Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Проект "плавание как вид физической активности". Плавание - моё хобби Исследовательский проект ученика о пользе плавания

Игноватов Иван

Руководитель проекта:

Подмогаева Е.В.

Учреждение:

МОУ Школы № 145 г. Самара

В представленной исследовательской работе по физкультуре (начальная школа) "Плавание как вид физической активности" автор изучает статистику положительного воздействия плавательных физических нагрузок на физическое развитие и здоровье детей.

В процессе работы над исследовательским проектом по физкультуре на тему "Плавание как вид физической активности" автором была поставлена цель изучить особенности воздействия плавания на детский организм.


В основе работы лежит анализ теоретических сведений о понятии плавательных физических нагрузок и применение их в практической деятельности.

В предложенном проекте по физкультуре (начальная школа) "Плавание как вид физической активности" автором были проанализированы теоретические данные о воздействии нагрузок в воде на физическое развитие ребенка, а также представлено изложение своего опыта занятия плаванием.

Данная исследовательская работа по физкультуре на тему "Плавание как вид физической активности" содержит фотоотчёт автора из плавательного бассейна, в котором он занимается плаванием 3 года, а также посещает тренажерный зал.

Введение
1. Статистические исследования о влиянии плавания на здоровье человека.
2. Плавание - уникальный вид физической активности.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Я, Игноватов Иван, ученик 2 «Б » класса МОУ Школы №145.

Я занимаюсь плаванием третий год. Первый раз в бассейн меня взял папа, когда сам пошел на тренировку.

Физическое развитие ребенка является основной разностороннего развития. Дети познают мир в движении и чем активнее и разнообразнее эти движения, тем больше его жизненный опыт.

Задача взрослых создать такие условия, чтобы ребенок как можно больше двигался, чтобы его окружало организованное двигательное пространство, чтобы в помещении для ребенка было как можно больше доступного, облегченного спортивного инвентаря.

Мои родители считают, что приоритеты должны быть за совершенствованием физической культуры и спорта, поиском новых форм активного досуга молодежи. Поэтому я посещаю бассейн, в школе посещаю секцию футбола.

Актуальность темы: плавание - это эффективное средство укрепления здоровья и физического развития ребенка.

Цели и задачи исследования: изучить особенности воздействия плавания на детский организм.

Цель:
1. Воспитание у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни.

2. Укрепление и охрана физического здоровья детей.

3. Здоровый образ жизни на основе освоения детьми знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

Мой девиз: « За здоровый образ жизни ».

Плавание - это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте или после поворота).

История возникновения и развития плавания

Повсеместные находки археологов говорят о том, что плавать люди научили очень давно. Скорее обучение плаванию было инициировано поиском пищи и военным делом.

В 1515 году в Венеции прошли первые соревнования пловцов. В 1869 в Англии была открыта первая любительская школа по плаванию («Ассоциация любителей спортивного плавания Англии»). Чуть позже подобные школы появились в Швеции, Германии, Венгрии, Франции, Нидерландах, США, Новой Зеландии, России, Италии и Австрии.

В конце 19 века наблюдается всплеск популярности водных видов спорта, предпосылкой для этого стало появление искусственных бассейнов.

С 1896 года и до сегодняшнего дня плавание входит в программу Олимпийских игр. В 1899 был проведен крупный чемпионат среди стран Европы, который получил название «первенство Европы».

В 1908 году Международной федерацией плавания (ФИНА) были разработаны и зафиксированы основные дистанции для проведения соревнований, а также порядок проведения заплывов.

Стили плавания в бассейне

В спортивном плавании существуют 4 стиля:

Кроль - самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

Кроль на спине — стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

Брасс - вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

Баттерфляй — один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

В плавание существует вольный стиль, под ним принято понимать дисциплину, в которой спортсмену разрешается плыть любым способом. В настоящее время все спортсмены используют кроль, так как он является самым быстрым стилем.

Бассейн

Плавательный бассейн — прямоугольная ванна, предназначенная для занятий водными видами спорта. Для спортивного плавания размеры бассейна должны быть:

  • 50 метров в длину и 25 метров в ширину (для дорожек шириной 2,5 метра);
  • 50 метров в длину и 21 метров в ширину (для 10 дорожек шириной 2 метра);
  • 25 метров в длину и 16 метров в ширину (для 8 дорожек шириной 1,9 метра);
  • 25 метров в длину и 11 метров в ширину (для 6 дорожек шириной 1,75 метра);
  • 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину (для 5 дорожек шириной 1,6 метра).

Согласно правилам ФИНА, ванны должны быть 50 метров в длину и 25 метров в ширину. Бассейн должен быть разбит на 8 дорожек.

Полосы дорожек отделяются друг от друга разделительными гирляндами из поплавков диаметром 5—15 см. Первые и последние 5 метров каждой из них состоят из поплавков красного цвета. Остальное пространство заполнено поплавками зелёного цвета для 1 и 8 дорожек, синего цвета для 2, 3, 6 и 7 дорожек и жёлтого цвета для 4 и 5 дорожек.

Температура воды должна быть в пределах 25 - 29 градусов.

Экипировка

Экипировка для плавания призвана обеспечить максимальный комфорт, а также снизить сопротивление воды. К плавательной экипировке относятся:

  • Плавательная шапочка - головной убор для плавания в воде, защищает волосы пловца от хлорированной воды. Плавательные шапочки бывают: латексные, силиконовые, тканевые и комбинированные.
  • Плавки или спортивный купальник - трусы для плавания из специального материала (полиамид с добавлением лайкры или смесь полиэстера с ПБТ).
  • Очки для плавания - аксессуар для спортивного плавания, который призван обеспечить нормальное зрение под водой, а также защищают глаза от хлорных испарений.

Судейство в плавании

Главный судья - несет ответственность за проведение соревнований по плаванию, а также возглавляет судейскую коллегию.

Стартер - вызывает спортсменов на старт, проверяет правильность занятых стартовых позиций и дает команду на старт.

Хронометрист - замеряет время участника заплыва на определенной дорожке от старта до финиша.

Судья на финише - определяет порядок прихода участников к финишу, при отсутствии автоматизированной системы определения победителей.

Судья на повороте - определяет правильность выполнения поворотов на отведенной ему дорожке.

Технический судья - следит за техникой выполнения соответствующего стиля плавания.

Система соревнований

На современных официальных соревнованиях существуют утренняя и вечерняя программы. В утреннюю программу входят предварительные заплывы, по результатам которых определяются участники полуфиналов и финалов (вечерняя программа).

Любовь Владимировна Павленко
Проект по обучению плаванию дошкольников 3–7 лет «Дельфиненок»

Пояснительная записка….4

Планируемые результаты освоения …. 18

Учебно-методическое и информационное обеспечение ….21

Смета необходимого инвентаря и оборудования для реализации проекта… .…. 22

Список используемой литературы….….….….24

Приложения….…. 26

Пояснительная записка

Очень важно с первых лет жизни использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретам, организационным формам движения, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены. (Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности, 1949г.)

Система обучения плаванию в МБДОУ детский сад №76 «Капелька» рассчитана на 4 года.

К концу первого года обучения , выявляются дети, наиболее склонные к плаванию , которым становится неинтересно рядом с основной массой детей и для полного раскрытия способностей данных детей одного занятия в неделю – мало. Эти дети готовы воспринять и научиться большему, нежели предлагает основная программа. Анкетирование родителей показало, что многие желали бы, чтоб их ребенок продолжал заниматься плаванием и после окончания детского сада.

Данные причины подтолкнули к организации дополнительных занятий в бассейне. Таким образом, в МБДОУ организовывается кружок «Дельфин » , предназначенный для дошкольников и рассчитанный на 4 года обучения . При разработке программы использовались :

Образовательная программа «Послушные волны» (А. А. Чеменева, Т. В. Столмакова) ;

Современные программы обучения дошкольников плаванию (Т. И. Осокина, Е. К. Воронова) ;

Литература, касающаяся различных аспектов содержания и методики

преподавания плавания (Н. Ж. Булгакова, Л. Ф. Еремеева, Ю. Ф. Курамшин и др.)

Введение

Актуальность и новизна проекта :

Необходимость введения дополнительных занятий по плаванию определяется высокими требованиями к состоянию здоровья дошкольников , проживающих в условиях воздействия на них неблагоприятных климатоэкологических факторов ХМАО - Югры. Исследования, проведенные в городе Сургуту в 2011 году показали, что состояние здоровья детей и подростков ухудшилось за последние 10 лет. По данным углубленного медосмотра, на сегодняшний день лишь 27-28 % осмотренных в дошкольных и школьных учреждениях детей можно отнести к первой группе здоровья. По сравнению с 1994 годом этот показатель снизился, в среднем, на 17 % по городу Сургуту.

Различают плавание оздоровительное , лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.

В этой программе охвачено два направления, которые неразрывно связаны между собой : спортивное и оздоровительное плавание . К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами : дельфин , на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов; на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей); на формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.

Оздоровительное плавание направлено на профилактику и коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц - разгибателей позвоночника, брюшного пресса, а также улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы. Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния. Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах. Необходимость создания данной программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет.

Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой круг попадают многие дети. Разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения , а комплексного подхода обучения и оздоровления дошкольников .

Отбор детей в группу осуществляется с учетом их желания и способностей, антропометрических показателей, результатов ежегодной диагностики, анкетирования родителей.

Данная программа осуществляется параллельно с основной, что дает возможность для более углубленного и детального обучения . Программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность добиваться хороших показателей не только в плавании , но и по физической культуре вообще, развивает творческое воображение, фантазию, знание некоторых вопросов физиологии. Дети, посещающие кружок, являются активными участниками открытых спортивных и интеллектуальных мероприятий, праздников на воде.

Основные отличия программы кружка «Дельфин » от остальных программ обучения плаванию дошкольников представлены наличием в ней :

-обучения плаванию в ластах ;

Использования современных видов оздоровительной гимнастики на воде (в данном случае – аквааэробика под музыку) ;

Использования элементов лечебной физической культуры;

Использования упражнений дыхательной гимнастики;

Занятий по «сухому плаванию » в сухом бассейне с применением современного плавательного и хореографического инвентаря;

Теоретических занятий по каждому стилю плавания , по правилам безопасности на воде.

Цель проекта заключается в гармоничном физическом и психическом развитии личности дошкольника , развитии способностей к плаванию , воспитании морально-волевых качеств, необходимых дальнейшему обучению спортивным способам плавания , охране и укреплению здоровья дошкольника , формированию необходимых знаний, умений и навыков необходимых не только в сфере спортивного плавания , но и в повседневной жизни детей.

Основные задачи реализации проекта :

Задачи :

Оздоровительные :

Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;

Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;

Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;

Осуществлять профилактику двигательного дефицита в специфических климатических условиях Крайнего Севера.

Образовательные :

Прививать культурно - гигиенические навыки, способствовать осознанию значения плавания в жизни человека , формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и плаванием в частности ;

Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

Обучить всем стилям плавания ; плаванию в ластах , современным видам оздоровительной гимнастики на воде (аквааэробика под музыку) .

Развивающие :

Содействовать гармоничному развитию организма дошкольников ;

Совершенствовать состояние функционального здоровья дошкольников ;

Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;

Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

Воспитательные :

Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию , обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде;

Воспитывать силу воли, смелость, уважение к товарищам, способность прийти на помощь, умение работать в коллективе – сообща; умение достойно не только побеждать, но и проигрывать своим соперникам.

Ожидаемые результаты :

Повысится уровень здоровья детей, понизится уровень заболеваемости;

Произойдёт расширение адаптивных возможностей детского организма;

Повысятся показатели физического развития детей;

Расширится спектр двигательных умений и навыков в воде;

Усовершенствуется творческий потенциал и личностный рост ребёнка;

Усовершенствуется эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, будут наблюдаемы чувства радости и удовольствия от движения;

Сформируются нравственно-волевые качества.

Проект опирается на общепедагогические принципы :

Систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;

Доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения , так и к конкретной задаче на каждом занятии;

Наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;

Комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;

Личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;

Сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, используются задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.

Физкультурно-оздоровительный кружок «Дельфин » является одной из форм работы по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.

Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Послушные волны» А. А. Чеменевой и Т. В. Столмаковой.

Программа по плаванию адаптирована к условиям МБДОУ №76 «Капелька» , рассчитана на 4 года обучения для детей групп младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы. Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется путём заключения договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков .

Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня, продолжительностью 30 - 40 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октября по май месяц. Количество занятий : в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 64; за весь период обучения – 256 ; их количество в год, а также за весь период обучения может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней. Один раз в месяц проводятся полностью игровые занятия : это могут быть и подвижные игры, и эстафеты и различного рода соревнования.

Обязательно проводится табелирование детей. В конце каждого месяца данные о посещении детей предоставляются в бухгалтерию учреждения для начисления оплаты. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.

«Методическая копилка педагога начальной школы»

Лаврентьева Анфиса придумала тему проекта и защищала его на общешкольной научно-практической конференции, а затем и на городском НПК (2 место).

Осуществить работу ей помогли одноклассники, ученики 2 «Ж» класса. Они собирали материал, проводили анкетирование, придумывали содержание и оформление альбома «Плавание секрет - здоровья» и буклета «Идем в бассейн!», занимались распространением буклетов.

Анфиса ходит на занятия плаванием уже несколько лет, а после завершения работы над проектом в эту же секцию записались еще три человека. А все остальные с удовольствием посещают бассейн раз в месяц всем классом. Это объединяет детей и делает их не только более здоровыми, но и дружными, активными и сплоченными.

Гипотеза : большинство думают, что если заниматься плаванием, то здоровье улучшится.

Цель наших исследований: изучение и осмысление, почему плавание полезно для человека.

Задачи:

  • изучить историю плавания в интернет-источниках;
  • выяснить, какую пользу здоровью приносит плавание;
  • определить с руководителем вопросы анкеты, провести анкетирование, проанализировать результаты;
  • подобрать статьи для альбома-справочника «Плавание - секрет здоровья», оформить альбом, буклет для учащихся начальной школы о правилах поведения в бассейне « Идём в бассейн!»

Объект исследования : учащиеся 2 класса.

Предмет исследования : знания младших школьников о пользе плавания

Методы работы :

  • Теоретические: сбор и изучение информации по теме.
  • Практические: опрос (анкетирование, интервьюирование), анализ, обобщение

План работы над проектом

1. Организационно-подготовительный этап.

  1. Определение темы и выдвижение гипотезы.
  2. Составление плана действий.
  3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме.

2. Исследовательский этап.

  1. Проанализировать уровень знаний учащихся вторых классов о плавание.
  2. Взять интервью у мам второклассников об изменении в здоровье их детей при посещении бассейна регулярно.

3. Заключительный этап .

  1. Оформление результатов в виде альбома- справочника «Плавание - секрет здоровья» и буклета« Идём в бассейн!»
  2. Защита проекта.
  3. Представление проекта ученикам вторых классов

В процессе поиска доказательств гипотезы проекта «О пользе плавания», мы узнали об истории возникновения плавания, когда была написана первая книга о плавании и сделан первый набросок плавательного круга, в каком году этот вид спорта вошёл в программу Олимпийских игр.

Мы выяснили, какие существуют способы плавания, и чем они отличаются друг от друга. Оказывается, что однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Мы узнали, какое влияние оно оказывает на здоровье человека. Природа наделила человека умением плавать с самого рождения, но не все родители закрепляют это с самого раннего возраста. Известны случаи, когда дети становились мировыми рекордсменами или олимпийскими чемпионами. Мы узнали, что многие животные умеют плавать, а дельфинотерапия помогает при лечении самых разных болезней. Плавание изображается на марках, монетах.

В процессе поиска ответа на вопрос: «Почему плавание полезно для человека?», мы выяснили, что не все дети умеют плавать и единицы занимаются профессионально с тренером. Но многие считают его полезным видом спорта.

Гипотеза нашей работы, что если заниматься плаванием, то здоровье улучшится, подтвердилась. Польза плавания для здоровья очень большая. Самым интересным фактом для нас оказалось то, что ребёнок умеет плавать с самого рождения.

Цель исследования достигнута. Я и мои одноклассники узнали, когда возникло плавание, как оно развивалось на Руси, и когда было включено в Олимпийские игры. Мы различаем разные способы плавания. Многие из нас стали чаще бывать в бассейне. Разработаны правила поведения в бассейне.

Плавание - вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это очень полезный и одновременно приятный вид спорта. Мы призываем всех: пойдемте в бассейн!

Исследовательский проект «О пользе плавания»

Трапезников Андрей

Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков. Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. В данной работе хочется показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Оха

Секция: «Формирование безопасного здорового образа жизни»

Исследовательская работа

ПЛАВАНИЕ. СТОИТ ЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ?

Трапезников Андрей 8 класс

руководитель: Привалова В. В.

учитель ФК МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Саяпина Е. Г.

учитель ОБЖ МБОУ СОШ № 5 г. Охи

Южно – Сахалинск, 2016

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ ………………………………….......4

2.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП)……………………….....5

3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЕМ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ…………….......6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...10

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Актуальность настоящей темы обусловлена решением проблемы сохранения здоровья детей и подростков при помощи регулярных занятий по плаванию. Объектом исследования является система воздействий занятий плаванием на здоровье человека. Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков.
Целью исследования является изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков. Теоретическая значимость заключается в обобщении теоретического материала о роли плавания как физического занятия в укреплении здоровья человека и опорно-двигательного аппарата, изучении и систематизации методов антропометрических исследований. Практическая значимость заключается в оценке уровня физического состояния детей, занимающихся и не занимающихся плаванием, определении роли занятий по плаванию в улучшении работы опорно-двигательного аппарата, систематизации методов исследования и проведения оценочной и аналитической работы. База исследования – ДЮСОШ по плаванию г. Оха на Сахалине. Методы исследования – анализ, обобщение, антропометрия, математическая обработка данных.

В данной работе я хочу показать на своем примере, что плавание – это редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ

Плавание известно человеку с древнейших времен. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515г. в Венеции. В 1538г. вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции.

В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму.

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга – Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

2. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.

Рис. 1 Физические показатели

Физические упражнения

Сентябрь

2014-2015

Октябрь

2014-2015

Сентябрь

2015-2016

Прыжок в длину с места (см)

6-минутный бег (м)

1000

1125

1200

Наклон туловища из положения сидя (см)

6, 5

6, 5

12, 5

Челночный бег 3*10 м (с)

9, 52

9, 27

9, 06

3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Мы заинтересовались, а действительно ли плавание оказывает благотворное влияние на здоровье пловцов так, что оно отличается от здоровья людей не занимающихся плаванием?!

Для начала мы решили сравнить показатели выносливости и объем легких у пловцов, занимающихся регулярно и с пропусками занятий.

Рис. 2 Показатели развития выносливости пловцов 4-го г. обучения

Пловец

Объем легких

Задержка дыхания (сек.)

Сен.2014г.

Май 2015 г.

На вдохе

На выдохе

Сен. 2014 г.

Май 2015 г.

Сен. 2014 г.

Май 2015 г.

Трапезников А.

2400

2900

Пловец 1

1600

1600

Пловец 2

2000

2100

Пловец 3

3200

3200

Пловец 4

2100

2100

Данные таблицы говорят о том, что выносливость развивается и у тех и у других, однако объем легких увеличивается лишь при систематических нагрузках при регулярных тренировках.

Затем, мы решили выяснить, насколько укрепилось мое физическое здоровье?! Мы проанализировали количество заболеваемости моего брата (который занимался 8 лет) и свои собственные показатели, отраженные в амбулаторных картах. Анализ показал, что в то время, пока мы не занимались плаванием, мой брат болел 28 раз (за 6 лет) и лишь 2 раза, в то время, когда он начал тренировки (за 8 лет). Мои же показатели равны 16 заболеваниям за 8 лет без занятий плаванием, и 6 заболеваниям в период занятий (7 лет).

Рис. 3 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников С.

Рис. 4 Количество заболеваний ОРВИ и ОРЗ до и после начала занятий плаванием Трапезников А.

И последнее наше исследование подтверждает сказанное раннее об укреплении здоровья людьми, занимающимися плаванием. Анализ пропусков уроков по причине болезни моих одноклассников, не посещающих занятия в СОК и тех, кто занимается в бассейне регулярно, говорит о том, что первые (пропускающие занятия по тем или иным причинам) болеют в два, а то и в три раза чаще.

Рис. 5 Показатели пропусков уроков (по причине болезни)

обучающихся 8 б класса МБОУ СОШ № 5

Известно, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Ранее, с помощью анализа объективных показателей здоровья, мы показали, что плавание может обеспечить физическое здоровье. А влияет ли плавание на духовное здоровье человека?

Проведенный нами опрос позволяет сделать выводы о том, что, человек, регулярно занимающийся плаванием, более коммуникабелен, более работоспособен, более организован, чем те, кто не занят во внеурочной деятельности, связанной с таким видом спорта, как плавание.

Рис. 6 Субъективные показатели здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плавание - один из самых доступных видов спорта. Плавание – это идеальная тренировка. При полной безопасности для связок и суставов оно дает великолепную нагрузку на мышцы и сердечно - сосудистую систему. Кроме того, многие исследования показывают, что еще и отличный сжигатель жира и калорий. Также особенно сильное положительное воздействие плавание оказывает на дыхательную систему, мышечный аппарат (мышцы рук, бедер, ягодиц, живота, плечей). Этот вид спорта является одним из видов закаливания, оказывает положительное влияние на иммунную систему.

Огромный плюс плавания заключается также в том, что оно практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Наоборот, этому виду спорта обучают даже грудных детей от самого рождения, его также рекомендуют беременным и пожилым людям.

Плавание способствует развитию гибкости тела, повышению выносливости, увеличению работоспособности, поднятию настроения и эффективной борьбе со стрессовыми ситуациями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.

2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,2004.

3. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,2002.

4. Аксельрод С.Л. Спорт и здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 132 с.

5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 95 с.

6. Детская спортивная медицина/Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. –М.: Медицина, 1991. – 560 с.

7. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьников / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. – М.: Просвещение, 2008. – 110 с.

© 2024 Спорт и жизнь