Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как начать ходить после инсульта. Как научиться ходить после инсульта

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Кубанский государственный медицинский университет (КубГМУ, КубГМА, КубГМИ)

Уровень образования - Специалист

Дополнительное образование:

«Кардиология», «Курс по магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы»

НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова

«Курс по функциональной диагностике»

НЦССХ им. А. Н. Бакулева

«Курс по клинической фармакологии»

Российская медицинская академия последипломного образования

«Экстренная кардиология»

Кантональный госпиталь Женевы, Женева (Швейцария)

«Курс по терапии»

Российского государственного медицинского института Росздрава

Двигательные расстройства – наиболее частые осложнения инсульта. Они наблюдаются более чем у 80% больных. Из них полностью восстанавливается лишь 20%. Эффективность реабилитации зависит от своевременности медицинской помощи в начале инсульта, а также от того, как рано началось восстановительное лечение. Самым результативным оно будет первые полгода после инсульта и завершения интенсивной терапии.

Почему нарушается ходьба?

Во время ишемического инсульта без питания остаются участки мозга, отвечающие за двигательные функции. Это участки пирамидной системы, с помощью которой человек совершает сознательные (произвольные) движения. В зависимости от места ишемии и степени поражения развивается полный паралич или парез определенных мышц.

Специальные клетки мозга генерируют импульсы на начало движения, которые проводятся к мышцам с помощью сложной системы нейронов. Когда часть из них выключается из процесса, мышца не получает команды «сверху» и остается неподвижной. При этом в «картотеке» низшей моторной системы хранятся все возможные двигательные программы.

Задача двигательной реабилитации — восстановить утраченные связи между головным мозгом и мышцами, помочь организму «вспомнить» нужные двигательные программы и вернуть мозгу способность управлять ими.

С его начать восстановление?

Первое, что делается после инсульта для предотвращения потери движения в суставах и сухожилиях – это лечение положением. Для этого ногу фиксируют в выпрямленном положении с небольшим разворотом внутрь и упором ступни в спинку кровати. Фиксация проводится в течение 1,5 – 2 часов.

Пассивные упражнения

Восстановление ходьбы после инсульта начинается с тренировки отдельных мышц и суставов. Обычно при инсульте поражается участок одного полушария мозга. В этом случае говорят о гемипарезе или гемипараличе – одностороннем нарушении двигательных функций. Восстановление движений в больной ноге начинается с пассивных упражнений.

Их выполняет специалист ЛФК, постепенно включая в процесс самого пациента, то есть, понемногу переводя пассивные движения в активные (управляемые). Комплекс упражнений включает:

  • сгибание, разгибание и вращение стоп;
  • сгибание и разгибание колена;
  • сгибание, разгибание и отведение в тазобедренном суставе.

Если пациент хорошо понимает, что от него требуется, нужно вовлекать в процесс его сознание. Он должен научиться посылать импульс неподвижной мышце. Для этого упражнение проделывается самостоятельно здоровой ногой, а затем движение мысленно переносится на больную ногу. Использование мышечной памяти — едва ли не самая важная составляющая всего процесса реабилитации.

Перевод движений в активную фазу

Мысленный посыл не должен укладываться только в отведенное для гимнастики время. Человек, стремящийся к быстрейшему выздоровлению и обретению утраченных навыков, должен заниматься тренировкой на протяжении всего дня с небольшими перерывами на еду, туалет, процедуры и сон.

По мере того, как мышце возвращается сила благодаря пассивным упражнениям, больного нужно стимулировать к самостоятельным движениям. Помощник задает амплитуду движения, а совершать его должен сам пациент. Движение должно быть медленным и выполняться по частям.

Ходьба после инсульта восстанавливается с помощью следующих упражнений:

  1. Сгибание и разгибание ног в коленях. При этом стопы скользят по постели. Выполняется поочередно больной и здоровой ногой.
  2. Перекладывание ног. Ноги согнуты в коленях, стопы уперты в постель. Здоровую ногу нужно перекинуть через больную, а затем наоборот.
  3. Похожее упражнение, только одну ногу нужно положить на колено, отведя ее в сторону, затем повторить упражнение второй ногой.
  4. Упражнение «велосипед».
  5. Повороты стоп. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на постели. Разворот стоп наружу и внутрь.
  6. Лежа с выпрямленными ногами поочередно проводить пяткой одной ноги по передней части голени другой.
  7. Поднимание и отведение ног стороны.
  8. Подъем таза, лежа с согнутыми коленями.
  9. Лежа на животе, сгибать и разгибать ноги в коленях.
  10. Лежа на боку поднимать ногу.
  11. Повороты на бок (восстанавливает навык переворачивания в постели). Лежа на спине опустить в сторону сначала согнутые колени, затем завершить поворот туловищем.

Все упражнения начинаются со здоровой ноги. Не стоит сразу задавать много подходов к выполнению одного упражнения. Количество повторений зависит от состояния больного и наращивается с большой осторожностью.

Перевод в положение сидя

Большим достижением считается способность пациента самостоятельно сидеть на постели, а главное – удерживать это положение. Переводить его в вертикальное положение нужно постепенно и осторожно во избежание головокружения и повышения давления.

После освоения навыка переворачивания лежащего на боку больного нужно медленно усадить – ноги опускаются с постели, здоровая рука отталкивается от нее. Его стопы должны быть уперты в пол и слегка расставлены, корпус немного наклонен вперед для сохранения равновесия.

Вставание

Следующий этап – вставание. Для тренировки используется несколько упражнений:

  • приподнимание на постели – сначала с помощью инструктора, затем — постепенный переход на самостоятельное приподнимание;
  • движение вдоль края кровати от спинки к спинке – переставляя ноги на полу и пересаживая пациента подальше от точки опоры ног, чтобы он подтягивал их самостоятельно.

После длительных тренировок мышцы и сознание больного уже готовы к вставанию и удержанию тела в вертикальном положении. Важно обеспечить ему безопасность, так как падение может напугать и заставить пациента надолго отказаться от следующей попытки. Вставание должно происходить при наличии дополнительной опоры и помощи постороннего человека. Тренировки сопровождаются пояснениями, как правильно выполняются те или иные движения. Больной будет мысленно вспоминать их, стимулируя мозг к посылу импульсов.

Прежде чем пациент сделает первые шаги, навыки стояния закрепляются упражнениями:

  1. Топтание – перенос центра тяжести с одной ноги на другую, как будто человек переминается с ноги на ногу. Сначала упражнение выполняется без отрыва стоп от пола, затем их нужно немного приподнимать.
  2. Перекатывание с носки на пятку.
  3. Перешагивание через препятствие – сначала это может быть карандаш, затем высоту увеличивают. При выполнении колено должно высоко подниматься. Шаги делаются вперед и назад.
  4. Отведение ног назад (нога ставится на носок).

Восстановление ходьбы

Помощник помогает своему подопечному, поддерживая его со здоровой стороны. Он как бы делает толчковое движение, побуждая пациента переставить больную ногу, а затем и опереться на нее.

Если одному трудно справиться с обучением ходьбе постинсульного больного, понадобится помощь еще одного человека, чтобы он переставлял больную ногу пациента. Так бывает, когда больной не совсем адекватен или имеет большой вес.

Ежедневную тренировку ходьбы хорошо чередовать с упражнениями на ковре:

  • переворачиваниями с боку на бок;
  • перекатыванием с одного края ковра на другой;
  • подъемами головы;
  • вставание на четвереньки и передвижение в таком положении;
  • ползание по-пластунски.

Для этих упражнений инструктору также понадобится помощник.

Массаж для восстановления ходьбы

Трудно переоценить роль массажа для восстановления всех функций организма после инсульта. Особенно это касается двигательных повреждений. Опытный массажист не применяет определенных строго ограниченных методик. Он всегда исходит их состояния больного и находит опытным путем индивидуальный способ массажа.

Массажу подвергается не только парализованная нога или рука. Массируется вся поврежденная сторона тела, начиная от волосистой части головы, заканчивая пальцами ног. Процедура эффективно восстанавливает кровообращение в онемевшей коже и мышцах, а также чувствительность нервных окончаний. Курсы массажа начинаются с 3 – 4 дня после инсульта и должны продолжаться в течение ближайшего года и даже двух лет. Обычный ручной массаж с успехом дополнят гидромассаж и подводный душ.

Как обеспечить безопасность при восстановлении ходьбы?

Падение после инсульта чревато получением травмы. Чаще всего такие больные ломают бедро больной ноги. Причины могут крыться не только в недостаточной устойчивости больного, но и в несовершенстве окружающей среды. Это может быть скользкий пол, слишком длинный ворс у ковров, плохо установленные поручни в ванной комнате и туалете и просто недостаточный присмотр за больным человеком.

На начальном этапе, когда больной чувствует себя не очень уверенно помогут специальные приспособления – трех- или четырехопорный костыль, ходунки. Во избежание обратного прогибания коленного сустава используются ортез, фиксирующий колено в нужном положении.

Обычно вспомогательные средства прописывает лечащий врач. Он же определит сроки отказа от них. Некоторые приспособления целесообразно использовать постоянно, например, поручни в ванной комнате.

Сколько времени займет восстановление?

Возможность реабилитации ходьбы после инсульта и время восстановления зависят от многих факторов – начальной тяжести двигательного дефекта (например, паралич в острой стадии инсульта), повышенной спазмированности мышц или напротив их гипотрофии, сопутствующих мышечно-суставных расстройств.

Значительно тормозит восстановление нарушение когнитивных функций, снижение психической активности, потеря интереса к жизни и депрессивные состояния. И наоборот, своевременно начатый и регулярно проводимый комплекс реабилитационных мероприятий значительно ускоряет восстановление утраченных функций. Конкретные сроки восстановительного периода индивидуальны.

Почему ходьба важна для общего восстановления после инсульта?

Вновь обретая способность самостоятельно ходить, человек готов к дальнейшей социальной реабилитации. Далее проводится постепенное восстановление способности самообслуживания, а затем и бытовых навыков.

Восстановление движения дает толчок к восстановлению и других функций организма. Успехи, которые делает пациент и которые должны обязательно подчеркиваться людьми, окружающими «инсультника», способствуют восстановлению психо-эмоционального состояния. А это в свою очередь дает стимул к волевым усилиям, без которых полноценная реабилитация просто невозможна.

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять — терапию перед выполнением упражнений.

Как восстановить ходьбу после инсульта.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии : во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава с шарнирами, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели). 1 — Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы — на постели. 1 — Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 — Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 — Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для «больной» ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 — 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Поднимаем ногу лежа на боку. Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 — Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати . Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте , высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя, ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок, палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав — вниз).

23). Упражнения для ног сидя на стуле. В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед — назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда «больная» нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант, если у вас имеются необходимые условия для таких занятий. Требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка:
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет и навыков самообслуживания.

Данные неврологической практики показывают, что возраст пациентов, столкнувшихся с инсультом, изменился – в зоне риска сегодня оказываются люди от 40 до 55 лет, а также пациенты более зрелого и пожилого возраста. После 55-60 лет вероятность нарушений в кровообращении головного мозга резко увеличивается.

Последствия инсульта (инфаркта головного мозга) выявляются сразу и обнаруживаются спустя некоторое время. Среди них – потеря речи и зрения, логического мышления и памяти, двигательные нарушения различной степени вплоть до полного паралича.

Научиться ходить после инсульта – одна из важнейших задач в реабилитации пострадавшего пациента. Несмотря на явную сложность осознанного движения, оно необходимо, поскольку способствует нормализации работы головного мозга, согласованности движений, возобновлению моторики.

Ходьбе должны предшествовать восстановительный массаж, физические упражнения, выполняемые под руководством медицинского работника. Когда элементарные упражнения, а также умение сидеть стали возможны для пациента, необходимо переходить к восстановлению ходьбы и походки.

Первые шаги – технология правильного движения

После инсульта резко увеличивается тонус мышц конечностей, ноги и руки перестают слушаться, их движения становятся несогласованными. Мышечный тонус больной конечности изменяет ее положение, вследствие чего походка становится кособокой – коленные суставы оказываются чрезмерно расслабленными, стопа отвисает.

При движении такая нога совершает не прямое движение от пятки к носку с дальнейшим переступанием на пятку, а идет по полукругу с опорой на носок. Это вызывает замедление шага, больная нога цепляется за пол и весь процесс передвижения становится травматичным.

Научиться правильно ступать на ногу, отрабатывать нужное положение стопы – это обязательные условия для начала ходьбы. Сам больной или его помощник должен следить, чтобы:

  • с первого шага, при первом соприкосновении с полом стопа опиралась на пятку, а не на носок;
  • стопа двигалась прямо, а не описывала полукруг;
  • колено сгибалось в момент перед тем, как стопа становится на пятку.

На этом этапе очень важно желание больного восстановить ходьбу и даже лежа в кровати ему важно представлять себя ходящим прямо, с правильной постановкой стоп. Это поможет ему в непосредственном обучении ходьбе.

Физическая и моральная поддержка

Существуют различные восстановительные тренажеры и помощники для обучения вертикализации и передвижению после инсульта. В условиях стационара это могут быть специальные технические приспособления, в домашних условиях доктора рекомендуют коленоупоры (на начальном этапе) и ходунки, которые позволяют пациенту не только сделать первые шаги, но и возвратить ходьбу как привычный навык.

Ходунки – основное и наиболее простое в освоении средство для передвижения людей, страдающих нарушениями ходьбы. Их подбор осуществляется исходя из индивидуальных особенностей больного. Ходунки бывают:


Инсультным больным следует обратить внимание на безколесные варианты, поскольку они в большей степени помогают координировать движения, более устойчивы.

На первых тренировках с ходунками обязательна страховка помощника, который не только поддерживает больного, но и контролирует правильное положение стопы, ее прямое движение, а также сгибание тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. Помощник должен найти удобное положение, при котором бы осуществлялась необходимая поддержка, была возможность легкого подталкивания бедра пациента, возможность коррекции косого шага.

Кроме того, на этом этапе очень важна моральная поддержка больного – это приблизит успешность восстановления ходьбы.

Как восстановить движение при помощи скандинавской ходьбы?

Восстановление ходьбы и походки после инсульта – это процесс, занимающий довольно длительный период времени. Пациентам, научившимся ходить с ходунками, часто сложно перейти к обычной ходьбе, так как они по-прежнему нуждаются в опоре. Доктора рекомендуют в этом случае скандинавскую ходьбу.

Скандинавская ходьба – это вид передвижения, при котором ходящий опирается на специальные палки, создавая телу дополнительные точки опоры. Лыжники, не имеющие возможности тренироваться летом, используют этот вид спорта, чтобы не потерять активность всех задействованных в лыжном беге групп мышц.

Популярность скандинавской ходьбы в реабилитационной медицине возрастает – к ней обращаются, когда необходима опора для передвижения, а также в случае, если восстановление происходит тяжело, пациент не был физически активен до болезни.

Для людей, перенесших инсульт, скандинавская ходьба – настоящая находка:


Скандинавская ходьба сегодня активно применяется как одна из форм лечебной физкультуры, ее влияние на постинсультных больных пристально изучается.

Доказано, что период полной или частичной неподвижности после инсульта существенно сокращается при регулярных занятиях скандинавской ходьбой.

Здесь важно соблюдать принцип поступательности – от периода привыкания к палкам, на которые пациент опирается, нескольких обучающих шагов, до уверенного передвижения на расстояние.

Более того, регулярные занятия скандинавской ходьбой рассматривают сегодня как способ профилактики первичного и повторного инсультов.

Срок реабилитации после инсульта индивидуален, но основной прогресс двигательной активности происходит в первые 3-4 месяца после удара. Именно поэтому двигательную активность, умение и желание ходить нужно постоянно подкреплять.

Помощь и забота близких людей, положительный эмоциональный фон с одной стороны и технические приспособления в виде ходунков, палок, регулярной ходьбы с опорой, с другой стороны, способны «поднять на ноги» даже пожилого человека. Упорный тяжелый труд по восстановлению ходьбы и походки обернется радостью заново открываемых возможностей.

10653 0

Цель тренировки ходьбы

. целью данных упражнений является восстановление утраченных автоматических навыков ходьбы. Для обретения истинной независимости при движении ходьба должна стать эффективной, безопасной и адаптируемой. Вы должны научить пациента ходить по разным типам местности, в окружении других людей, видеть и обходить препятствия. При ходьбе он должен держать голову поднятой и смотреть вперед, а не вниз на землю;

Очень важно научить пациента удерживать равновесие в исходном положении, прежде чем начинать движение. Если он будет бояться, что потеряет равновесие, он не сможет двигаться, поскольку его будет сковывать страх. Чувство равновесия вырабатывается, когда пациент старается удерживать свое положение в условиях легкого противодействия, которое оказывает ассистент (см. раздел «Давление руками»);

Помните, что вы должны всегда быть рядом с пациентом (со стороны поражения) и оказывать ему необходимую помощь.

Приведенный ниже рис. 60 иллюстрирует фазы движения ноги при ходьбе в норме.


Рис. 60. Фазы движения ноги при ходьбе в норме


У людей, перенесших инсульт, походка меняется. В случае тяжелого паралича или у тех, кто начал ходить без предварительной тренировки, обычно формируются следующие варианты походки:

Человек не может сгибать парализованную ногу в колене во время ходьбы. В результате этого его парализованная стопа цепляется за неровности и нога остается сзади, вместо того чтобы выдвинуться вперед.


. парализованная нога выносится пассивно вперед, используя ротацию туловища вокруг оси здоровой ноги. Нога остается прямой в колене и отводится наружу, чтобы помочь стопе оторваться от земли (рис. 60.1).

Походка такого человека становится неуклюжей. Каждый раз ему приходится прилагать значительные усилия, чтобы, описывая полуокружность, переносить парализованную ногу вперед. Эти значительные усилия будут только увеличивать мышечный тонус в парализованной ноге.



Рис. 60.1-61. Без предварительной тренировки у пациента непроизвольно вырабатывается особый тип походки


Другой вариант походки заключается в ходьбе боком.

Данный способ походки обычно используется людьми, которые своей здоровой рукой опираются на палочку (рис. 61).
Первой вперед выдвигается палочка. Затем к ней переносится здоровая нога. Парализованная нога подтягивается к здоровой ноге, но при этом располагается немного позади нее.

При своевременном вмешательстве и правильных тренировках этих проблем можно избежать.

Особое внимание в позиции стоя следует обратить на положение бедра, колена, голеностопного сустава и стопы:
. пациент должен научиться правильно стоять. Это означает, что вес его тела должен переноситься на пятку, причем вся стопа должна стоять на полу, а обе стопы располагаться параллельно. Если это необходимо, ассистент устанавливает стопу в нужном положении. Пятка не должна отрываться от пола. Вы можете помочь пациенту удерживать правильное положение, применяя давление руками по направлению от бедра к пятке (для этого нужно положить свои руки пациенту на бедра, а затем резко и сильно оказывать ими давление вниз).

Нога должна быть немного согнута в колене (чтобы избежать переразгибания).

Бедро должно быть выдвинуто вперед.

Движения парализованной ноги при ходьбе могут усилить «сгибательный спазм» в мышцах парализованной руки. Этого следует избегать. Следующая иллюстрация (рис.62) показывает неправильный способ поддержки пациента при ходьбе.


Рис.62. Обратите внимание на положение парализованной руки


Неправильный способ:
. руку пациента тянут вверх, поворачивая ее внутрь, при этом она согнута в локте.

Правильный способ:
. вы должны контролировать положение рук поддерживая ее на дистальном (кисть) и проксимальном (плечо) уровнях.

Само положение руки должно быть «восстанавливающим» (рука повернута наружу, выпрямлена в локте, кисть разогнута назад).

Встаньте поближе к пациенту, чтобы вы также могли следить за положением колена парализованной ноги.

А.П. Григоренко, Ж.Ю. Чефранова

В результате случившегося инсульта наблюдается ухудшение следующих функций:

  • Нарушение координации, ходьбы после инсульта, что мешает самостоятельно вставать на ноги из-за наличия спазма в конечностях.
  • Резкая смена настроения с положительных на отрицательные эмоции.
  • Нестабильность со стороны когнитивных функций.
  • Отсутствие связной речи.


Медикам иногда не под силу определить конкретные сроки окончания восстановительного периода. Ведь для каждого человека после инсульта нужна индивидуальная программа восстановления двигательных функций.

Оттого как скоро пациент научится ходить зависит от домашнего лечения. Особенно если родственники приобретают дорогостоящие тренажеры. Но это может позволить себе не каждый. Поэтому альтернативой становятся самодельные приспособления для тренировки двигательных функций ног и рук.

Чтобы появилась правильная ходьба важно раннее начало восстановления, но только после полного медикаментозного курса. Прежде научите пострадавшего самостоятельно сидеть в кровати, потом с нее подниматься. В первое время, больному такая задача будет казаться сложной, поэтому следите за ним, во избежание случайного падения на пол.


Позже пострадавший начнет держать равновесие тела увереннее, а во время ходьбы сможет самостоятельно удерживать правильное положение туловища. Основную роль при ходьбе играет умение выпрямлять и сгибать ноги, предплечье и кисть.

Для улучшения ходьбы пациенту после инсульта приобретите специальную трость с четырьмя опорами и ортопедическую обувь с небольшим каблуком и широкой подошвой. Желательно, чтобы у нее была застежка для фиксации голеностопного сустава. Старайтесь, чтобы больной выработал самостоятельность ходить без посторонней опоры.

Как выработать правильную походку


Чтобы пострадавший научился правильно ходить, нужна посторонняя помощь. Можно начать восстановление, прорисовав перед кроватью больного дорожку со следами. Обычно именно по такой методике учатся ходить в специализированных центрах для реабилитации двигательных функций после инсульта.

Во время занятий при выработке верной походки, чтобы восстановление шло более продуктивно, рекомендуется использовать фиксирующие стопу держатели. А чтобы колено не сгибалось, надевать наколенники, специально предназначенные для удержания ноги в вертикальном положении после инсульта.


Когда человек уже более-менее начал самостоятельно подниматься на ноги, для ускорения восстановительного периода предложите занятия на беговой дорожке. Желательно на тех моделях, что предназначены для больных инсульт – заболеваниями. В отличие от обычных тренировочных, они имеют поручни в виде перегородок с левой и правой стороны тренажера.

При занятиях, важно, не торопиться: есть риск выработать привыкания к некорректному формированию голеностопного сустава. После инсульта можно начать заниматься скандинавской ходьбой.

Нарушения при ходьбе


После инсульта у пациента врач наблюдает рассогласованность двигательных функций с одной стороны туловища. Ходьба становится менее корректной.

Со стороны это заметно по таким признакам:

  • Нехарактерная для здорового человека шаткая походка.
  • Больной не может сгибать пальцы на руках и полностью выпрямить ногу. В некоторых случаях полностью выпрямленная нога не сгибается, и пациент совершает полукруг больной стороной, правильно опираясь лишь на здоровую ногу.
  • Пострадавшему становится трудно встать на всю подошву ноги, поэтому он начинает ходить не с пятки, а с носка пораженной конечности.
  • Есть риск неожиданного падения пострадавшего из-за имеющейся низкой чувствительности и паралича.
  • Походка напоминает движение циркуля.

Быстрая реабилитация двигательной активности ног


Чтобы восстановление после инсульта проходило с успехом, продолжайте лечение в условиях стационара. Если состояние человека определяется как легкое ишемическое нарушение тока крови, то ходить пострадавший сможет спустя 3–4 недель.

Если пострадавший потерял сознание, но оно быстро вернулось, есть вероятность получения последствий во время инсульта средней степени. Тогда ходьба будет сохранена лишь на 50–60%.

Когда в период инсульта происходит спонтанное сильное кровоизлияния мозга, то помочь вряд ли возможно. Паралич ноги скорее останется на всю жизнь. Именно такая форма определяется, как очень тяжелая, несовместимая с нормальным существованием человека. Восстановление пациента затягивается на длительный период.

Применение беговой дорожки

Когда возникает инсульт, человек вынужден постоянно лежать в кровати, а вставать на ноги или совершать элементарные движения ему не под силу. Сможет ли больной ходить будет зависеть от применяемых лечебных методик.

Первое время для повышения чувствительности рекомендуется делать массаж и гимнастику пассивного характера. Потом врач может посоветовать заниматься на беговой реабилитационной дорожке.

От традиционного отличается следующими характеристиками:

  • Работа на очень низких скоростях, так как пациенты из-за случившейся болезни вначале не смогут ходить даже очень медленно.
  • На беговой дорожке пристроены длинные поручни.
  • Многоуровневая настройка скоростных функций.
  • Кнопка экстренной остановки.
  • Грузоподъемность не менее 110 кг, основывается тем, так как инсульт возникает не только при высоком давлении, но и при ожирении.
  • Высвечивания на дисплее беговой дорожки значения веса, пульса, израсходованных калорий и пройденного пути.

Если после нескольких занятий на беговой дорожке произошли некоторые улучшения парализованной ноги, увеличивать скорость не стоит. По рекомендации врача регулируйте скорость движения дорожки в зависимости от улучшений.

Использование тренажеров для разминки ног


Продолжить восстановление на тренажерах можно только после того, как человек будет уверенно стоять на поврежденной ноге. Не следует начинать движения, заранее не получив рекомендации от лечащего врача.

Если больной не знает как работать с тренажером - подскажите. Желательно, чтобы это делал врач – реабилитолог. Ведь только он знает, как правильно начинать и в течение какого времени продолжать тренировку.

Можно спровоцировать ухудшение работы ноги из-за чрезмерной перегрузки. Иногда по этой причине у пострадавшего во время интенсивной тренировки мышц нижних конечностей инсульт может случиться прямо на месте.

© 2024 Спорт и жизнь