Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Подвижная игра луна и солнце цель. Подвижные игры народов поволжья

Анна Зайченкова

Задачи :

Образовательные :

Обогащать знания детей о русских народных играх, считалках, формировать представления о традициях, подвижных играх , национальном фольклоре русского народа, закреплять навыки в русских народных играх «Растяпа» , «Медведь и зайцы» , «Солнце и Луна» , «Гори-гори ясно!»

Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

Развивающие :

Развивать ловкость, быстроту, выносливость; умение перевоплощаться, увертливость в беге, умение действовать по сигналу;

Развивать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении правил игры, умение быть отзывчивыми и доброжелательными в общении;

Упражнять в выполнении различных видов движений через игровые задания.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;

Закрепить знания детей о традициях народа;

Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;

Вызвать эмоциональное проявление радости;

Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;

Формировать дружеские взаимоотношения

Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Оборудование :

костюм скомороха, мешочек для скомороха, маленький платок, шапочка медведя, карусель-зонт с лентами, полотно-парашют, 2 дуги, угощение для детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю поиграть в русские народные игры, в которые играли взрослые и дети на ярмарочной площади .

Вы любите играть, веселиться?

Значит, не против на нашей карусели прокатиться!

Карусель, карусель

Всех катает целый день :

Барышень, зверюшек,

Матрёшек и Петрушек.

Встаньте по кругу в карусель и возьмите край ленты правой рукой. Под веселую музыку отправляемся на зимнюю ярмарку .

Игра малой подвижности «Карусель»

(Дети бегут по кругу в одну сторону, затем по сигналу свистка выполняют поворот в другую сторону, меняя руку с лентой).

Детей встречает Скоморох.

Скоморох : Здравствуйте, дети!

Веселей меня нет на свете!

Я, ребята, Скоморох!

Не люблю я охи-вздохи!

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ .

Отворяют ворота,

Проходите, господа!

Глядите, не зевайте,

Рты не разевайте!

Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Растяпа» .

Раз-два, раз-два, начинается игра!

Русская народная малоподвижная игра «Растяпа»

Дети идут под веселую русскую народную музыку врассыпную, руки на поясе. Музыка замолкает, все дети стараются встать в пары (тройки, четверки) . Ребенок, оставшийся один, выходит в центр круга. Дети говорят : «Раз, два, три растяпа - ты!» Игра повторяется.

Скоморох : - Хоть сума моя проста,

С виду, вроде бы, пуста.

(Скоморох достает из мешочка платочек) .

Подвижная игра «Гори-гори ясно!»

Выходи, честной народ, становись в хоровод!

(Дети становятся в круг, водящий стоит с платочком в кругу и под музыку бежит по кругу. Когда музыка перестает играть, водящий останавливается между двумя детьми и считает :

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

Пара после этих слов бежит по краям вперёд, кто быстрее возьмется за платок – встаёт с водящим. Оставшийся без платка становится следующим ведущим).

Скоморох : Ну-ка, Саша, подойди,

В сумку руку опусти!

(Ребенок достает из сумы шапочку медведя)

Играть продолжаем,

Игру новую начинаем.

Игра интересная,

Прямо скажу - расчудесная.

Медведя выбираем,

Игру «Медведь и зайцы» начинаем.

Прежде, чем начать играть,

Все : За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке – теремок!

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

Подвижная игра «Медведь и зайцы»

Из парашюта надо сделать «берлогу» , набросив его на стулья или другие предметы высотой 1метр. Ребенок-«медведь» сидит и дремлет в своей «берлоге» (под парашютом) . Дети-«зайцы» прыгают вокруг и дразнят его :

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» , вылезая из «берлоги» , отвечает :

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю всех гонять!

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их в «берлогу» .

Скоморох : Хороша была игра

А теперь пришла пора

На ярмарке люди покупали не только сладости, но и разные украшения, одежду, товары для дома.

Массаж «Ай тари, тари, тари… .»

Ай, тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари.

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки. (растирают ладони)

(нажимают на каждый палец)

(показывают «денежки» )

(нажимают на мочки ушей)

(показывают «денежки» )

(гладят по ногам)

(показывают «денежки» )

(постукивают кулачками)

(показывают «денежки» )

(разводят руками в воздухе)

Скоморох : А ну, честной народ, становись в хоровод!

Сейчас мы поиграем в игру «Солнце и Луна» .

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду.

Громче, дудочка, дуди :

Мы играем, ты води.

Подвижная игра «Солнце и Луна»

(Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Остальные игроки встают цепочкой и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают :

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

В какой-то момент «ворота» резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.

Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать - «Солнца» или «Луны» . Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны» . Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны» .

Скоморох : Расставаться нам пора!

Вспоминайте меня всегда!

За смех, за веселье

Всем вам угощение.

(Скоморох раздает детям угощение) .

Инцы-брынцы, балалайка,

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу,

Инцы-брынцы в круг пойду!

Скоморох : Закончилась наша праздничная ярмарка , пора отправляться в путь домой. А перенесет Вас обратно в детский сад наша волшебная карусель.

(Дети «садятся на карусель» , держась за ленты)

Воспитатель : Раз, два, подхватили!

Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь,

С карусели слезть просим!

Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые, дружные и смелые!


****

Мы летаем высоко, Ходьба на носочках, руки вверху

Мы летаем низко, Ходьба на пятках, руки внизу.

Мы летаем далеко, Легкий бег по кругу.

Мы летаем близко. Легкий бег на месте
^ Разминка «Парашют»

Вот мотор включился Круговое движение рук

Пропеллер закрутился. Круговое движение рук по сильнее

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

К облакам поднялись, На носочках, руки вверху.

С шасси убрались,

Вот мы тут.

Приготовили парашют.

Толчок, прыжок. Прыжки на месте.

Парашюты раскрылись, Руки разводят в стороны.

Дети мягко приземлились. Легкий прыжок.
^ Разминка «Космодром»

Все готовы для полета, Поднимают руки вперёд, вверх.

Ждут ракеты всех ребят. Соединяют пальцы над головой.

Мало времени для взлета, Маршируют на месте.

Космонавты встали в ряд. Встают прыжком, ноги врозь, руки

Поклонились вправо, влево, Наклоны в стороны.

Отдадим земной поклон, Наклоны вперёд.

Вот ракета полетела Прыгают на двух ногах.

Опустел наш космодром. Приседают на корточки.
^ Разминка «Мы летим»

На ракете мы летим, Бегут, руки в стороны.

Стать мы умными хотим.

Руки к небу потянулись, Потягиваются.

Дети к звездам улыбнулись.

О профессиях узнаем, Выполняют повороты туловища

На планетах побываем.
^ Общеразвивающие упражнения.

Не зевай по сторонам

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку

Чтобы сильным стать и ловким.
1. «Взлетают вверх ракеты»

И.п. о.с. 1- руки через стороны вверх 3 хлопка над головой

2. «Ракета в космосе » И.п. Ноги на ширине плеч, прямые руки над головой, ладони сомкнуть. 1- наклоны вправо; 2-и.п. 3-наклоны влево. 4-и.п

3. «Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают»

(имитация надевания скафандра).

4. «В невесомости летим» Упражнение на равновесии. И.п. о.с. руки в стороны. Поднять то правую, то левую ногу, согнутую в колене 6 раз.

5. Быстро- быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» остановитесь с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Покажите. -2р

Мы готовы к настоящему полёту.

«Ракета»

И.п.: основная стойка, палка внизу. 1 – палка вверх, 2 – опустить за голову; 3 – палка вверх; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

«Невесомость »

И.п.: основная стойка, палка вверху, руки прямые. 1 – присесть, палку вперед; 2 – вернуться в исходное положение (6-7 раз).

« Пульт управления »

И.п.: стоя ноги врозь, палка внизу. 1-2 – поворот туловища вправо, руки прямые, колени не сгибать; 3-4 – вернуться в исходное положение. То же влево (5-6 раз).

«Взлет – посадка»

И. п.: основная стойка, палку вверху, руки прямые. 1- присесть, палку вперед; 2- вернуться в исходное положение (6-7 раз).

«Болтанка»

И.п.:– основная стойка, палка у груди в согнутых руках. 1 – правую ногу в стону на носок, палку вверх; 2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (5-6 раз).
Приложение №5

Подвижная игра «Самолеты»

Подготовка к игре:

В разных 3-4 местах площадки ставится флажки.
^ Описание игры:

Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!»- дети делают движения руками – заводят мотор. «Летите!»- говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке.

По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено

Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.

^ Правила игры:



Подвижная игра «Космонавты»

Подготовка к игре:

По краям площадки чертятся контуры ракет (двух, четырехместные). Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей.

^ Описание игры:

Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят.

После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

^ Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центре круга.

2) Игра повторяется несколько раз.

Варианты:

1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.
^ Подвижная игра «Космонавты»

Подготовка к игре:

Перед проведением игры можно поговорить с детьми о космосе, вспомнить названия планет. Для игры в разных уголках площадки чертим контуры ракет и в каждом отмечаем по 4-5 мест для пассажиров, но так, чтобы нескольким участникам игры мест не хватало. Положить таблички с названиями следующих маршрутов:

«Земля - Луна - Земля», «Земля - Марс - Земля», «Земля - Нептун - Земля», «Земля - Венера - Земля», «Земля - Сатурн - Земля».

^ Описание игры:

Дети берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Нас ракеты унесут

На космический маршрут.

Вместе к звездам полетим,

На какую захотим.

Но запомните, друзья,

Что опаздывать нельзя!

Стишок можно разучить заранее. Как только сказано последнее слово, ведущий дает сигнал, и все ребята разбегаются, стараясь занять свободные места в ракетах (сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя). Опоздавшие собираются в центре круга, а экипажи ракет по очереди хором называют свои маршруты. После этого все возвращаются в общий круг, и игра повторяется.

^ Правила игры:

1)Сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя.

2)Опоздавшие собираются в центре круга.
Подвижная игра: «Солнце и планеты»

Подготовка к игре: Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет.

^ Описание игры:

Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.

^ Правила игры:


  1. Действовать по сигналу воспитателя.

  2. Обратить внимание на легкость бега.

Сюжетно – ролевая игра « Космическое приключение»
Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры : ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

^ Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»
Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников

^ Игровой материал . Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.

Подготовка к игре :


  • чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.

  • просмотр фильма о космонавтах.

  • рисование на тему «Космос».

  • разучивание песен о космонавтах.

  • изготовление атрибутов.
Игровые роли: Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.

Ход игры. Для развития интереса к игре педагог предлагает ребятам рассмотреть набор открыток «Космонавты» и иллюстрации в книге А, Андреева «Звездный», беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Воспитатель обсуждает с детьми характеристики людей - космонавтов. Например, командир корабля, спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдения в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль.

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Полет в космос», который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полету, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.

Далее воспитатель может предложить ребятам построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления) и обыгрывает все части постройки с помощью игрушек, предметов-заместителей.

Затем педагог предлагает ребятам придумать эмблему отряда космонавтов. Воспитатель может организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему. После всех приготовлений к игре он может поделить ребят на группы - экипажи, имеющие разные названия: «Смелый», «Отважный», «Веселый» и др.

Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры - подготовке к космическим полетам. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов:

1. Только сильные ребята могут полететь в космос.

2. Только умные ребята могут стать космонавтами.

3. Только трудолюбивые могут отправиться в полет.

4. Только веселые и дружелюбные могут полететь в космос.

После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Александр». Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми.

Затем начинается первый этап проверки - испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель.

Командир объявляет о втором этапе испытаний. Проводится конкурс на решение задач по математике, проверка знаний по развитию речи и др. В этот конкурс включают занимательные вопросы типа викторины в рамках программы детского сада. Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первым полетел в космос? В каком году? (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.) Кто совершил первую прогулку» в космосе? (А. А. Леонов.) Назовите первую женщину, побывавшую в космосе.» (В. В. Николаева-Терешкова.) и т. д.

Заключительный этап конкурса - экипажи участвуют в космическом концерте, разыгрывают заранее отрепетированные в экипажах космические сценки (высадка на Венеру, прилунение).

Командир отряда и жюри (другие воспитатели, няня) подводят итоги конкурса, вручают медали, заготовленные заранее, - «Лучший космонавт», «Космонавт номер 1», «Космонавт номер 2», «Космонавт номер 3».

Далее игра продолжается. Космонавты идут на осмотр к врачу, затем производится запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле. Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей.

В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие - испытывают их и готовят к полету, третьи - обеспечивают полет и приземление.

После каждой игры воспитатель привлекает детей к разбору игровых ситуаций

^ Дидактические игры для детей 5-6 лет

(старшая группа)
Игра «Земля - планета, на которой мы живем»

Цель: изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным,согласовывать местоименияс существительными, образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение : сюжетная картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите: «Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Видишь, она имеет форму шара. Самые темные места - вода, светлые - суша, самые светлые - облака. На Земле есть и суша, и вода. Окружает Землю атмосфера - воздушная оболочка. У нее несколько слоев. Там образуются облака, дождь, снег. Предложите ребенку изменять слова по образцу: облака - облако, грозы - (гроза), ливни - ... (ливень), снегопады -... (снегопад).

Попросите ребенка назвать родственные слова солнце - ... (солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек); облако - ... (облачко, облачный, заоблачный).

Предложите ребенку вспомнить, на что или на кого были похожи облака, которые он видел на небе. Попросите его назвать, каким может быть небо... (голубое, безоблачное, грозовое); облако... (огромное, маленькое, пушистое); ливень... (долгий, осенний).

Предложите ребенку ответить на вопрос «чей?» (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным: небо - мое; облака - мои; ливень - мой

В нашей средней группе «Воробушки», как и все дети, их возрасте очень любят играть в игры. На неделе посвящённой дню космоса я не нашла игру в которую мы бы еще не разу не играли. Я придумала для детей подвижную игру и назвала её «Солнечная система» . Из цветной бумаги я вырезала атрибуты к игре (солнце, девять планет разных цветов и размеров). Прикрепила на узкую полоску для того чтобы надеть детям на голову.

Цель: закрепить и систематизировать представление детей о солнечной системе, название планет, их последовательность расположения от Солнца. Учить детей ориентироваться в пространстве.

Ход игры: у детей на голове одеты изображение планет, вырезанные из цветной бумаги. Один из ребят играет роль Солнца, а другие выстраиваются согласно расположению планет в солнечной системе. Дети произносят считалочку, при этом двигаются вокруг солнца. На последние слова: Кто не видит – выйди вон! Дети разбегаются в разных направлениях, Солнце пытается их догнать, кого первым поймает, тот и становиться ведущим. Ведущий – (Солнце) меняется с пойманной планетой шапочками.

На луне жил звездочёт.

Он планетам вел отсчет.

Меркурий – раз, Венера – два,

Три – земля, четыре – марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон.

Детям понравилась эта игра. Когда я придумала, эту игру у меня были, сомнения что ребята не поймут правила этой игры, но они даже считалочку сразу запомнили. На основании этой игры у детей закрепилось представление о космосе и о планетах солнечной системы. Во время игры у детей развиваются познавательные и интеллектуальные способности, а также пополняется активный словарь детей.

Развивающие игры по теме «Солнышко»

Игра - эксперимент «Солнечный зайчики» (средний и старший возраст)

Цель: учить классифицировать предметы по способности отражать световые лучи, делать умозаключения, закрепление понятия «светоотражающий».

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно – какое солнышко сегодня яркое. Что дарит нам солнце?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А еще оно дарит нам своих маленьких друзей – вот послушайте загадку:
Скачет зайчик по дорожке
Он на стенке, на окошке
Зайчик этот не простой
Он пушистый, золотой
Солнце зайке лучший друг
Погляди скорей вокруг
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, отгадай-ка.
С. Александрова
Дети: Солнечный зайчик
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе много различных предметов.
Подойдите, возьмите их в руки и повернитесь к солнцу. Вы обратили внимание, что не у всех появились солнечные зайчики? Значит не все предметы отражают солнечный свет.
Давайте разделим их на две группы. На стол, где нарисовано солнышко, мы положим светоотражающие предметы. Ребята, вам знакомо это слово «светоотражающий» ? Это значит какой?
Дети: Тот который отражает солнечные лучи.
Воспитатель: Давайте повторим: светоотражающий. Какие предметы мы относим к светоотражающим?
Дети называют предметы
Воспитатель: А на второй стол, где нарисована тень, положим предмете неотражающие свет. Какие это предметы?
Вот мы и справились с заданием. А теперь можно поиграть с солнечными зайчиками.

Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу»

Цель: развивать наблюдательность, дать представления о жизненной необходимости солнечного света для растений.
Ярко солнце светит,
В воздух тепло,
И, куда не глянешь,
Все кругом светло.
И. Суриков.
Обращаем внимание детей на огород на окне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши росточки уже подросли, окрепли. Обратите внимание, как они растут.
Дети: Наклонились к окну.
Воспитатель: А почему же они не хотят расти прямо?
Дети: Тянутся к солнцу.
Воспитатель: Вот интересно, что будет, если отвернуть наши ростки от солнца.
Разворачиваем горшок с растениями на 180 0 и время от времени наблюдаем как растения разворачиваются к солнцу.
Воспитатель: Мы убедились, что растения тянутся к солнцу. А вы знаете почему?
Дело в том, что растения без солнца и воды жить не могут вообще.

Подвижная игра «Дарит солнышко лучи» (младший и средний возраст)

Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.
Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.
Воспитатель собирает детей закличкой:
- Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши.

Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать.
Играющие встают на лучи.

Дидактическая игра «Собери солнышко» (средний и старший возраст)

Цель: закрепить обозначения цифр, прямого и обратного счета в пределах 10.
Для игры вам потребуется круг желтого цвета – это солнце. И лучи с цифрами 1-10. В качестве крепежного материала можно использовать липкую ленту (или липучки), которую используют для обуви.

Пальчиковая игра «Каждый лучик солнышка»

Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.

Игра с прищепками «Солнышко лучистое» (младший возраст)

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета
Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое.
Дети: Желтое, круглое, теплое.
Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры –квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.
Дети: Желтый круг!
Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?!
Дети: Лучиков.
Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху .)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (
Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (
Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (
Ритмично постукивают руками по плечам.)

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

Физминутка «Полет»

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)

На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)

А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)

Раз, два, три, потянись (потянуться)

Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)

Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»

Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Психомышечная тренировка «Солнышко и тучка»

(на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комок, чтобы со-греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко расслабиться, пото-му что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

«Астрономическая считалка»

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун.

Подвижная игра «Космонавты» (старший возраст)

На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей на 1 меньше, чем детей в парах). Встать в обруч могут не более 2 человек. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим -

На такую полетим!

Но в игре один секрет -

Опоздавшим места нет!

После последних слов все разбегаются и стараются быстрее занять ракету-обруч по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

Подвижная игра «Звездные ловишки»

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.

Подвижная игра «Выше ноги от земли!»

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса

Завели моторы «Р - р - р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели -руки вперёд, заправились - руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор» (средний возраст)

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

Передвигаться только гигантскими шагами;

Передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

© 2024 Спорт и жизнь