Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лука гл 8 библия запись. Толкование на Евангелие от Луки (Блаженный Феофилакт Болгарский)

1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

 1 Иисус благовествует по городам. 4 Притча о сеятеле и семени. 16 «Наблюдайте, как вы слушаете». 22 Укрощение бури на море. 26 Изгнание легиона бесов из бесноватого; стадо свиное. 40 Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины чрез прикосновение.

1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

5 вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его ;

6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги ;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его ;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют .

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие ;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись ;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают ;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода ;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает её сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет .

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы .

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь .

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его .

22 В один день Он вошёл с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера . И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», – потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

41 И вот, пришёл человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шёл, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?»

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня .

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром .

49 Когда Он ещё говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет .

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

Использованы комментарии Женевской Библии

8:1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
Апостолы имели возможность наблюдать за тем, как Иисус Христос проповедует, обходя вместе с ним как можно больше населения Иудеи.
Они слышали, в чём же заключается смысл благой вести о Царстве Бога, поэтому, когда пришёл их черёд перенять эстафету этой проповеднической миссии от Христа - апостолы имели представление, о чём следует говорить с людьми, привлекая их к Богу и принятию Христа через благовествование.

8:2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
Иудейские духовные учителя веры не обучали женщин, так что принятие Иисусом женщин
в число своих учениц и спутниц в проповеднической деятельности должно было вызывать удивление современников.

8:3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
Оказывается, помогать Христу можно не только участием в проповеднической деятельности, делать это можно и «имением своим»: заботясь о нуждах проповедников и освобождая их время для исполнения Божьей воли в благовествовании. К примеру, готовить им еду, стирать, заботиться об обустройстве их быта и т.д., чтобы сами они тратили время не на хозяйственно-бытовые нужды, а на проповедь благой вести.
Что у кого лучше получается, тот ТЕМ и помогай Христу продвигать на Земле интересы Бога и Царства Его.

8:4-8 Притча о сеятеле и разных видах почвы в сердцах слушающих:
4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
Притча - наглядный пример или иносказание - использовалась Иисусом всякий раз, когда он хотел выявить интерес к духовному и ожидал, кто же заинтересуется смыслом сказанного (см. также разбор Мтф.13:1-8)

Наглядный пример сеятеля и попадания зерна в разные виды почвы, помогло бы всем интересующимся смыслом этого примера понять, почему же все слышат одинаковые слова Христа (сеятель сеет одинаковое зерно), но результат духовного посева и реакция на услышанное - потрясающе разная:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный.
Как видим, пользу сеятель получил только от одного вида почвы, и кое-что было посеяно и растрачено впустую. Однако если бы он совсем не сеял, не было бы у него вообще никакого «урожая».

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Казалось бы, уши имеют все и речь Христа слышали все. Однако Иисус именно и имел ввиду уши тех, кто желал понять Христа, был настроен на нужную духовную волну и способен распознать «частоты» слова Бога, ибо не у всех уши были настроены слышать подтекст притч Иисуса.

8:9,10 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Как видим, из всего множества народа только ученики Христа заинтересовались значением этой «сказки» для взрослых: остальные не пожелали знать, к чему это Иисус им такие примеры приводит.
Поэтому именно ученикам Иисус и открыл значение этой притчи:

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах
То есть, ученикам дано знать тайны духовные не потому, что они особые, а остальные - неполноценные. А потому, что ученики к этим знаниям живой интерес проявляли, в отличие от других; они понять слова Христа хотели, а не просто пустыми разговорами увлекались: насытить можно только алчущего, а сытого бесполезно пытаться накормить.
Поэтому для остальных тайны Божьего Царства не открылись, притча осталась притчей, они даже и не думали, что в ней - какой-то духовный смысл о гранях Царства Божьего заложен; для них рассказ Иисуса не более, чем рассказом о сеятеле остался, послушали и разошлись по домам, и тут же забыли, дескать, эко диво, всего лишь рассказ о сеятеле!

так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Категория сытых, расслабленных, удовлетворённых своим привычным образом жизни земного обывателя-потребителя, как правило, не интересуются духовными вопросами и поиском Божьего смысла в происходящем: активная «работа желудков» мешает работать разуму, сытого духовным - от духовного всегда клонит в сон.
О такой категории землян весьма ёмко и колоритно высказался Игорь Губерман:
Есть люди - прекрасны их лица
и уровень мысли высок,
но в них вместо крови струится
горячий желудочный сок.
Если в разуме человека не возникает никаких вопросов, то и ответов искать он никаких не станет. И получается у этой категории слушать, но не слышать смысла, смотреть, но не видеть смысла в том, на что они смотрят: они спят с открытыми глазами.

Потому-то Иисус и сказал:
Блаженны алчущие и жаждущие правды , ибо они насытятся (Матф.5:6)
А об остальных - не сказал, что они насытятся.

8:11-14 Иисус открывает тайны тем, у кого к этому был интерес - ученикам своим (не случайно, стало быть, они в апостолы были избраны, интересовались Божьим смыслом жизни):
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
Итак, кое-что из множества тайн и граней Царства Божьего они начали узнавать: оказывается, интересы у этого Царства - сеять слово Божье среди человечества; слово Божье должно достичь сердец, не только ушей; сердца слушающих могут быть глубокие и нет, легкомысленные и нет; есть враг у Царства Божьего - это дьявол; дьявол тоже в курсе разной «глубины» сердец человеческих и те, кто поверхностно и легкомысленно подходит к жизни - тот его лакомая добыча: слово Божье не удерживается «на поверхности» таких сердец, дьявол ловко и легко их похищает, в результате - человек остаётся не восприимчив ни к Божьему пути жизни, ни к тому, чтобы уверовать в спасение чрез Христа; слово Божье отскакивает от таких людей так же, как от стенки - горох, не оставляя в них и следа.

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
Этот вариант несерьёзного человечества легко восприимчив к слову Бога, но также легко и забывает о нём: сразу, как только сталкивается с трудностями из-за исполнения воли Бога - предпочитает ради сохранения своего благополучия пренебречь Его словом. Вариант такого человека - также бесполезный для Бога, ибо бесплодный.

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
Желание получать лишь наслаждение от жизни и брать от неё всё, что возможно взять -настоящее «терние» для человека, оно отнимает всё время, проводимое в заботах всё это иметь, и напрочь подавляет желание что-то давать или делать для Бога и людей.

К примеру, можно услышать такие рассуждения:
«мне Бог дал все органы чувств не просто так, а для того, чтобы я их мог задействовать и наслаждаться жизнью, пребывая в радости от этого. А радость – это плод Божьего духа, значит, со мной всё в порядке и Бог - со мной. И от меня ему больше ничего не нужно: Он радуется моей радостью так же, как любой нормальный отец радуется за сына своего».
Всё вроде бы логично. Одного не достаёт:
само по себе желание наслаждаться жизнью - нормальное. Ненормально посвятить свою жизнь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО получению плотских наслаждений.

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Единственный вид благодатной почвы для сеятеля Божьего слова - это люди с добрым и чистым сердцем; они складывают все слова Божьи глубоко в своё сердце, охраняют и оберегают их от «порчи» или исчезновения. Результатом сохранения Божьего слова в них является богобоязненная жизнь в терпеливом преодолении всех трудностей при помощи сохраняемого Божьего слова. То есть, плод благодатной "почвы" для правильного восприятия слова Бога - это всё, что проявляется в слушателе слова Бога. Например, формирование в нём качеств христианской личности (долготерпения, кротости, самообладания, стойкости и т.д., Гал.5:1;22,23). А также - христианских побуждений, например, желания во всём поступать праведно, благовествовать и приобретать учеников Иисуса Христа (Мтф.28:19,20).

Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! И здесь Иисус даёт понять ученикам, что даже, казалось бы, раскрытые тайны притчи - и те требуют внимательных «ушей»: напряжения разума и сильного желания понять смысл услышанного.

8:16,17 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Нет смысла свече гореть, если никто не увидит свет её и никому он не принесёт пользу. Так же дело обстоит и с духовным светом: если есть духовный свет - он обязательно должен быть заметен, значит, найдутся и те, кто непременно его увидит.

Иисус не пришёл рассказать таинственные и замысловатые притчи, не раскрыв никому значений их: он пришёл светить, а не утаивать свет Божьих духовных истин. Поэтому всё, что касается духовного света - рано или поздно откроется людям, и многие смогут понять замысел Божий благодаря исследованию Его слова, переданного через Христа:
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

8:18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: Ученики Христа должны накрепко усвоить: понимание многих истин Божьих зависит от качества слушания слова Божьего. Если не пытаться вникнуть в смысл Его слова, если слушать невнимательно и рассредоточено, думая о чём-то своём, то мало шансов понять слова Божьи.

ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Кто имеет интерес к духовному и постоянно развивает аппетит к «поглощению» Божьей истины, тому Бог и знаний добавит и понимание приумножит. А кто остановится в развитии интереса к пониманию смысла Божьей истины, у того со временем и вовсе интерес к духовному исчезнет, и растеряются даже приобретённые когда-то знания из слова Божьего, и надежды его не осуществятся.

8:19-21 И пришли к Нему Матерь и братья Его… дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Здесь Иисус показал существенные различия в его интересе к духовным и плотским людям. Интерес к общению с соверующими, нуждающимися в духовном, превышает по силе своей интерес к общению даже с родственниками по плоти, если у них интереса к духовному не наблюдается.
Духовные братья и сёстры во Христе часто гораздо ближе и дороже родственников по плоти, не признающих Христа.

8:19 -25 Случай усмирения бури во время путешествия в лодке по Галилейскому озеру:
Во время плавания их (Иисус) заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их [волнами], и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

Тогда Он сказал им: где вера ваша?
Ученики не должны были сомневаться в том, что с ними ничего не может случиться, уж если с ними Иисус Христос.

Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
С
только чудес ученики уже видели от Христа, столько времени они были с ним, а всё ещё возникал у них вопрос: КТО ЖЕ ЭТО?
Процесс духовного роста и прозревания очень медленно идёт в грешных людях, в этом - спешка не нужна, но нужно ангельское терпение Христа для того, чтобы не переставать наставлять нуждающихся в наставлении, не сердиться на них и верить в то, что они непременно когда-нибудь подрастут до духовного возраста принятия Христа.

8:26-33 Случай встречи Иисуса с бесноватыми в стране Гадаринской, расположенной недалеко от Галилейского моря, см. также разбор Мтф. 8:28-34
27 встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах
имеется ввиду - живший на кладбище

28 что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Бесы прекрасно знают, кто такой Иисус Христос и как он к ним относится. Однако даже бесы дерзнули просить Христа не наказывать их слишком сурово (по сообщениям из Мтф. 8:29 бесы знают также, что на тот момент ещё не пришло их время погибать)

умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо [Иисус] повелел нечистому духу выйти из сего человека
Мучение беса в данном случае вызвано тем, что он находился уже вне человека, ибо Иисус изгнал его и это могло означать только одно, что Иисус готов его уничтожить.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Бесы не хотели пока что погибать и кануть в небытие (исчезнуть в бездне). Как видим, у бесов на земле свой интерес имеется, а Иисус до времени не вмешивается в ход их земной деятельности.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесам, похоже, всё равно, к какой плоти прицепиться и кем управлять.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Деятельность бесов направлена на разрушение тех, к кому они цепляются.

8:34-37 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
У видели люди исцелённого и ужаснулись. Вместо того, чтобы обрадоваться его исцелению и приходу того, кто способен так исцелять: видимо, не любили местные жители никаких неожиданностей и новостей, не схватились сразу за идею исцелить всех своих больных у такого целителя.

Но их можно понять: цена исцеления одного была слишком велика, ведь погибло всё местное стадо свиней. Что же будет, если исцелится ещё кто-нибудь:
Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Поэтому жители тех мест и попросили Иисуса удалиться, не оценили с первого раза пользу от такого умения исцелять.

Он вошел в лодку и возвратился. Иисус не стал настаивать и насильно идти туда с благой вестью: никакой пользы такое благовествование не принесло бы, они не были готовы воспринять слово Божье от человека, который только что утопил всё их стадо и разорил их.
И что теперь? Оставить селение без возможности узнать благую весть? Нет, Иисус нашёл другой способ проповеди в этом селении:

8:38,39 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог.
Исцелённому было проще проповедовать о великих делах Божьих в своей местности, его слово смогли бы воспринять, а исцеление - впечатлить. Хорошо, конечно, ходить проповедовать с Христом, но Иисус показал, что каждый на своём месте имеет возможность служить Иегове и приносить пользу делу благовествования, выполняя поручения Христа. Исцеленного Иисус послал проповедовать туда, где он более всего бы полезен на тот момент.

Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус. Исцелённый ответственно подошёл к поручению Христа и обошёл весь город: благая весть облетела и эту местность, эстафета миссии Христа была подхвачена ещё при его жизни на земле.

8:40-42 Приглашение Иисуса в дом Иаира, начальника синагоги, дочь которого была при смерти.

8:43-46 Исцеление женщины, страдающей кровотечением, см. также разбор Мтф. 9:20-22
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет..подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Как видим, Иисус обладал какой-то «порцией» сверхъестественной силы: святой дух, посланный ему от Отца, и был той самой силой, при помощи которой Иисус совершал чудеса.
Часть этой силы израсходовалась на исцеление женщины и Иисус почувствовал этот «расход»: на исцеление людей, как физическое, так и духовное, затрачивается Божья сила, но мало кто размышляет над этим и оценивает «расходы» Бога. Отсюда - и вопиющая неблагодарность и пренебрежение всем, что Бог уже сделал для исцеления людей, делает и ещё сделает.

8:47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Только исцелённая могла понять, о чём спросил Иисус, когда спросил: «Кто прикоснулся ко мне ?». Требовалось немало мужества, чтобы пред всем народом признаться в своей многолетней проблеме - при том, что в Израиле её проблема запрещала находиться ей в общественном месте (Лев.15:3-11)

8:48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Иисус не только не отругал её за нарушение пунктов Моисеева закона, но и похвалил её за такую веру в исцеление чрез Иисуса Христа: все, кто желает Божьего духовного и физического исцеления, должны приложить немалые усилия со своей стороны и, может быть, сломать сложившиеся стереотипы в традициях привычного вероисповедания для того, чтобы прийти ко Христу и принять его как своего спасителя.

8:49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя .
Казалось бы, ну чем не забота об учителе? Разве плохо ТАК заботиться об экономии сил и времени учителя?
Люди часто берут на себя не свою заботу и считают, что могут принять решение вместо кого-то, не понимая совсем, что облегчать людям участь, если есть хотя бы малейшая возможность для этого - это не называется «утруждать». Это называется любить людей.

Никогда не нужно мешать тем, кто просит о помощи - просить о ней. И не стоит спешить выдавать своё решение – за решение Христа: оно может сильно отличаться от вашего.
Так получилось и на этот раз: Христос думал совсем иначе, чем вестник из дома Иаира. Иисус не считал, что Иаир утруждает его, хлопоча о своей умирающей дочери. Поэтому он и поспешил успокоить Иаира, которому так бестактно сообщили о смерти дочери:

8:50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Иисус ободрил Иаира и заверил в том, что вера его - не тщетна, что всё будет хорошо, если он не перестанет верить в исцелении е своей дочери.
Зачем Иисусу нужно было, чтобы Иаир непременно верил ему? Разве он сам не смог бы воскресить девочку? Смог бы. Как смог воскресить сына вдовы, которая ни о чём его вообще не просила и даже не подозревала, что Иисус захочет и сможет воскресить её сына.

Тогда - зачем? Вера Иаира в Иисуса - не Иисусу была нужна, а, прежде всего, самому Иаиру. Он сам должен был убедиться в том, что вера в спасение через Христа - имеет прочное основание: убедившись в этом однажды, Иаир окрепнет в вере сам и сможет укрепить веру в это у многих иудеев, будучи начальником синагоги.

8:51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Иисус очень тактичен: публичные смотрины устраивать не стал, понимая, насколько велико горе родителей. Взял с собою только тех, для кого грядущее событие воскресения девочки принесло бы несомненную пользу: ученики укрепились бы в его мессианстве ещё более, а родители приобрели бы выздоровевшую дочь.

8:52,53 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Для того, чтобы не пугать и успокоить родителей, Иисус объявил, что девочка всего лишь уснула: так им легче было бы воспринять пробуждение и выздоровление дочери. Но насмешники с неверующими есть всюду, именно поэтому Иисус и не стал приглашать всю толпу в комнату к ребёнку.
Иисус знает, что смерть человека на самом деле сравнима с крепким сном, ибо он имеет возможность пробудить мёртвого так же, как пробуждают от обыкновенного сна.

8:54,55 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала,.

Иисус способен вернуть дух жизни умершему человеку и пробудить мёртвого: вспомним о том, как для исцеления расходуется сила Божья, вышедшая из Христа при исцелении женщины с кровотечением.
Точно также эта же сила расходуется и на оживление: Божья сила заставляет сердце снова биться, восстанавливает все жизненные функции и излечивает от недуга.

и Он велел дать ей есть Для подтверждения тому, что ребёнок выздоровел и ничуть в человеческом смысле не изменился, Иисус велел покормить девочку: здоровый аппетит служил бы доказательством её полного выздоровления.

8:56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. Как видим, Иисус воскресил дочь Иаира не для показательного публичного «выступления», а исключительно для того, чтобы вернуть радость родителям и укрепить веру в возможность спасения через Иисуса Христа у тех, у кого она зародилась.

. После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

Сойдя с неба за тем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать; ибо, что Он ни делал, делал для наставления нашего. Он проходил по всем городам и селениям и водил с Собой двенадцать учеников, которые не учили, не проповедовали, но сами от Него учились и назидались делами Его и словами Его.

Господь проповедовал не о земных благах, но о Царстве Небесном. Ибо кому иному было приличнее проповедовать о небесном, как не Приходящему с неба? Поэтому-то ни один из пророков не проповедовал о Царстве Небесном. Ибо как бы они стали проповедовать о том, чего не видали? Поэтому-то и Предтеча говорил: «сущий от земли... и говорит, как сущий от земли» , а «Приходящий с небес,... что... видел,... о том и свидетельствует» ().

. и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

. и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

За Господом следовали и жены, чтобы мы знали, что и женскому полу слабость не препятствует последовать Христу. Смотри и на то, как они, будучи богатыми, презрели, однако же все и избрали нищету ради Христа и со Христом. А что они были богаты, познай из того, что они служили Господу имением "своим" а не чужим или несправедливо приобретенным достоянием, как многие делают.

В словах: «из которой вышли семь бесов» некоторые число "семь" принимают неопределенно, вместо: «много», ибо в Писании число семь часто принимается вместо: «много». Иной, быть может, скажет: как семь есть духов добродетели, так, напротив, семь же и духов злобы, например: есть дух страха Божия, есть, с противной стороны, дух бесстрашия Божия; есть дух разумения, есть, с противной стороны, дух неразумия, и так далее. Если эти семь духов злобы не будут прогнаны от души, никто не может последовать Христу. Ибо прежде должно сатану изгнать, а потом Христа вселить.

. Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

Ныне сбылось то, что давно сказал Давид от лица Христова. "Открою" , – сказал он, – «уста мои в притче» (). Господь притчами говорил по многим целям, именно: чтобы слушателей сделать более внимательными и возбудить ум их к исследованию того, о чем говорится (ибо мы, люди, обыкновенно более занимаемся прикровенными речами, и на ясные мало обращаем внимания), и чтобы недостойные не поняли того, что говорится таинственно; и по многим другим побуждениям говорит Он притчами.

. вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

. а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

. а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

. а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

«Вышел сеятель» , то есть Сын Божий. "Вышел" из недр Отца и из Своей сокровенности и сделался видимым. Кто же вышел? Тот, Кто всегда сеет. Ибо Сын Божий не перестает всегда сеять в наших душах: Он сеет в наших душах добрые семена не только тогда, когда учит, но и через мир сей, и через те явления, которые совершаются с нами и около нас. Он вышел не затем, чтобы погубить земледельцев или выжечь страну, но затем только, чтобы сеять. Ибо земледелец часто выходит не затем только, чтобы сеять, но и за другим.

Он «вышел... сеять семя свое» . Ибо слово учения у Него было собственное, а не чужое. Пророки, например, что ни говорили, говорили не от себя, но от Духа; почему и говорили они: «это говорит Господь». А Христос имел семя Свое; почему, когда и учил, Он не говорил: «это говорит Господь», но: «Я говорю вам» .

«Когда Он сеял» , то есть учил, "иное семя упало при дороге» . Не сказал Он: сеятель бросил, но: оно "упало" ; потому что сеятель сеет и учит, а слово падает в сердца слушателей. Они-то и оказываются или дорогой, или камнем, или тернием, или землей доброй.

. Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

. Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Когда ученики спросили о притче, Господь сказал им: «вам дано знать тайны Царствия Божия» , то есть вам, желающим научиться; ибо всякий просящий получает. "А прочим" , недостойным таинств, они сообщаются прикровенно, и таковые кажутся видящими, но "не видят" , и слышащими, но «не разумеют» , и это для их же блага. Ибо Христос для того сокрыл сие от них, чтобы они, познав таинства и презрев их, не подпали большему осуждению, так как знающий и пренебрегающий достоин тягчайшего наказания.

. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

. а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Три разряда людей, кои не спасаются по этой притче. К первому относятся те, кои подобны семени, упавшему при пути, то есть совершенно не приняли учения, ибо как дорога утоптанная и избитая, не принимает семени, потому что она жестка, так и жестокосердые совершенно не принимают учения, потому что хотя они и слушают, но без внимания.

. а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

К другому относятся те, кои подобны семени, упавшему на камень, то есть те, кои хотя и приняли учение, но потом, по немощи человеческой, оказались бессильными перед искушениями.

. а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

Третий же разряд, – это те, кои знают учение и, однако ж, подавляются заботами житейскими. Итак, три части погибающих, а одна – спасающихся. Таким образом, спасающихся мало, а погибающих – очень много. Смотри, как Он говорит относительно подавляемых заботами житейскими: не сказал Он, что они подавляются богатством, но заботами о богатстве. Ибо не богатство вредит, а заботы о нем. Потому что многие получили пользу от богатства, раздав его на утоление голода бедных.

. а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Приметь, пожалуй, и точность евангелиста, как он сказал о спасающихся: «услышав слово, хранят его» . Это сказал он ради тех, кои "при пути" ; ибо сии не содержат учение, но диавол уносит его у них. «И приносят плод» – это сказал Он ради тех, кои «подавляются заботами житейскими» и не выдерживают до конца, ибо таковые, то есть не носящие до конца, не приносят плода. «В терпении» – сказал ради тех, которые "на камен и»; они и принимают учение, но, не устояв против нашедшего искушения, оказываются негодными. Видишь ли, как Он сказал о спасающихся: «хранят... и приносят плод в терпении» и через эти три свойства отличил их – от не содержащих, каковы те, которые "при пути" , от не приносящих плода, каковы те, которые "в терни ях», и от не переносящих нападшего на них искушения, каковы те, которые "на камен и".

. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

Здесь начало другого учения. Ибо Он обращается к ученикам и говорит это с целью наставить их быть тщательными в жизни и непрестанными подвижниками, так как все на них будут обращать взоры. Ибо на учителя и проповедника все смотрят, все наблюдают за ним, хорош ли он, или наоборот, и ничего своего он не укроет. Итак, если вы, ученики, будете внимательны и тщательны, то Бог дарует вам большую благодать; а кто не будет иметь тщательности и внимательности, тот своей небрежностью угасит и погубит тот дар от Бога, какой, по-видимому, он имеет.

. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

Отсюда оказывается, что Христос был не вместе со Своими сродниками по плоти, но они пришли к Нему, ибо Он, оставив их, занимается духовным учительством. Так и всякий, кому вверено служение Божие, не должен ничего предпочитать ему; а должно и родителей оставлять, если они без пользы и напрасно будут препятствовать нам в деле Божием, подобно как и Господь теперь поступает.

. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Когда некоторые сказали Ему о Его сродниках, Он не заключает братства в числе немногих и сынам Иосифовым не придает той чести, будто бы они только одни Его братья. Но поскольку Он пришел спасти весь мир и всех сделать братьями, то говорит: «мать Моя и братья Мои суть те, кои слушаю т слово Божие ; потом, поскольку одно слушание никого не спасает, а разве только осуждает, Он говорит: «и исполняю т». Ибо должно слушать и вместе исполнять. Словом Божиим называет Свое учение, ибо, что Он ни говорил, все принадлежало Отцу Его, так как Он не был противником Богу, чтобы слова Его не были Божиими.

Некоторые место это понимают так: поскольку Христос учил и был в славе за Свое учение, то некоторые, возбуждаемые завистью, как бы в насмешку над Ним, говорили: «вот Мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя» . Так как Мать Его была бедна и братья Его не славны, как дети плотника, то они, чтоб опозорить Его, как неблагородного, и указывали Ему на Мать Его и на братьев. Но Он, зная мысль их, сказал: бедность родственников нисколько не вредит Мне; напротив, если кто даже и беден, но слушает Слово Божие, того Я делаю сродником Своим.

. В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их: волнами, и они были в опасности.

. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем.

Господь засыпает с особенным намерением, именно: чтобы доставить упражнение ученикам и испытать, какова их вера, останутся ли они без смущения от искушений. Оказывается, что они слабы. Они обнаруживают веру не совершенную, но смешанную с неверием. Ибо веруют, что Он может спасти, но как маловерные говорят: спаси! "погибаем" . А если бы они имели совершенную веру, то были бы вполне убеждены, что для них даже невозможно погибнуть тогда, когда с ними находится Всемогущий.

Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

Чтобы сила Его была очевиднее, Он допустил их смутиться. Ибо мы, люди, обыкновенно более помним того избавителя, который спас нас от большой опасности. Поэтому Он восстал и спас их не в начале, но когда они были на краю опасности.

Можешь усматривать и переносный смысл. Настоящее событие есть образ того, что случилось с учениками впоследствии. Озеро есть Иудея, на которую нашла сильная буря неистовства против Христа, каким неистовствовали иудеи при распятии Господа. Смутились и ученики, ибо все оставили Его и бежали. Но Господь встал от сна, то есть воскрес, и – ученики опять успокоились. Ибо, представ пред ними, Он сказал: "мир вам" (). Таков переносный смысл сего места.

. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

«Кто же это?» они говорят это не в смысле сомнения, но в чувстве удивления. Они как бы так сказали: «Кто сей», то есть какой Он великий и дивный, и какой властью и силой творит это?!

. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Смотри: бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» – боязливому. Живет он в "гробах" , с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами.

Ибо: Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.

. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и: бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Бесы просят о том, чтоб им не повелено было «идти в бездну» , но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.

Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет "в гробах" , то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.

. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

. возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе . Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтобы еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатью, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» . Не сказал: «что Я сотворил тебе» , чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершенное дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему "Иисус" . Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему "Бог" , а он рассказывает, что сделал ему "Иисус" . Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.

. Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

Иисус лишь возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частью ради учения, а частью ради чудес.

. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.

Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых. Евангелист присовокупляет и имя его, чтобы тем очевиднее было, что чудо истинно. По настоянию нужды он припадает к ногам Иисусовым. Хотя бы он и без настоятельной нужды должен был пасть пред Иисусом и исповедать Его Сущим Богом, однако ж бывает, что и скорбь побуждает людей к избранию лучшего. Почему и Давид сказал: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» ().

Когда же Он шел, народ теснил Его.

. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

Во время пути Господа приступает жена, руководимая весьма сильной верой. "Подойдя, она коснулась края одежды» Господа в той уверенности, что как только прикоснется, тотчас и исцелится. «И тотчас течение крови у ней остановилось» . Как если кто-нибудь обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала, и – спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Иисусу прежде мыслью, а потом телом.

. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Господь, желая показать всем веру жены, чтобы подражали ей, и подать Иаиру добрую надежду о его дочери, обнаруживает то, что было сделано тайно. Именно: Он спрашивает о том, кто прикоснулся к Нему, но Петр как смелый, упрекая Его за такой вопрос, говорит: столько народа стесняет Тебя, «и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» А сам не понимал, о чем спрашивал Господь. Ибо Иисус спрашивал: «кто прикоснулся ко Мне» с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко. Итак Господь, хотя и знал жену, спрашивает, однако ж, для того, чтобы, как я сказал, и веру ее прославить, и начальника синагоги более обнадежить, спрашивает и таким образом жену выводит на средину.

. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

«Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» . Справедливо говорит. Ибо пророки не имели сил, от них исходящих: они совершали чудеса благодатью Божией. А Иисус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие. Христос вдвойне врачует жену: во-первых, исцелил болезнь ее, а потом и страх души усмирил, сказав: «дерзай, дщерь!» .

. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Иисус, услышав, что некто сказал начальнику синагоги: не беспокой Учителя, то есть «не утруждай» , не проси пойти, не позволил начальнику синагоги сказать что-нибудь Себе, но упредил его, чтобы начальник синагоги не сказал: я не имею в Тебе нужды; несчастье уже совершилось; та, которую, мы надеялись, Ты исцелишь, умерла. Итак, чтобы он не сказал ничего такого (ибо он был неверующий иудей), Христос упредил его и сказал: «не бойся, только веруй» ; смотри, – говорит, – на кровоточивую; подражай ей, и ты не обманешься.

. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

Господь позволяет войти с Собой только Петру, Иоанну и Иакову, как избраннейшим из учеников и как могущим умолчать о чуде, ибо Он не желал, чтобы оно прежде времени было открыто многим. Он скрывал большую часть Своих дел, быть может, по причине зависти иудеев, чтобы, возжигаемые завистью, они не были повинны осуждению. Подобным образом должны поступать и мы: если кто завидует нам, мы не должны обнаруживать пред ним наши совершенства, чтобы, поражая его оными, не возбудить в нем большей зависти и не ввести в , но должны, сколь возможно, стараться скрывать их от него.

. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

Когда Господь сказал, что девица «не умерла, но спит» , и назвал сном (поскольку имел воскресить умершую, как бы от сна возбудить), то слышавшие сие засмеялись над Ним, что допустил Он затем, чтобы чудо было больше чудом, – чтобы впоследствии не могли сказать, что девица не умирала, но спала, для сего Он устроил так, что прежде осмеяли Его за слова: «не умерла, но спит» , чтобы заградить уста желающих клеветать. Ибо девицы так была явна, что засмеялись над Ним, когда Он сказал, что она не умерла.

. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

Господь всех выслал вон, быть может, с тем, чтобы нас научить не любить славы и ничего не делать напоказ, а может быть, и с тем, чтобы внушить, что имеющий совершить чудо не должен быть в среде многих, но должен находиться в уединении и быть свободным от всяких беспокойств со стороны других.

. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

«И возвратился дух» отроковицы. Ибо Господь не новую внес душу, но повелел возвратиться той самой, которая отлетела от тела. Приказал подать ей поесть – для большего уверения и доказательства того, что она действительно воскресла.

. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Можно это и так понимать. Кровоточивая есть всякая душа, в которой кипит и как бы ключом бьет кровавый и убийственный . Ибо всякий грех есть убийца и закалатель души. Если душа коснется одежд Иисусовых, то есть воплощения Его, и уверует, что Сын Божий воплотился, то получит здравие. Если кто будет и начальник синагоги, то есть ум, возвышающийся над богатством, собранным от любостяжания, но дочь его, то есть помысл, заболит, то пусть призовет только Иисуса и уверует в Него, и – будет спасен.

4. ИИСУС О РАЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО УЧЕНИЮ (8:1-21)

а. Положительный отклик на него близких Его последователей (8:1-3)

Лук. 8:1-3 . Первыми среди тех, кто с радостью восприняли Его благовестие о Царствии Божием, были двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней. Среди последних была и Мария из Магдалы, из которой Иисус изгнал семь бесов. Число "семь" в Священном Писании часто служит символом полноты. Так что Мария Магдалина, вероятно, страдала крайней степенью одержимости. Помимо нее, Лука называет еще двух женщин (среди многих других), которые поддерживали Иисуса и Его апостолов финансово: это - Иоанна, жена… домоправителя Иродова, и некая Сусанна, о которой более ничего не известно.

б. Притча о Сеятеле как иллюстрация к разному восприятию благовестия (8:4-15) (Матф. 13:1-23; Мар. 4:1-20)

Лук. 8:4 . Сказав эту притчу и пояснив ее, Иисус показал, насколько разной может быть реакция людей на слово Божие. Лука отмечает, что к Иисусу сошлось тогда множество народа из всех городов. Вполне понятно, что и в этой толпе были представлявшие все четыре вида восприятия Иисусова учения, о которых говорится в притче. Вероятно, в ней содержится и предупреждение "слушающим" о "препятствиях" в усвоении истины, с которыми им предстоит столкнуться.

Лук. 8:5-8 . Перед глазами возникает образ земледельца, который вручную разбрасывает зерно по вспаханному полю. Семя этого сеятеля падает на четыре вида почвы. Часть попала на проходящую вдоль поля дорогу, и птицы …поклевали его. Другая часть упала на камень (т. е. на тонкий слой почвы, покрывающий каменную породу); эти зерна, хоть и взошли, но быстро засохли, т. к. им не хватило влаги (стих 6). Были и такие зерна, которые упали среди сорняков, и были ими заглушены (стих 7). Наконец какая-то часть семян попала на добрую землю; эти принесли хороший урожай (стих 8).

Иисус закончил притчу призывом к слушателям: Кто имеет уши слышать, да слышит. Этой фразой Христос неоднократно завершал Свои притчи (Матф. 11:15; 13:9,43; Мар. 4:9,23; Лук. 8:8; 14:35). Она означает, что духовные люди в состоянии постигать смысл Его притч. Недуховные же воспринимают в них лишь "сюжетную" сторону, т. е. то, что лежит на поверхности.

Лук. 8:9-10 . Прежде чем ответить на вопрос учеников и объяснить им значение притчи, Он говорит им, почему учит притчами. Людям, умеющим распознавать духовные вещи, то есть тем, которые следуют за Ним и признают Его учение истинным, дано познавать тайны Царствия Божия. А тем, кто не принимают учения Иисуса Христа, не дано уразуметь и значения иносказаний, на которых строются притчи. Ибо сердца их "огрубели", глаза они "сомкнули", а уши их "с трудом слышат" (Ис. 6:9).

В словах Христа так что они видя не видят и слыша не разумеют, выражена та же мысль, что и в приведенном месте из книги пророка Исаии. Использование Христом притч может быть понято как своего рода акт Божественной милости по отношению к тем слушателям, которые отвергали Его: если бы они до конца понимали выраженные Им истины (Лук. 10:13-15), то в будущем подверглись бы более суровому суду.

Лук. 8:11-15 . Здесь Христос объясняет ученикам значение притчи о сеятеле. Семя есть слово Божие. Слова, которые произносил Он, Живое Слово, исшедшее от Бога, были теми же, что слышал народ от Иоанна Крестителя. На слушающих ложилась ответственность за принятие или отвержение этих слов.

Четыре вида почвы - это четыре "вида" людей, слышащих одну и ту же благую весть. К первому виду принадлежат слушающие, в сердцах которых слово истины не остается, ибо диавол похищает его, чтобы эти люди не уверовали и не спаслись (стих 12).

Ко второму виду или группе относятся те, которые с радостью соглашаются с истиной Божией, но глубокого корня она в них не пускает (стих 13), и устоять в ней они не могут. Фраза, что они временем веруют, а во время искушения отпадают, означает, что, веруя более разумом, чем сердцем, они, когда дела принимают "дурной оборот", т. е. когда наступает время испытания их веры, отрекаются от нее.

К третьей группе слушающих слово принадлежат те люди, которым не суждено достигнуть духовной зрелости (стих 14). Они как будто бы интересуются высшей истиной, но не в состоянии всецело принять ее из-за своей поглощенности заботами о материальном, порой - непреодолимой тягой к богатству и наслаждениям житейским.

Наконец, четвертая группа - это те, которые, услышавши слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце и приносят духовный плод (стих 15).

В процессе Иисусова служения представители каждой из четырех групп выявляли свою принадлежность к соответствующей группе: 1) Книжники и фарисеи отказывались верить Христу. 2) Многие люди ходили за Иисусом только потому, что Он чудесным образом исцелял и питал их, но весть, которую Он нес им, "не пускала корня" в их сердцах (сравните Иоан. 6:66). 3) Были и такие, которые, наподобие богатого юноши "из начальствующих" (Лук. 18:18-30), проявляли заинтересованность, порой искреннюю, в учении Иисуса, однако последователями Его не становились, побежденные своим сильным тяготением к материальным радостям. 4) Относившиеся же к четвертой группе исполнялись преданности Живому Слову; впитавшие в себя учение Христа, они оставались верными Ему любой ценой (к примеру, 8:1-3).

в. Необходимость слушать Иисуса и принимать Его учение (8:16-18) (Матф. 4:21-25)

Лук. 8:16-18 . Эта короткая притча является логическим продолжением притчи о Сеятеле. Одно из главных смысловых ударений в ней Иисус опять делает на "слышании", вернее, на "слушании" (стих 18). Если кто понимает слово Божие, это не может не отразиться на его жизни и поведении (стих 15), т. е. сделается "видимым" для всех. Как зажегши свечу, не покрывают ее сосудом (сравните 11:33), так и тайны Царствия Божия (8:10) не открывает Бог людям, чтобы они хранили их "в секрете". Задача учеников Христа в том и состояла, чтобы делать их явными для остальных людей (8:17).

А потому всем, кто следуют за Ним, важно наблюдать за собой: какой отклик вызывает слово в них (стих 18). Если истинная вера зажигается в их сердцах (стих 15), то истина будет открываться им все более. Если же сердцем не будут принимать слышанного, то потеряют всякое представление об истине (стих 18).

г. Отношение Иисуса к Его земным родственникам (8:19-21) (Матф. 12:46-50; Мар. 3:31-35)

Лук. 8:19-21 . Из предыдущих стихов (1-18) ясно, что в правильном отношении ко Христу находятся только те люди, которые принимают (и осуществляют в жизни) Его учение. Лука далее пишет: И пришли к Нему Матерь и братья Его…

Иисусу сказали, что Его родственники хотят видеть Его (8:20). Не следует полагать, что Своим ответом Христос отрекается от родства с ними. Скорее Он дает понять, что узы, связывающие Его с теми, кто слушают и исполняют слово Божие, подобны семейным узам. Из этих Его слов, кроме того, следует, что Евангелие предназначено не для одного еврейского народа, а для всех, кто готов уверовать в него, включая язычников, и руководствоваться им в практической жизни. Урок этот был, в частности, глубоко усвоен Иаковом, одним из упомянутых братьев Иисуса по матери (Иак. 1:22-23).

5. НОВАЯ СЕРИЯ ЧУДЕС (8:22-56)

Вновь (сравните 4:31 - 6:16) пишет Лука о серии совершенных Христом чудес - совершенных в подтверждение истинности Его учения. В этом разделе Иисус являет Свою власть над силами природы, над демонскими силами и над болезнями и смертью (8:22-25; 26-29; 40-56).

а. Иисусу покоряется стихия (8:22-25) (Матф. 8:23-27; Мар. 4:35-41)

Лук. 8:22-25 . В то время, как Иисус с учениками Своими переправлялся в лодке на другую (менее населенную) сторону Геннисаретского озера, поднялась сильная буря; лодку начало заливать водою. Геннисаретское озеро (оно же Тивериадское или Галилейское море) известно этими неожиданными штормами, которые внезапно превращают его в бурное и опасное для жизни. Иисус же во время плавания… заснул. Испуганные ученики разбудили Его со словами: Наставник! Наставник! погибаем. Иисус встав запретил ветру и волнению воды и тут же упрекнул учеников за малую их веру.

Ведь они поплыли по Его указанию: и сказал им: переправимся на ту сторону озера (стих 22). Значит, они должны были довериться Его слову. Озеро успокоилось немедленно (чего обычно при штормах не бывает) именно по всемогущему слову Господа. При виде этого страх и удивление охватили учеников (сравните стих 35, 37).

б. Власть Иисуса над демонскими силами (8:26-39) (Матф. 8:28-34; Мар. 5:1-20)

Лук. 8:26 . Тогда как Матфей при изложении этого эпизода пишет, что Иисус встретился с двумя одержимыми (Матф. 8:28-34), Лука говорит только об одном. Возникает некоторая путаница и в отношении местности, где случилось это чудо. Матфей называет ее "страной Гергесинской", очевидно, по имени небольшого города Герса, находившегося на восточном берегу Галилейского моря и лежащего теперь в развалинах (Матф. 8:28), а Марк и Лука пишут о "стране Гадаринской", названной, как представляется, по городу Гадара (примерно в 10 км. на юго-восток от нижней оконечности Галилейского моря). Возможно, территория вокруг упомянутого городка Герса и сам он были административно подчинены Гадаре (сравните комментарий на Мар. 5:1).

Лук. 8:27-29 . Когда же вышел Он на берег, встретил Его человек одержимый бесами. Весь его образ жизни свидетельствовал об этом. Как это характерно для большинства одержимых в Евангелиях, этот тоже говорил (или кричал) громким голосом. Бес, сидевший в нем, узнал Иисуса, ибо человек назвал Его по имени: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Именно бес, а не человек, в которого он вселился, сознавал власть Иисуса над собой, что следует из его слов не мучь меня (стих 28).

Лук. 8:30-33 . На вопрос Иисуса, как его имя, нечистый дух ответил: легион (этим латинским словом обозначалось воинское подразделение численностью 6000 человек). То есть несчастный безумец был одержим множеством бесов. Они просили Иисуса "не мучить" их "прежде времени", как это следует из Евангелия от Матфея (Матф. 8:29), не посылать их до срока в бездну или в преисподнюю (место пребывания умерших).

Под "бездной" понималась также некая бездонная водная пучина, и в свете этого можно говорить об иронической концовке этой встречи нечистых духов со Христом. Он удовлетворил их просьбу позволить им войти в стадо свиней, которое паслось неподалеку, но как только это случилось, бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Так что несмотря на разрешение им Иисуса не идти в бездну, бесы все равно попали в нее.

Лук. 8:34-37 . Реакцией жителей этой местности на совершившееся чудо был страх (стих 35, 37 сравните с 7:16; 8:25). Из страха они стали просить Иисуса удалиться от них.

Лук. 8:38-39 . В отличие от жителей "Гадаринской окрестности", бывший одержимый хотел было остаться с Иисусом, но Он повелел ему идти домой и свидетельствовать о том, что сотворил ему Бог. Это был первый свидетель Иисуса Христа в языческом мире.

в. Власть Иисуса над болезнями и смертью (8:40-56) (Матф. 9:18-26; Мар. 5:21-43)

Весь этот раздел (главы 7-8) начинается и кончается описанием служения Иисуса людям, пораженным болезнями и смертью. Однако то, о чем говорится в 8:40-56, становится апогеем раздела благодаря своей явной символичности: речь тут в сущности идет о способности ("власти") Христа очищать людей (в ритуальном смысле слова), не "заражаясь" их нечистотой.

Лук. 8:40-42 . И вот, пришел человек, именем Иаир, которой был начальником синагоги. Он просил Иисуса спасти его единственную дочь, которая умирала. Тот факт, что даже "начальник синагоги" обратился к Иисусу с просьбой, говорит о том, что люди начинали понимать. Кто Он такой.

Иаир был ответственным за проведение богослужений и за надлежащее состояние помещения синагоги и ее имущества. В Новом Завете говорится еще о двух "начальниках синагоги": о Криспе (Деян. 18:8) и о Сосфене (Деян. 18:17).

Лук. 8:43-48 . Тут Лука внезапно обрывает повествование об Иаире, чтобы рассказать о случае, происшедшем на пути Иисуса к нему в дом. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет… Любопытно перекликаются здесь цифры: дочь Иаира была лет двенадцати, и все время, что она жила на свете, женщина, о которой пойдет речь ниже, страдала кровотечением. Болезнь сделала ее церемониально нечистой (Лев. 15:25-30), и всякий, кто прикасался к ней, становился нечистым. Никто из людей не мог исцелить ее, но вот, она коснулась… одежды Иисуса, и тотчас течение крови у нее остановилось.

Вопрос Христа кто прикоснулся ко Мне? - конечно, не означает, что Он не знал, кто к Нему прикоснулся. Он просто хотел, чтобы женщина принародно обнаружила свою веру, которая побудила ее прикоснуться к Нему. И падши пред Ним, она обнаружила ее. Вера этой женщины принесла ей исцеление (8:48). Иди с миром, сказал ей Иисус. Прежде Он с теми же словами отпустил грешницу, уверовавшую в Него (7:50). Обе они были очищены и спасены Христом.

Лук. 8:49-56 . Повествование снова возвращается к Иаиру. Он принял в сердце слова Иисуса, Который после того, как Иаиру сообщили о смерти дочери, сказал: не бойся, только веруй, и спасена будет. О вере его в способность Иисуса воскресить умершую свидетельствует тот факт, что Он, начальник синагоги, позволил Ему войти в свой дом после того, как к Нему прикоснулась церемониально нечистая женщина.

После воскрешения девочки Иисус велел дать ей есть - деталь, говорящая о том, что ей не только был возвращен дух ее (то есть душа, покинувшая ее тело), но и нормальное состояние здоровья. И удивились родители ее (здесь буквально - "были вне себя от изумления"). От изумления, но не от страха.

То, что Иисус повелел им не сказывать никому о происшедшем было, вероятно, продиктовано нежеланием Его, чтобы Его открыто провозглашали Мессией до того, пока Он Сам не даст этого ясно понять в Иерусалиме.

Д. Иисус дает наставления Своим ученикам (9:1-50)

Раздел, посвященный галилейскому служению Иисуса, Лука завершает описанием нескольких важных событий, которые дают Иисусу наглядный материал для наставления учеников. Что касается этой главы, то, хотя Лука и не преуменьшает значения случаев, описанных в ней, не они стоят в центре его повествования. "Центральной темой" является для него путешествие Иисуса в Иерусалим. Так что всем, о чем рассказано в этой главе, как бы завершается предыдущая часть служения Христа (4:14 - 9:50) и "перекидывается мост" к началу Его пути в Иерусалим (9:51).

© 2024 Спорт и жизнь