегать отступления;
  • использовать одного из противников в качестве живого щита, применяя при этом к нему болевые приемы для управления движением;
  • используйте противника в качестве ограничения для движения остальных;
  • не забывайте об остальных;
  • используйте подручные средства, если противников несколько;
  • находитесь в движении;
  • не распыляйте внимания на пересчет противников;
  • упав, старайтесь защититься и наносите удары снизу. Воспользуйтесь противником в качестве противовеса, чтобы подняться.

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой является универсальной системой обучения приемам защиты и нападения. Данная система соединила в себе большое количество функциональных элементов из различных видов боевых искусств со всего мира. Армейский рукопашный бой начал быстро развиваться и получил огромную популярность за свои контактные поединки с минимальными травмами участников.

Когда родилось боевое искусство

Видео: Рукопашный бой по системе спецназа ГРУ

Как военно-прикладной вид спорта армейский рукопашный бой родился в 1979 году, во время первого чемпионата Воздушно-десантных войск. Именно с этого времени и такие чемпионаты начали проводить каждый год. Кроме этого, армейский рукопашный бой являет собой основу физической подготовки молодых бойцов и был успешно внедрен в программу их обучения.

Такой вид единоборств стал довольно популярным видом спорта среди военнослужащих, поскольку спортсмены были хорошо подготовлены, владели техникой движений различных боевых искусств, таких как бокс, дзюдо, самбо, борьба и др.

Первый чемпионат

Видео: Русский рукопашный бой Спецназа и Реальное айкидо

В 1991 году в г. Ленинград был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил. Чтобы популяризировать этот вид спорта еще больше, Спортивным комитетом Министерства обороны в 1992 году была организована Федерация армейского рукопашного боя в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств.

Некоторое время армейский рукопашный бой культивировался только в армейских подразделениях и был военно-прикладным видом спорта. Сегодня же, этим видом боевых искусств занимаются многие спортсмены различных единоборств, а также большой интерес такой вид спорта вызвал и у подрастающего поколения.

Отличительная черта от других рукопашек

В современном мире не так часто возникает ситуация, когда дело доходит до драки. И казалось бы научиться постоять за себя будет пустой тратой времени. Однако раз на раз не приходится, и даже наименее конфликтные люди могут попасть в неприятности, если оказались не в том месте и не в то время.

Неудачная компания в клубе, грабитель в темном переулке угрожает вам и вашим близким, перепивший знакомый агрессивно пристает к вашей девушке. В такие моменты, будет не лишним знать некоторые приемы самообороны, чтобы дать достойный отпор вашим обидчикам.

Возможно ли научиться драться дома?

Научиться драться в домашних условиях и без какого-либо специального оборудования вполне реально. Огромную роль здесь играет теоретические знания об основных моментах боя, таких как: уязвимые места потенциального противника, знания элементов защиты и нападения, верная оценка ситуации и правильные тактические решения в бою.

Несомненно, для более успешного их применения, необходимы регулярные тренировки правильной постановки основных движений. Не лишними будут и физические упражнения.

Нужно ли учиться самообороне?

Так ли много существует опасностей, к которым стоит подготовить себя? Ниже перечислены наиболее распространенные из них, условно разбитые на два типа (смертельные и несмертельные). Можете оценить, какова вероятность нарваться на них и решить, стоит ли к ним подготовиться и насколько.

Грабители на улице . Также сюда можно отнести различных наркоманов, которые не отдают отчёта своим действиям и маньяков-убийц. Наиболее опасная ситуация, которую сложнее всего разрешить мирным путем, не отдав то, что от вас просят. Они редко ходят по одному или/и могут быть вооружены. В большинстве случаев ввязываться в драку не стоит, но могут попасться и законченные отморозки, которые начнут с нападения или просто захотят выпустить пар. Также стоит убежать или позвать на помощь, но только в том случае, если вы 100% уверены в положительном исходе своего решения.

Бытовые стычки. Пьяные драки в клубе или баре, кто-то пристает к вашей девушке, наезжают на друга или даже вы первый напали в ответ на оскорбления или защищаете какие-то свои интересы. Здесь ставки не так высоки, часто можно придти к соглашению и во многом от вас и от вашей точки зрения на сложившуюся ситуацию зависит, будете ли вы драться или нет. Если в вашем круге общения время от времени могут возникнуть такие обстоятельства, то неплохо будет быть готовым к этому.

Как можете заметить, вероятность попасть в подобные неприятности существует практически для любого человека. И лучше к ним хорошо подготовиться.

Как научиться драться в домашних условиях через Тренировки

Как говорят многие тренера восточных стилей единоборств – если всё что вы хотите, это просто побеждать в драке, качайте гантели и бейте по боксерской груше. Когда дойдет до дела, одним сильным ударом в челюсть отправьте противника в нокаут. Идея, в целом, неплохая. Но чтобы такое получалось всегда, нужные ежедневные и монотонные тренировки в течение нескольких лет и хороший спортивный инвентарь.

Если же вы хотите научиться постоять за себя в сложных ситуациях, но нет возможности или желания посвящать этому большое количество времени и сил, то стоит узнать больше о тактике и стратегии, о которой упоминалось выше.

Удобнее и информативнее будет разобрать уязвимые места и возможности разных частей тела. Куда, как и чем лучше бить и что защищать в бою.

  1. Голова. Уязвимых мест немало, но наиболее эффективными будут удары в глаза, горло, челюсть, нос и переносицу. Из ударных частей здесь есть лоб и затылок (если вас схватили сзади), которыми можно неожиданно ударить в переносицу. Особой тренировки для грамотного исполнения здесь не требуется.
  2. Корпус. Ударных частей здесь нет, но есть уязвимые, которые, тем не менее, сложно пробить и легко защитить. Цельтесь в солнечное сплетение, ребра и подмышки.
  3. Руки. Без специальной подготовки нанести урон рукам невозможно, разве что самому себе, промахнувшись по стенке. Удары же наносятся кулаками, пальцами (в глаза) и локтями по корпусу и голове.
  4. Ноги. Здесь наша цель это пальцы, коленные чашечки и паховая область. Бейте основанием стопы, голенью и коленом в слабые места корпуса и ног. Старайтесь не потерять равновесие.

Тренируйте скорость, силу и правильную постановку ударов. Также работайте над устойчивой стойкой, равновесием и защитой (удары блокируются предплечьями). Комбинируйте всё это с физическими упражнениями. Всё это даст вам отличный задел для успешной самообороны.

Когда началась драка

Итак, вы выучили уязвимые места, отработали свои движения и стойку и вот вы оказались в ситуации, когда дело активно движется к драке. Как вести себя в бою?

Первым делом, быстро оцените ситуацию. Что из представляет из себя противник, сколько их, вооружены ли они, стоит ли игра свеч. Когда всё решено, встаньте в свою удобную боевую позицию и атакуйте. Старайтесь сразу же перехватить инициативу и нанести самый быстрый удар, пускай он даже не самый сильный. Преимущество, как правило, на стороне тех, кто атакует первым. Далее ищете места, где противник открылся и наносите уже более сильные удары по этим местам. Также вам пригодятся несколько советов ниже, особенно если драка затянулась.

  1. В бою держитесь сильной защитной позиции, удары делайте быстро и без позывных, смотрите противнику в глаза — не показывайте взглядом, куда хотите нанести удар.
  2. Попробуйте как-то отвлечь внимание и использовать преимущества окружения, например занять более высокую позицию или такую, чтобы свет попадал противнику в глаза.
  3. Не используйте заломы, захваты и контр-захваты. Правильное исполнение даже самых простых из них требуют специальной подготовки и регулярных тренировок. Практичнее в ответ на захват, нанести точный и сильный удар.
  4. Старайтесь не использовать удары, которые могут покалечить или даже убить, особенно в бытовых стычках. Вы рискуете пойти по статье за превышение допустимой самообороны, даже если вам угрожала смертельная опасность.
  5. По этой же причине, не носите с собой оружие и не используйте подручные предметы без крайней необходимости.
  6. Избегайте пустых темных переулков, сомнительных клубов и прочих нехороших компаний. Лучший бой это тот, который не состоялся.

Как научиться девушке постоять за себя?

Отдельно стоит сказать о представительницах прекрасного пола. Здесь сложно полагаться на грубую силу, а попасть в неприятную ситуацию шансы часто выше — часто они бывают легкой целью для грабителей и агрессивных ухажеров. Приходится рассчитывать больше на ловкость, реакцию и разные уловки.

Самыми лучшими приемами самообороны для девушек будут удары по самым уязвимым местам: пальцами в глаза, горло и ногой в пах или коленные чашечки. Хорошо работает проверенный временем удар каблуком по пальцам ноги.

Всегда атакуйте неожиданно и первыми. Не лишним будет изобразить беззащитность и испуганность, чтобы ослабить внимание недоброжелателя.

Обучение детей самообороне

Дети частенько любят подраться, это факт. Это один из самых простых и эффективных способов добиться более высокого места в школьной иерархии. Ставки там не так высоки как может показаться, жизни такие драки не угрожают, ценные вещи без последствий никто не отберет. Однако пускать всё на самотёк, если вашего ребенка доводят до слез или наоборот он является местным хулиганов, ни в коем случае не стоит.

Так как же научить его постоять за себя? Здесь всё несколько сложнее и неоднозначнее, чем во взрослых конфликтах. Лучше всего будет научить ребенка уверенности в себе и умению избегать конфликты. Обучать ребенка дома элементам самообороны хоть и кажется практичным, но без какого-либо культурного или спортивного подтекста, у него может сложится впечатление о социуме как об очень агрессивной среде, где без драки никуда.

Если же хулиганы совсем не дают проходу, то хорошей идеей будет отдать его в секцию по единоборствам, отдав предпочтение тем стилям, где преобладают захваты и заломы, так как они являются более эффективными в защите и не причиняют урона. Это не только повысит его самооценку и уверенность в себе, но и может стать отличным увлечением. Главное вовремя объясните ему, что свои навыки можно использовать только в целях самообороны.

В заключение можно сказать, что получить серьезное преимущество в уличной драке вполне реально, если вооружиться хорошей теоретической базой о ключевых моментах боя, натренировать дома скорость и силу основных движений, а также принимать хорошие тактические решения в бою.

В любой схватке есть свои правила, не зная которых, можно запросто набрать кучу . Надеемся, несколько советов повысят ваши шансы выйти из спортивного или уличного рукопашного боя как можно более невредимым.

Правило 1. «Будь водой, мой друг» - Брюс Ли

Знаменитый мастер бесполезных советов не давал. Будьте водой. Подобно ей, принимающей любую форму, подстраивайтесь под противника. Изучите его манеру поведения, но никоим образом не играйте по его правилам. Все это умение приходит с опытом, однако есть и шаблонные виды поведения, против которых изобретены эффективные приемы:

  1. Если оппонент в рукопашном бою встал в глухую защиту и ведет себя пассивно (он уверен в победе и думает, что готов ко всему) — нанесите прямой удар прямо в защиту. Нет, урона это почти не нанесет, но ваш противник может растеряться. Вот тогда и не упускайте возможности провести эффективную атаку.
  2. Оппонент аггресивен — работайте контратаками. Уход от удара и тут же ответный выпад.
  3. Если же противник сам работает контратаками — обманите его, сделайте ложный удар, уклонитесь от его ответного, и сразу бейте снова.

Правило 2. Удар в голову-корпус!

О старой доброй связке «голова-корпус » бойцы на поединке частенько забывают, а ведь это может быстро закончить исход боя не в их пользу, если противник использует такой прием. Суть связки в том, что она заставляет оппонента смещать защиту. Удар в голову — защита смещается выше, немного открывая корпус. Через пару связок, правда, лучше поменять направление ударов на «корпус-голова» или переключиться на другие приемы, чтобы не дать противнику привыкнуть к вашему поведению в рукопашном бою.

Правило 3. Стойте крепко на ногах

Не отрывайте ноги от земли во время атак. Во-первых, от этого ваши удары теряют мощь, во-вторых, вашим нестабильным положением воспользуется противник. Его ответная атака может отправить вас в нокдаун.

Правило 4. Экономьте силы

Это правило можно вывести на первую позицию: по причине его пренебрежения было слишком много случаев нокаута, когда противник попросту «выключал» уставшего бойца. Действуйте наоборот. Сохраняйте спокойствие, не кидайтесь на оппонента, не делайте лишних движений. Терпение.

Правило 5. Не задерживайте дыхание

Это тоже типичная ошибка. Дышите равномерно, как будто , прыгаете через скакалку или выполняете другие . В бою, особенно уличном, это позволит сохранить спокойствие.

Правило 6. Не сводите с противника глаз

«Я не вижу = меня не видят». Забудьте. В бою противник вас прекрасно видит, и если вы отвели от него глаза, он не передумает бить, а лишь еще больше воодушевится. Не находите, что лучше видеть, куда вы попали, и что в ответ предпринял противник? Самые результативные пропущенные удары — те, которых вы не видите.

Правило 7. Прямой удар - всему голова!

70% ударов в любой рукопашной схватке должен составлять прямой удар , или джеб . Меняйте манеру ваших ударов:

  • Хлестко или жестко
  • Сдвоенно и строенно
  • Мягко, для отвлечения
  • Быстро с полувытянутой руки

Джеб годится практически в любой ситуации. Когда контролируете бой, когда нужно удержать противника на дистанции, да хотя бы просто если не знаете, как работать против своего противника: в таком случае джеб — это что-то вроде разведки боем.

Правило 8. Переломите ход боя

Не давайте противнику завершить связку ударов: нарушьте его планы, ударив в разрез. Второй рукой — защищайте голову и корпус. Ни в коем случае не отсиживайтесь в защите: пропущенные удары все равно будут.

Правило 9. Никогда не оставляйте противника безнаказанным

Как бы не проходила рукопашная схватка, противник не имеет права провести серию ударов, отойти, затем снова начать атаку. Он не имеет права опускать руки. Скрещивать ноги, отрывать их от земли во время атак — тоже. Ему нельзя зажмуриваться, терять вас из виду. Ему запрещено вообще допускать ошибки, иначе будет получать наказания в виде пропущенных от вас ударов.

© 2024 Спорт и жизнь