Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какой пояс в дзюдо самый высший. Требования к присвоению квалификационных степеней ДАН в дзюдо

Дзюдо – это не просто спорт, эта целая жизненная философия, познав которую перед человеком открывается путь к неизведанным мирам внутри себя и гармонии с внешним миром. В дзюдо есть свои каноны и правила. Одно из них – внешний вид единоборца. Всем известно, что одеждой дзюдоиста является кимоно и пояс. Что обозначает в японском единоборстве дзюдо кимоно и каким образом производится классификация цветных поясов, узнаем в этом материале.

Кимоно

До 1905 года все дзюдоисты занимались в традиционном японском одеянии – кимоно (куртка), дзюбон (штаны) и оби (пояс). И лишь в 1906 году основатель дзюдо Дзигоро Кано презентовал универсальный костюм для занятия дзюдо – дзюдогу.

Дзюдога(и) – это разновидность японского костюма с кимоно, предназначенная для занятий дзюдо. В этом костюме значительно удлинен рукав крутки и удлинены брючины, а также увеличена плотность пошивочной ткани.

Цвет костюма обычно белый. Также допускается синий цвет кимоно, что значительно облегчает работу судий на соревнованиях, когда оба соперника выступают в кимоно разных цветов. Синие кимоно более практичны, так как не так быстро пачкаются, белые кимоно выглядят торжественнее и наряднее, но стираются в три-четыре раза чаще своих синий собратьев.

Кимоно для занятий дзюдо дзюдоги шьётся из плотной хлопковой ткани, так как дзюдо единоборство бросковое, и костюм должен выдерживать значительные рывки, броски и другие нагрузки. Для соревнований и тренировок используются костюмы с разной плотностью ткани (на соревнования более плотная, на тренировках - менее). На соревнованиях используются еще более уплотненные кимоно (с плотностью до 1000 гр/м2 и более), что значительно затрудняет «работу» соперника на татами.

Детские кимоно, дабы облегчить тренировку и не усложнять процесс изучения дзюдо, шьются из более легкой ткани (плотность около 200 гр/м2).

Традиционно на тренировках в кимоно на ноги не одевается обувь. Спортсмены занимаются только босиком.

Каждый дзюдоист ухаживает за своим кимоно, как за частичкой самого себя, чтит традиции его хранения. Кимоно стирается не меньше раза в неделю, всегда должно быть наглажено и опрятно, сложено в определенном виде с определенным ритуалом.

Традиционный способ складывания дзюдоги:

  1. Разложить и расправить куртку.
  2. Сложить брюки и положить их поверх сложенной куртки выровняв пояс брюк по уровню воротника куртки.
  3. Сложить штанины брюк по длине куртки.
  4. Сложить куртку по вертикали на линии брюк слева.
  5. Сложить рукав по вертикали на линии брюк справа.
  6. Сложить правую часть куртки аналогичным п. 4 образом.
  7. Сложить правый рукав куртки аналогичным п. 5 образом.
  8. Сложить куртку по горизонтали по двум линиям выше и ниже уровня пояса как показано на рисунке.
  9. Сложить пояс и положить его на середину сложенной куртки.
  10. Сложить куртку по горизонтали вокруг пояса.

(«рецепт» из википедии)

Внешний вид ученика на тренировке – это дань канонам и традициям старинного японского единоборства, а также акт проявления уважения к своему учителю, сотоварищам и залу, в котором тренируешься.

Пояса и ранги

В восточном единоборстве дзюдо принята единая система ранжирования по поясам, определяющая степень мастерства спортсмена. Современна система насчитывает 10 рангов. Введена она также своим основателем Дзигоро Кано.

В начале учитель Дзигоро разделил своих учеников на две группы – аттестованные и не аттестованные на степень в дзюдо, «юданся» и «муданся» соответственно. Такая классификация была принята в 1883 году, а первые сертификаты, подтверждающие степень были выпущены 11 годами позже, в 1894 году.

С учётом того, что ранее система ранжирования единоборцев была весьма сложной (разные школы, разные классификации, сложность получения доступа к информации об ученике той или иной школы, рукописная сертификация и так далее), Дзигоро Кано придумал более удобную и эффективную систему определения мастерства владения искусством дзюдо – различие по цветам поясов, расцветок которых было 10. Откуда взялась именно такая градация цветов, остается загадкой и по сей день.

Ранги и цвета поясов в дзюдо:

Первая ступень – достоинство и невинность, ученик, чистый лист бумаги, готовый к открытиям, награждается белым поясом и получает 6й кю.

Вторая ступень – пояс жёлтого цвета, 5й кю мастерства.

Третья ступень – оранжевый пояс, 4й кю.

Четвертая ступень – зелёный пояс, 3й кю.

Пятая ступень – синий пояс, 2й кю.

Шестая ступень – коричневый пояс, 1й кю.

Седьмая ступень – чёрный пояс, 1-5й даны. С чёрным поясом ученик становится мастером. Но в дзюдо с чёрного пояса только начинается его путь в качестве мастера, и ему предстоит познать еще много вершин.

Восьмая ступень – красно-белый пояс, 6-8й даны. Красный и белый традиционные цвета Японии. Они обозначают Инь и Янь, гармонию двух противоположностей.

Девятая ступень – красный пояс, 9-10й даны.

Десятая ступень – считается, что дзюдоист, достигший наивысшей ступени мастерства, завершает полный круг философии дзюдо и вновь начинает познание себя с чистого листа, соответственно возвращается к белому поясу. Но, история не знает имён таких мастеров, кроме самого учителя и основоположника дзюдо Дзигоро Кано, который в конце своего жизненного пути повязал на своё кимоно пояс белого цвета.

Одна из теорий происхождения градации расцветок поясов говорит о том, что постепенно с тренировками белый пояс темнеет от пота (становится жёлтым, а потом оранжевым), после - становится зелёным от тренировок на природе, впитывая цвет травы и листьев, затем синеет, после многочисленных тренировок и спаррингов пояс окрашивается в цвет грязи, пота и крови, пока не становится полностью чёрным. А уже потом, по прошествии десятилетий, стирается полностью поверхность пояса, и вновь становится белой, когда хозяин оби (пояса) достигает конечного этапа просвещения и познаёт философию дзюдо от макушки до кончиков пальцев.

В отличии от кимоно, пояс стирать не принято! Постепенное загрязнение пояса отображает труд души и тела, проделанные на тренировках.

Пояс для дзюдоиста – катана самурая.

Фактически, тренировки ученика дзюдоиста начинаются с умения правильно завязывать свой пояс. Существуют несколько вариантов завязки, каждый спортсмен выбирает свою любимую. Но все варианты завязки пояса объединяют определенные каноны:

  • - узел пояса обязательно должен быть плоским;
  • - концы пояса должны симметрично расходиться от узла;
  • - концы пояса должны быть одинаковой длины (около 20 сантиметров). Сила и дух воина должны быть едины и неделимы, именно это отображает равенство концов пояса.



Каждый дзюдоист носит пояс, который положено ему по рангу, и ни в коем случае не имеет права надевать пояс другого цвета, не заслужив его. Это кодекс чести дзюдоиста, который чтится уже столетиями существования японского единоборства дзюдо.

Посвятив свое время занятиям дзюдо, вы действительно приобретаете нечто большее, чем просто знания техники и владение искусством борьбы и самозащиты. Занимаясь дзюдо, вы открываете перед собой древний и современный мир, которые соединяются между собой в одну единую гармонию внутри вас.

Джеронимо. С нами за знаниями!

В дзюдо, как и в некоторых других восточных единоборствах, дзюдоистам, в зависимости от их квалификации, присваиваются степени. Для подтверждения степени дзюдоистов используют пояса различных цветов.



Так, существуют две основные степени: ученическая (кю) и мастерская (дан). В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю ) или мастерская (дан ) степень.



Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень — 6-й кю. Самый старший — 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.


Степеней дан в дзюдо 10, самый младший — 1-й дан, самый старший — 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.

История поясов дзюдо

Интересна история и философия поясов в дзюдо. Так, для первоначальных степеней дзюдо выбран белый пояс. Этот выбор сделан не просто так, а на основании того, что в Японии белый цвет - это символ чистоты, достоинства и невинности. Кстати, интересен и тот факт, что Дзигоро Кано считал, что если дзюдоист достиг в своем мастерстве всех вершин, то он как бы превосходит понятие "цвет пояса" и снова получает белый цвет. Таким образом, дзюдоист проходит полный круг, возвращаясь к началу. Правда, для отличия мастера от ученика, его белый пояс должен быть в два раза шире. Но это не важно, потому что носил такой пояс всего один человек, сам Дзигоро Кано, признанный мастером 12 уровня дана.

Черный цвет пояса был взять из японской высшей школы спорта, в которой мастера от новичка отличала черная лента на голове. Красно-белый цвет появился из истории Японии. Так, во время конфликта двух кланов, один из кланов использовал белый цвет, а другой клан - красный цвет. Бытует также мнение, что красно-белый цвет - это гармония двух противоположностей.

Пояса в Кодокане

В институте дзюдо Кодокан для определения степени дзюдоиста используют всего 5 цветов поясов. Белый пояс означает, что у дзюдоиста с 6 по 4 уровень кю. Коричневый - с 3 по 1 степень кю. Черный - с 1 по 5 уровень дан, красно-белый с 6 по 8 уровень дан. Самые высокие уровни мастерства - 9 и 10 дан, обозначаются красным поясом.

Пояса в Европе, Канаде и Австралии


В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Всего в Кодокан дзюдо есть 6 кю, самый младший уровень— 6-й кю. Самый старший— 1-й кю; для детей в некоторых федерациях дзюдо принято большее количество степеней кю.

Степеней дан в дзюдо 10, самый младший— 1-й дан, самый старший— 10-й дан.

Каждой степени соответствует свой цвет пояса. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо.Таким образом, в Европе, Канаде, Австралии гораздо проще по цвету пояса определить конкретный уровень дзюдоиста, чем в Японии.

Для спортсменов высших мастерских степеней также используются пояса красно-белого (6-й…8-й даны) и красного (9-й…10-й даны, присуждаются за развитие дзюдо) цветов. Для спортсменов высших данов этикетом дзюдо допускается вместо красно-белого или красного поясов повязывать во время тренировок пояс чёрного цвета.


Цвета поясов дзюдо в Австралии, Европе и Канаде

Человек, решивший выйти на татами, непременно должен знать, как завязать пояс на кимоно для дзюдо.

При всей кажущейся простоте процесса это на самом деле настоящее искусство.

Давайте разбираться, какие здесь имеются секреты, и что необходимо делать, чтобы ими овладеть.

А для начала обратимся к истории возникновения .

Историческая справка

Дзигоро Кано

Этот вид борьбы возник в Японии в конце XIX века на основе приемов нескольких школ .

Технику боевого искусства придумал мастер восточных единоборств Дзигоро Кано.

Основным отличием дзюдо от джиу-джитсу стало наличие гуманистических начал и стремление к неуклонному самосовершенствованию спортсмена.

Для новичка с белым поясом главная задача – научиться складывать борцовский халат и правильно завязывать пояс.

Только после усвоения подобного навыка человек допускается к полноценным тренировкам.

Важно знать: в Японии свято чтут древние правила, ритуалы и этикет, в том числе и традиции, связанные с облачением дзюдоиста. Основной одеждой, тренировочным костюмом борца является кимоно, а его пояс (называемый оби) служит не только аксессуаром, приводящим костюм в порядок, но и информатором статуса, спортивных достижений хозяина.

После года упорного труда ученика допускают к экзамену на следующий по цвету пояс – желтый. Нужно немало преодолеть препятствий, чтобы добиться получения пояса черного цвета.

Как завязывают оби

Есть несколько способов завязывания пояса на кимоно. Опишем наиболее распространенные из них и доступные для восприятия.

Способ №1

  1. Берем пояс за середину и растягиваем его поперек живота на уровне талии.
  2. Оборачиваем вокруг туловища так, чтобы после оборота полоска находилась на спине и животе, а концы удерживались руками по бокам.
  3. Отводим левый конец пояса вниз, а находящийся сверху правый пропускаем снизу так, чтобы получилась не затянутая петля.
  4. Левый нижний конец отпускаем для контакта с концом петли, а сформировавший ее правый кончик продеваем сверху внутрь получившегося отверстия (при этом он лежит параллельно левому, занявшему уже внутри петли правую позицию).
  5. Далее кончик в крайней левой стороне продеваем снизу вверх в петлю, образованную сверху правым концом.
  6. Затягиваем узел, имеющий форму галстучного, только затянутого сбоку.

Это интересно: в любой борьбе японского происхождения много символичного. Так пояс кимоно содержит в себе следующий смысл: левый конец означает символ духа, правый – символизирует физическое развитие индивидуума. В целом завязанный оби представляет собой гармонию, целостность и внутреннюю силу. Главное не упустить из виду то, чтобы оба конца завязанного пояса были одинаковыми по длине. Это создает гармонию духа и тела борца по законам бытия и отдельно взятого дзюдо.

Способ №2

Пояс можно завязать на еще один крепкий узел, да так, что его будет нелегко развязать во время поединка, но просто по его завершению. Вот порядок действий:

В восточных единоборствах закрепилось положение, согласно которому необходимо применять пояса шириной 4-6 сантиметров и длиной 2-3 метра. Такой длины вполне достаточно, чтобы обернуть дважды талию не только подростка или юноши, но и взрослого мужчины.

Важно, чтобы после затягивания узла на поясе по обеим сторонам свешивались концы по 20-30 сантиметров. Для наглядного восприятия рекомендуется посмотреть соответствующее теме видео:

Система ранжирования по поясам была введена основателем дзюдо Дзигоро Кано. До этого большинство традиционных Японских боевых искусств использовали сложную систему градации, которая не имела единства и общего порядка. Обычно ранги подтверждались рукописными сертификатами учителя или основателя. Часто высокие степени подтверждались свитками, имевшими иллюстрации технических приемов, наставлениями и секретами основателей школ, что помогало сохранять высокую технику. Зачастую эти документы были записаны специфическим языком, бессмысленным для непосвященных. Из-за закрытости боевых искусств и их инструкторов не было путей для сравнения и оценки профессионального уровня учеников разных школ.

Так как в молодости Дзигоро Кано изучал основы дзю-дзюцу в разных школах, ему были знакомы секреты этих школ.

На основе сравнения систем оценки школ дзю-дзюцу Кано создал для дзюдо систему ранжирования из 10 рангов со сравнительно короткими интервалами между ними, чтобы мотивировать учеников для занятий. В 1883 году он разделил учеников на две группы – аттестованные на степень («юданся» - «тот, у кого есть дан») и не аттестованные («муданся» - «тот, у кого нет дана»). Сертификаты на степени стали выпускаться в 1894 году. Черные пояса не являлись символом обладания степенью (даном) вплоть до 1886 года. И сами пояса были не такими, какие носят сегодня. Поскольку тогда Кано еще не изобрел специальной формы для занятий, ученики тренировались в традиционной японской одежде – кимоно, подпоясываясь широкими белыми поясами. В 1906 году Кано представил новую форму для дзюдо, и пояса, которые были только белыми и черными.

Постепенно для различия ступеней (кю) стали использоваться цветные пояса. Обычно в Японии белые пояса носят все обладатели ступеней (кю) и некоторые школы используют коричневые пояса для обозначения более высоких ступеней. Синие, желтые, оранжевые, зеленые, фиолетовые пояса использовались для обозначения промежуточных ступеней в Европе и были заимствованы США в начале 1950-х годов. Цвета поясов дзюдо в Австралии, Европе и Канаде

По традиции черные пояса носили обладатели технических данов с первого (сёдан) до пятого (годан). Пояс из красно-белых чередующихся полос носили награжденные за особые заслуги в дзюдо обладатели данов от шестого (рокудан) до восьмого (хатидан). Яркий красный пояс использовали обладатели девятых (кюдан) и десятых (дзюдан) данов.

Начало цветных поясов, а также значение конкретных цветов окутано тайной и может быть навсегда потеряно в истории. Дзигоро Кано, создавший свою систему цвета поясов не оставил никаких документальных подтверждений, почему он использовал тот или иной цвет. Он верил, что если кто-то достиг бы уровня выше 10 дана, то превзошел такое понятие как «цвет пояса» и следовательно возвращался бы к белому цвету, завершая таким образом полный круг дзюдо, как круг жизни (под конец жизни Дзигоро Кано так и поступил, надев белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства).

Белый цвет пояса был выбран, как первоначальный потому, что в Японии люди считали этот цвет символом чистоты, святости с древних времен. Следовательно, это символизирует невинность и достоинство начинающих.

Возможно, цвета были заимствованы из истории древней Японии, когда система рангов выстраивалась при помощи разноцветных головных уборов, что и повлияло на решение Кано применить её к поясам.

Что касается черного пояса, то существует мнение о том, что Кано выбрал его для обозначения высокого ранга, позаимствовав это у спорта японской высшей школы. Там на соревнованиях по плаванию подготовленным участникам повязывали вокруг талии черную ленту для того, чтобы отличить их от начинающих.

Что касается выбора красно-белого пояса, то это идет из традиции японцев делить группы на красные и белые стороны. Эта традиция идет из войны, которая была конфликтом между двумя конкурирующими кланами, один из которых использовал на поле боя для отличия от врагов белые флаги, другой клан красные.

Возможно, что чередование красных и белых полос на поясе в дзюдо символизирует гармонию двух противоположностей Инь и Ян, согласно древней Книге Перемен.

О других цветах поясов есть несколько теорий.

По одной версии цвет пояса менялся по принципу, позволявшему использовать более темную краску для окрашивания: желтую, оранжевую, зеленую, синюю, коричневую и черную, что делало технологию окраски более практичной.

По другой теории человек, который начинал практиковать боевое искусство получал пояс для того, чтобы завязывать униформу во время занятий. После многих месяцев изнурительных тренировок белый пояс желтел от пота занимающегося. При занятиях на природе он принимал цвет травы и листьев при отработке техники, который после многолетних занятий становился синим, а после многочисленных спаррингов с противником приобретал красный или коричневый цвет от пятен крови. С годами он продолжал темнеть и превращался в черный цвет. Через десятилетия тренировок поверхность пояса истиралась настолько, что он вновь становился все более белым, обнажая внутреннюю структуру пояса. Это означало, что занимающийся прошел полный круг и достигал конечного этапа просвещения.

До этого в Якутии еще не было специалистов, которые имеют официальное разрешение на присвоение квалификационных степеней по кю. Теперь у наших дзюдоистов появилась возможность, никуда не выезжая, сдать экзамен и с гордостью носить цветной пояс.

Первым специалистом, который имеет все полномочия, является Дамдиндорж Гомбодорж.

О самом семинаре и присвоении четвертого дана рассказывает старший тренер клуба дзюдо «Сакура» при УОР им.Р.М.Дмитриева Дамдиндорж Гомбодорж.

- Кю – это обозначение уровня достижений знаний и умений дзюдоиста. Так, в российском дзюдо есть пять видов кю. Из них теперь я имею право присваивать три ученические степени. Так, обладатель степени 5 кю может носить желтый пояс, 4 кю – оранжевый, а 3 кю – зеленый. Для этого спортсмен на аттестации должен продемонстрировать восемь приёмов в стойке и пять приёмов в партере для каждой группы кю.

Еще одной важной частью внедрения системы аттестации на кю стало то, что если мы будем проходить официальную аттестацию по линии федерации дзюдо России, то это даст право нашим спортсменам от 11 до 15 лет участвовать во всех официальных соревнованиях, проводимых под эгидой федерации дзюдо России.

Помню, были случаи, когда тренеры самостоятельно назначали пояса, а это дает право выступить только на территории республики. За ее пределами это считается недействительным. Чтобы в будущем не было недоразумений, нужно официально наладить всю систему. Поэтому, не теряя времени, в начале июня планирую собрать тренеров, чтобы они прошли обучающий семинар, затем подготовили своих воспитанников на аттестацию. И в середине июня проведём экзамен на сдачу пятого кю. После аттестации соберем все необходимые документы, отправим в центральную аттестационную комиссию ФДР и будем ждать именные сертификаты на кю.

А теперь перейдем к самому семинару. В отборе основное требование – чтобы у претендентов на звание эксперта ФДР был российский дан. А у меня второй дан, выданный домом дзюдо Кодокан. В России он приравнивается к четвертому, учитывая значимость и место его получения, аттестационная комиссия вне очереди присвоила мне четвертый дан.

Занятия прошли под руководством председателя аттестационной комиссии Федерации дзюдо России Вячеслава Синельникова (6-й дан, Россия) и экспертов дзюдо Сергея Бондарева (4-й дан, Россия), Дмитрия Юнга (4-й дан, Россия). В группе нас было более 30 специалистов из регионов России. В течение дня мы осваивали технику по трем степеням кю, в сумме это выходило 24 приема. Весь день отрабатывали приемы и запоминали, как на японском языке звучит тот или иной прием. Когда выходили сдавать экзамен, эксперты в любой последовательности называли прием, а мы должны были без единой ошибки продемонстрировать свое умение.

© 2024 Спорт и жизнь