Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Исследовательские проекты по физической культуре для старшеклассников. Темы исследовательских работ по физической культуре проект по физкультуре на тему

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа станицы Исправной»

Творческий проект

по физической культуре

«Футбол – игра во все времена»

Выполнил ученик 9 класса: Кораблев Константин


2016 год Содержание:

1.Почему я выбрал эту тему? 2. Актуальность темы

3.История появления моей любимой игры «Футбол»

4. Разновидности футбола

5. Знаменитые Футболисты России

6. Наши успехи

8. Используемая литература

Узнать историю возникновения футбола, познакомиться с известными футболистами.

Доказать возможность сохранения и укрепления здоровья, занимаясь футболом.

Задачи

Провести наблюдение по теме: «Почему учащиеся нашей школы, увлекающихся футболом»

1.Почему я выбрал эту тему?

Я и футбол большие друзья. С раннего детства мне нравилось играть с мячом. Я уже давно занимаюсь в секции спортивного футбола, но я еще не все знаю о его происхождении, и о знаменитых футболистах. С футболом не я расстаюсь. Я решил узнать о футболе как можно больше.

2. Актуальность темы

Футбол - самая популярная в мире спортивная игра. Конечно, футбол требует большого напряжения сил, волевых и нравственных качеств человека, но какой мальчишка (или мужчина) не хотел бы проверить себя. Сегодня футбол стал по-настоящему массовым видом спорта. В мире насчитываются миллионы футболистов, тысячи команд, начиная от клубов высшей лиги и кончая детскими дворовыми командами, которые регулярно проводят соревнования на приз «Кожаный мяч». Я тоже являюсь страстным игроком и поклонником этой замечательной игры, и, конечно же, болельщиком наших и зарубежных клубов. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы находить интересное и увлекательное рядом, в доступных для наблюдения стадионах и спортивных площадках.

3.История появления моей любимой игры «Футбол»

История футбола уходит своими корнями в глубину веков. Игры с круглыми предметами были особенно популярны в Китае, Японии, Греции, Риме. Но они мало походили на современные правила, их скорее можно было назвать игрой «регби».

Популярнейшая игра современности - футбол - родился в Англии. Англичанин первый ударил по мячу ногой. Однако приоритет англичан оспаривает ряд стран, и в первую очередь Италия, Франция, Китай, Япония, Мексика. Этот "межконтинентальный" спор имеет давнюю историю. Свои притязания стороны подкрепляют ссылками на исторические документы, археологические находки, высказывания знаменитых людей прошлого.

Чтобы установить, кто первым ударил по мячу, сначала надо узнать, когда и где появился. Археологи утверждают, что у кожаного спутника человека весьма почтенный возраст. На острове Самофракия было обнаружено его самое древнее изображение, относящееся к 2500 году до н. э. Одно из ранних изображений мяча, различных моментов игры найдено на стенах гробниц Бенни-Гасана в Египте.

Описания игр древних египтян не сохранились. А вот о предшественники футбола на азиатском континенте известно значительно больше. Древнекитайские источники, датированные 2697 г. до н.э., рассказывают об игре, похожей на футбол. Называли ее "дзу-ню" ("дзу"-толкать ногой, "ню"-мяч). Описываются праздники, во время которых две отборные команды услаждали взор китайского императора и его приближенных. Позднее, в 2674 г. до н.э., "дзу-ню" стала частью военной подготовки. Матчи проводились на ограниченных площадках, с бамбуковыми воротами без верхней перекладины, кожаными мячами, набитыми волосом или перьями. Каждая команда имела по шесть ворот и столько же вратарей. Со временем количество ворот уменьшилось. Поскольку игра ставила цель воспитывать волю и решительность воинов. По-прежнему проигравших сурово наказывали.

Позднее, в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), в Китае существовала игра в ножной мяч, правила которой были своеобразными. На лицевых сторонах игрового поля устанавливали стены, в них прорубали по шесть отверстий с каждой стороны. Задачей команды было забить мяч в любое из отверстий стены команды соперника. В каждой команде было по шесть вратарей, защищавших эти "ворота".

До наших дней в Англии жива легенда о поражении римских легионеров в игре в ножной мяч, которое им нанесли в 217 г. близ города Дерби коренные жители островов бритты и кельты. Через 800 лет Альбион порабатили датчане. Кнут I Великий победил Англию на поле битвы, но с полей футбольных сражений его воины часто уходили побежденными.

Впервые слово "футбол" встречается в английской военной хронике, автор которой сравнивает увлечение этой игрой с эпидемией. Кроме "футбола", игры в мяч ногами носили название "ля суль" и "шуль" в зависимости от региона, в котором они практиковались.

Английский средневековый футбол был очень примитивен. Нужно было атаковать противника, завладеть кожаным мячом и прорваться с ним в сторону "ворот" соперника. Воротами служили граница деревни, а в городах чаще всего ворота больших построек.

Футбольные матчи были, как правило, приурочены к религиозным праздникам. Интересно, что в них участвовали женщины. Игры проводились и во время праздников, посвященных богу плодородия. Круглый мяч, сшитый из кожи, который позднее стали наполнять перьями, был символом солнца. Будучи предметом культа, он хранился в доме на почетном месте и должен был гарантировать успех во всех житейских делах.

Поскольку футбол был распространен среди бедных слоев населения, привилегированное сословие относилось к нему с пренебрежением. Этим, безусловно, объясняется то, что мы так мало знаем о правилах игры и количестве матчей того времени.

Как уже говорилось, впервые слово "футбол" встречаются в письменных источниках, относящихся ко времени правления английского короля Генриха II (1154 - 1189 гг.). Подробное описание средневекового футбола сводится вкратце к следующему: на масленицу мальчишки уходили за город, чтобы поиграть в мяч. Игра велась безо всяких правил. Мяч бросали в центре поля вверх. Обе команды устремлялись к нему и старались забить в ворота. Иногда целью игры было загнать мяч в ворота… собственной команды. Игра нравилась и взрослым. Они собирались на рыночной площади. Мэр города подбрасывал мяч, и начиналась схватка. За мяч боролись не только мужчины, но и женщины. После чествования игрока, которому удавалось забить год, игра возобновлялась с еще большим азартом. Сбить противника подножкой и дать ему тумака не считалось предосудительным. Наоборот, в этом видели проявление ловкости и умения. Игроки в пылу схватки нередко сбивали с ног прохожих. То и дело раздавался звон разбиваемых стекол. Предусмотрительные жители закрывали окна ставнями, запирали на засов двери. Поэтому неудивительно, что игра в XIV веке неоднократно запрещалась городскими властями, была предана церковной анафеме и навлекла на себя немилость многих правителей Англии. Феодалы, церковники, купцы наперебой требовали от английского короля прекратить "бесовское радение", "выдумку дьявола" - так они называли футбол. 13 апреля 1314 г. король Эдуард II запретил "беснование с большим мячом" на улицах Лондона, как "опасное для прохожих и построек".

В Россию футбол был завезён англичанами в конце XIX века. Вот как описывается в книге игра с мячом на воздухе: «Две партии сходились стена на стену: один из учеников вел килу, медленно продвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка, при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть, забежав в лагерь неприятеля и выждав, когда перейдёт на его сторону мяч, прогонять его до города назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею». Первая русская команда была образована в 1897 г. 12 марта 1897 г в России состоялся первый футбольный матч. В 1901 г была создана официальная лига для проведения чемпионатов страны. На сегодняшний день президент России выделил футбол, как самый популярный вид спорта, так как им занимаются более 2,5 миллионов человек. На сегодняшний день проводится подготовка к международному Чемпионату мира по футболу в России в 2018 году. Будем ждать от наших спортсменов высоких успехов!

4. Разновидности футбола

Существует множество разновидностей футбола, приведём некоторые из них:

Болотный футбол

Это разновидность футбола, популярная в Скандинавии. Правила похожи на правила традиционного футбола за исключением: игра ведётся на болоте; запрещена смена сапог во время игры; размер поля 60 x 35 метров; команда: 5 игроков + вратарь; матч: 2 тайма по 13 минут; замена игроков производится без остановки игры. Чемпионаты мира проводятся с 1998 года.

Футбольный фристайл

В Республике Мьянма существует древняя разновидность футбола, которая больше всего напоминает фристайл - «чинлон». Этой игре более 1500 лет. В качестве мяча используется полый внутри шар из тростника. Правила игры заключаются в выполнении различных трюков (финтов) с футбольным мячом в воздухе при помощи различных частей тела.

Мини-футбол (футзал)

Командный вид спорта, который проводится на площадке шириной 25 м и длиной 42 м. Продолжительность – 2 тайма по 20 минут, 2 команды по 4 игрока и вратарь. Используется мяч меньших размеров, разрешено играть любой частью тела, кроме рук. Замены проводятся по ходу матча, неограниченно.

Пляжный футбол

Вид спорта, основанный на правилах игры в традиционный футбол, который проводится на песчаных пляжах босиком. Команды из 5 человек играют 3 тайма по 12 минут. Компактные размеры игрового поля (28 м на 37 метров) позволяют игрокам забивать практически из любого положения, даже прямым ударом от своих ворот. Соответственно, за игру можно увидеть порядка 60-ти ударов по воротам соперника.

5. Знаменитые Футболисты России

Самое главное украшение самого футбола – это, безусловно, яркие, неповторимые игроки, выдающиеся личности на зеленом поле. Многим из них суждено было стать столь же знаменитыми, как кинозвезды, истинными легендами зеленых футбольных полей.

Игорь Акинфиев стал главным вратарем страны так давно, что сейчас сложно поверить, что ему нет и тридцати. Впервые он выскочил на поле еще шестнадцатилетним школьником, это случилось в Питере в матче уникального Кубка премьер-лиги-2003 (ЦСКА проиграл 0:2, но Игорь вышел на замену и не пропустил). Еще через пару месяцев он феерично дебютировал в чемпионате, вытащив пенальти Андрея Каряки, который тогда был одним из самых кровожадных бомбардиров России. С тех пор статус первого номера ЦСКА даже не обсуждается.

Юрий Жирков . От многих игроков своего поколения Жиркова отличает стабильность и решительность – практически никто не шел в обводку так часто и успешно. Любой, кто смотрел футбол в 2006 году, вспомнит великий гол «Гамбургу» даже без видеозаписи. Это чисто визуальные эффекты, но Жирков постоянно давал и результат. Он забил победный гол в финале Кубка УЕФА и был одним из главных творцов чемпионств ЦСКА в 2005-м и 2006-м.

Виктор Онопко. Онопко всю карьеру был лидером и капитаном – что на юношеском уровне, что в «Спартаке», что в «Овьедо», где до него иностранцам повязку вообще не доверяли. В сборной он всегда считался скалой и самым авторитетным игроком – рекордные 86 матчей в статусе капитана говорят об этом лучше любых ностальгических од. До осени 2015 года Онопко вообще оставался рекордсменом сборной России по количеству игр (109).

Сергей Игнашевич . Впервые Игнашевич попал в сборную еще в 2002-м, при Олеге Романцеве. Удивительно, но познакомиться не удалось: тренер молчал, а скромный 23-летний парень не знал, о чем заговорить с такой легендой, даже когда оказался с ним в одном лифте. Вскоре Романцев покинул команду, а Игнашевич почти сразу захватил статус главного защитника страны..

Александр Анюков . Анюков вырос в заводском районе Самары и хорошо знает, что такое жестокие драки улица на улицу. Характер, закаленный в детских и подростковых зарубах, сделал из Александра самого хлесткого и цепкого крайнего защитника нулевых – он точно будет будет вгрызаться в соперника, пока сам не рухнет на газон, и уйдет с поля, только если совсем не сможет ходить. В «Зените» он много раз доигрывал матчи с травмами, а потом через боль выходил в следующем туре. «Если мне кто-то скажет, что я где-то сачкую, недорабатываю – у меня будет другой разговор с этим человеком», – отметил Александр в 2011-м, и вряд ли кто-то решится поспорить.

Алексей Смертин. Наверное, самый универсальный и неэгоистичный полузащитник в российской истории. Смертин одинаково дисциплинированно выгрызал мячи и конструировал атаки, когда требовалось – играл и крайнего защитника, и центрального. Но больше всего любил опорную зону, где царствовал в конце девяностых и начале нулевых (в 1999-м стал лучшим игроком страны).

Дмитрий Аленичев . Единственный русский футболист, выигрывавший Кубок УЕФА и Лигу чемпионов. Один из четырех игроков в мире, кто забивал в двух финалах разных еврокубков подряд (наравне с Куманом, Роналдо и Джеррардом). И единственный – кого Жозе Моуринью целовал перед выходом на замену (это случилось в финале ЛЧ-2003/04).

Андрей Аршавин . «Ваши ожидания – ваши проблемы», вялость на позднем этапе карьеры, Казахстан – все это испаряется, когда вы вспоминаете главное. Аршавин был лучшим игроком сборной, которая летом 2008-го опьяняла даже полицейских, позволявших поливать свои машины шампанским. У нас не было более прекрасных и счастливых моментов, чем гол Аршавина в ворота ван дер Сара.

Александр Мостовой. «Саша - настоящий мастер. Из поколения 1980-х он, пожалуй, самый талантливый, наряду с Федором Черенковым, – рассказывал Романцев для книги Мостового. – Саше не хватило здоровья, чтобы полностью реализовать себя за рубежом. С техникой и тактикой у него проблем не было. Он бы прибавил. Но так получалось, что некоторые тренировки ему проходилось пропускать, некоторые проводил индивидуально. Работай Мостовой как обычные футболисты, он был бы величайшим игроком. Уверен: Мостовой мог заиграть и в «Реале», и в «Барселоне». Причем легко и непринужденно. Это мы привыкли превозносить «Реал» и «Барсу». А Сашка выходил против них и устраивал шоу на поле - в составе соперников равных ему порой не находилось».

Валерий Каприн . Ярче всего Карпин играл за сборную в душераздирающей Евро-2000. Он тащил команду в безнадежной ситуации после трех поражений на старте: забил решающий гол Франции (3:2), пробил вязкую Исландию (1:0) и даже открыл счет в страшном матче с Украиной (1:1) – в общем, сделал все, чтобы ту сборную вспоминали с придыханием.

Александр Кержаков . Кержаков всегда и везде был прекрасным бомбардиром. В «Зените» моментально влюбил в себя весь Санкт-Петербург, в Москве – помог «Динамо» взять первые медали за 11 лет. И даже в Испании все было вполне прилично: за «Севилью» он отгрузил 11 голов в сезоне-2006/07 (в том числе «Барсе», «Атлетико» и «Тоттенхэму» в 1/4 финала Кубка УЕФА). Просто после ухода Хуанде Рамоса Александр стал запасным, затосковал и в итоге вернулся в Россию.

Тренер Олег Романцев. Создатель главной российской команды-династии, которая 9 раз брала золото. В сборной обошлось без подобного величия, но его команда играла интереснее и драматичнее, чем при остальных местных тренерах – с надрывом дралась с Францией и Украиной, до последнего цеплялась за плей-офф чемпионата мира

6. Наши успехи

Занимаясь футболом наша команда мы приняла участие во многих соревнованиях. Команда нашей школы являются многократными победителями и призерами различных футбольных турниров.

7. Вывод:

Мне было очень интересно работать по этой теме. При работе с проектом я узнал много нового и интересного о любимом виде спорта. Выяснил историю развития футбола, рассказал о любимых известных футболистах.

Этот вид спорта воспитывает смелость, мужество, коллективизм, взаимовыручку. Когда смотришь игру своей команды, хочется быть таким, как эти одиннадцать парней, играющих на зелёном прямоугольном поле. Стану ли я заметным, не знаю, но что сохраню в своём сердце искреннюю любовь и верность футбольному мячу - это точно!

8.Используемая литература

Швыков И. А. [Текст] Спорт в школе – футбол. - М., 2002,

Акимов Н. Г. Футбол. Футбол. Футбол!!! – М.: МИР, 2001.

Ресурсы интернета.

МБОУ Михайловская СШ Урюпинский район Волгоградская область

Проект по физической культуре

Тема: «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ».

Руководитель: учитель физической культуры

Введение проекта…………………………………………………3

Глава 1.Этапы реализации проекта …………………………. 6

Глава 2. Методы и организация исследования ………………7

Глава 3. Результаты исследования проекта………..………...10

Заключение ……………………………………………………….15

Приложение№1,№2,№3,№4,№5,№6………………….………..16

Литература………………………………………………………..21


Введение.

Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр. Оказалось, что у обучающихся 1-4 классов есть проблемы нарушения осанки и плоскостопия. Это отображено в таблице№1 .

Класс,

учебный год

Количество обучающихся

Нарушение осанки

(к-во человек)

Сколиоз

(к-во человек)

Плоскостопие (к-во человек)

1-4 класс

(2009-2010)

1-4 класс

(2010-2011)

1-4 класс

(2011-2012)

От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека.Как пережить одиннадцать школьных лет и сохранить правильную осанку? В связи с этой проблемой мы и выбрали тему: «Правильная осанка - залог здоровья».

По моему мнению, мы школьники, должны проявлять интерес к данной проблеме, так как это наше здоровье. Попробуем проанализировать результаты медицинского осмотра за 3 учебных года и анкетирование 4 класса. Но, к сожалению, возможностей заработать неправильную осанку много, что мы и решили выяснить:

Начиная с тяжёлого рюкзака и систематического неправильного ношения школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух);

Неправильное освещение;

Много времени проводят за партой, перед телевизором, компьютером в полусогнутом состоянии;

Недостаточная двигательная активность;

Впоследствии, если не обращать внимания на осанку, то это приведёт к заболеванию позвоночника (сколиоз) суставов, стопы и внутренних органов.

До 10 % детей нашей школы переходят в среднее звено с нарушением осанки (см. таблица№1). Но, несмотря на всё это, нарушение осанки можно исправить. Это требует постоянного контроля родителей и учителей.

Объект исследования: правильная осанка обучающихся 4 класса.

Предмет: правильная осанка и факторы влияющие на неё.

Гипотеза: мы предполагаем, что для формирования правильной осанки необходимы физические упражнения, так как это наше здоровье.

Цель: выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников, разработать комплекс упражнений на формирование правильной осанки.

Задачи:

1.Познакомиться с понятием «правильная осанка», результатами медосмотра 4 класса;

2.Провести тестирование, анкетирование и выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников;

3. Разработать упражнения на формирование правильной осанки в школе и дома, рекомендации для учащихся и их родителей;

4. Составить буклеты для обучающихся 1-4 класс

Глава 1. Этапы реализации проекта 2009-2011 года. Проект «Правильная осанка-залог здоровья» проходил в 4 этапа.

Организационный этап 2009 год:

Создание активной группы из 4 человек и распределение обязанностей в группе (последовательность работы над проектом); - выявление интересов детей с помощью анкетирования; - формулировка проблемы.

Подготовительный этап 2009-2010 года:

Написание плана работы группы (см. Приложение№1) ;

Анализ справочной литературы по данному вопросу;

Установление сроков выполнения проекта; - подбор информационных ресурсов. Этап реализации проекта 2010 год: - самостоятельная работа в группах по сбору информации по теме для решения поставленных задач; - систематизация собранного материала; - анализ полученных результатов медицинского осмотра; - тест на правильную осанку; - провести анкетирование «Правильная осанка - залог здоровья» и сравнить с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189, дали оценку своей школе; - составление таблиц, графиков, диаграмм; - подготовка и оформление результатов в виде буклетов, презентаций; - обработка и описание полученных результатов и оформление. Заключительный этап 2011год: - оформление портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта); -рефлексия всех участников (письменные рассуждения участников проекта по заранее заданному плану); - выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта (продолжить работу дальше в 5-8 классах,10-11 классах); - выполнение проекта; - ознакомление учащихся, родителей, учителей с результатами проекта.

Планируемый результат:

Разработать упражнения на формирование правильной осанки, составить буклеты для обучающихся 1-4 классов;

Получить практические навыки контроля над своей осанкой.

Риск проекта: факторы способные помешать реализации проекта - не точные данные медицинского осмотра.

Глава 2. Методы и организация исследования.

2.1. Методы исследования.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы :

Анализ научно-методической литературы;

Сбор статистических данных медицинского осмотра;

Тестирование (определение плечевого индекса (ПИ)); - анкетирование «Правильная осанка - залог здоровья»;

Методы математической статистики (вес рюкзаков и портфелей, сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189).

2.2 Организация исследования. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет, поэтому объектом исследования стала правильная осанка обучающихся 4 класса МБОУ Михайловской СОШ.

Для исследования мы создали активную группу из 4 человек (ученики 3,4,7 классов): Катя Безбородова, Яна Еремеева, Дима Митин, Ветрова Елена. Спланировали работу группы на 3 года 2009-2011год(см.Приложение № 1 ). Исследования проводились в 4 этапа в МБОУ Михайловской СОШ.

На первом этапе:

Провели анализ научно-методической литературы, по изучаемой проблеме;

Познакомились с понятием «осанка», «правильная осанка».

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Правильная осанка - простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоноч-ника (Попов С.П. Лечебная физическая культура - М.: «Физкультура и спорт», 1990 г). Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо-дишь.

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека, которое рассматривается как прямое отражение здоровья.

Затем мы изучили факторы , которые влияют на правильность осанки и решили исследовать некоторые из них в нашей школе (Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. - Новокузнецк, 1998 г.) :

Отрицательное влияние окружающей среды;

Сбалансированное питание;

Длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела (за партой, перед телевизором, компьютером);

Несоответствие мебели росту ребенка;

- превышение веса портфеля;

Систематическое неправильное ношение школьного портфеля;

- неправильное освещение;

Плоскостопие;

Несоблюдение здорового режима дня (че-редовать учебу, отдых на свежем воздухе, отдых дома);

- слабость мышц, недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия).

На втором этапе:

Провели анализ полученных результатов медицинского осмотра 4 класса за период с 2009-2012 года;

Всего было исследовано18 человек; - с помощью тестирования выяснили, у кого правильная осанка.

Тест на правильную осанку.

Определение плечевого индекса (ПИ).

Измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины - плечевую дугу. При измерении спереди сантиметровая лента проходит на уровне ключиц, а при измерении сзади - по надлопаточным остям.

Плечевой индекс = ширина плеч: плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% - есть признаки нарушения осанки; Если показатель ПИ очень низкий 60-70 % это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда.

На третьем этапе: - провели анкетирование «Правильная осанка - залог здоровья»; - в анкете принимали участие обучающиеся 1- 4 классов, отвечали письменно на заранее подготовленные вопросы(см. Приложение №2 ); -выявили основные факторы, которые могут повлиять на правильную осанку; -взвесили рюкзаки и портфели 1- 4 классов и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189 и сделали выводы (см.Приложение № 3 ); -результаты сравнили с 1,2,3,4 классом.

На четвертом этапе исследования:

Обработали и описали полученные результаты и оформили работу;

Разработали упражнения на формирование правильной осанки;

Составили буклеты для обучающихся 1-4 классов.

Глава 3. Результаты исследования. В процессе исследования были получены следующие результаты:1) Составили таблицу и диаграмму медицинского осмотра 4 класса (за 3 года ) 2009 - 2012 учебных годах. Таблица №2

Диаграмма 1

2) Проанализировали анкетирование «Правильная осанка - залог здоровья» выявили факторы влияющие на осанку и отобразили в таблице и

в диаграмме 2.

Таблица №3

Класс,

Количество обучающихся принимали участие в анкете

Письменный стол освещён

неправильное

Вес рюкзака превышает норму больше 2 кг

Не имеют дома спортивного уголка

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Диаграмма 2

Вывод: Данная диаграмма 2 показывают, что более поло-вины учащихся имеют отклонение от норм по трём основным фактором:

Неправильно освещённый письменный стол.

Превышение веса портфеля.

Отсутствие спортивного уголка.

3) Провели тестирование в 4 классе.

Плечевой индекс(ПИ) = ширина плеч: плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% - есть признаки нарушения осанки. И сделали диагностику правильной осанки в 4 классе.

Вывод : Диагностика показала, что у 8 человек в 4 классе правильная осанка, а у 10 нарушение осанки.

4) Результаты математической статистики отобразили в таблице - вес рюкзаков и портфелей и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189

Таблица №4 .

Класс

Всего проанкетированных человек

Вес рюкзака от 1,5 до 2,0 кг.

Вес рюкзака

превышает

норму

(больше 2 кг)

Нормы СанПиН

12 (в норме)

не более

1,5 кг

3 (в норме)

не более

1,5 кг

3 (в норме)

не более

5 (в норме)

не более

Итого

23 (в норме)

(выше нормы)

По данным СанПиН, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг.

В действительности из 62 ранцев, взвешенных в ходе исследования в нашей школе, лишь 36 % весили до 2 кг. Сумки весом более 2 кг носят с собой почти 64 % учеников 1-4 классов. Лишь менее 20% родителей рассказали, что они каждый день следят за тем, что ребенок носит с собой в школу. При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных портфелей влияет спрятанные в них игрушки, книги и бутылки с водой. Суммарный вес ненужных вещей в ранцах некоторых детей достигает 2 килограммов.

Вывод: необходим контроль за весом школьного рюкзака и портфеля.

5) Разработали комплекс упражнений (см. Приложение№4, №5 ).

6) Составили буклеты для учащихся 4 класса по формированию правильной осанки (см. Приложение №6).

Выполнять физические упражнения по укреплению туловища;

Учебный уголок должен находиться возле окна;

Мебель должна соответствовать росту;

Свет должен падать слева (у левши - справа);

Сидеть за письменным столом нужно пра-вильно: голову слегка наклонить вперед, спину держать прямо;

Через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв;

Некоторые устные домашние задания мож-но выполнять, лежа на полу, на животе, подло-жив опору под локти;

Детская кровать должна быть жесткой и на 20-25 см больше роста ребенка.

Необходимо контролировать вес школьного портфеля. Он должен весить не более 3 кг, и но-сить его надо за спиной в виде ранца(на двух лямках);

Важно соблюдать здоровый режим дня (че-редовать учебу, отдых на свежем воздухе, трудовые дела дома).

Заключение.

Наш проект показал, что на правильную осанку и состояние здоровья школьников влияет не один, а несколько факторов.

Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо-дишь. Особенно важно заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и пита-ния, заниматься физкультурой и спортом, под-бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Если человек непринужденно, свободно дер-жит голову и корпус прямо, плечи слегка опу-щены, отведены назад на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь несколько выступает вперед, то можно сказать, что у него правильная, хорошая осанка. Она отражает и внутреннее состояние чело-века - его настроение и самочувствие. Известно, что когда мы здоровы, бодро настроены, мы внешне подтягиваемся - распрямляем плечи, ровнее держимся, чувствуем себя уверено. Мы верим, что проблему нарушения осанки в нашей школе будем решать вместе: учителя, родители, ученики.

Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего - со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребёнка дома.

Проект можно использовать на уроках физкультуры, классных часах и родительских собраниях. Продолжить тему с уклоном на среднее звено, провести более глубокое изучение, заслуживает положительной оценки.

Будьте здоровы!

Приложение № 1

Примерный план деятельности группы по реализации проекта (2009-2011г) «Правильная осанка- залог здоровья» .

Сроки

Ответственный

Создание активной группы и распределение обязанностей в группе. Составление плана.

сентябрь 2009

Ивонина Г.Ф. Митин Д. Безбородова Е Ивонин П.А.

Деление группы по интересующим вопросам.

октябрь 2009г.

Ивонин П.А. Митин Д.

Работа с дополнительной литературой. Сбор информации по интересующим вопросам(интернет, литература)

Ивонина Г.Ф. Митин Д.

Сбор информации медицинского осмотра, анкеты учащихся школы

Ивонина Г.Ф. Митин Д.

Работа с данными анкетирование, взвешивание рюкзаков, школьных сумок (завести папку, для информации).

Митин Д. Безбородова Е. Ивонина Г.Ф

Написание введения. Набор материала на компьютере.

декабрь 2010 в течение года

Ивонин П.А. Ивонина Г.Ф.

Обработка проведенных исследований, составление таблиц, графиков, диаграмм.

Ивонина Г.Ф.

Ветрова Е.

Написание основной части и заключения.

январь 2011 г.

Ивонина Г.Ф. Еремеева Я.

Оформление результатов в виде буклетов, презентаций.

ноябрь 2010г.

Ивонина Г.Ф.

Ивонина Г.Ф.

Создание папки исследовательской работы. Оформление портфолио проекта.

в течение 2010-2011 года

Ивонина Г.Ф.

Создание презентации.

Подведение итогов.

декабрь 2011г.

Ивонина Г.Ф. Ивонин П.А. Митин Д.

Приложение № 2

Анкета. «Правильная осанка - залог здоровья».

1.Есть ли у тебя дома свой учебный уголок?

а) Да б) Нет

2.Где он расположен?

а) Возле окна

б) В дру-гом месте

3.С какой стороны падает свет из окна на твой письменный стол?

б) Справа

г) Спереди

4.С какой стороны падает свет лампочки вечером?

б) Справа

г) Спереди

5.Подходит ли твоя мебель для твоего ро-ста?

а) Да б) Нет

6.Имеется ли у тебя дома спортивный уголок?

а) Да б) Нет

7.Где расположен компьютер (если есть)?

а) На моем письменном столе

б) В другом месте

8.Кровать, на которой ты спишь…

а) Мягкая

б) Жёсткая

9.Вес портфеля, собранного в школу…

а) До 3 кг б) Больше 3 кг

10. Любите ли вы уроки физической культуры? а) да б) нет

11. Какую спортивную секцию ты посещаешь?

12. Какие качества развивает физическая культура (перечислите):

13. Делаешь ли ты по утрам гимнастику (зарядку).

а) да б) нет

Приложение № 3

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ от 29 декабря 2010 г. N 189

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.2.2821-10

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

Для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг;

3 - 4-х классов - более 2 кг,

5 - 6-х - более 2,5 кг;

7 - 8-х - более 3,5 кг;

9 - 11-х - более 4,0 кг.

10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

Приложение № 4

Комплекс упражнений для учащихся 1-4 классов по формированию правильной осанки .

1. Исходное положение ноги на ширине плеч,руке на пояс,на 1-2 наклон в одну сторону, 3-4 в другую (6-8 раз) ;

2. И.п.-гимнастическая палка в руках,1-2 руки вверх,правую ногу назад,3-4 и.п.Следить за осанкой(6-8 раз);

3. И.п.-сесть на пол, гимнастическая палка в руках, слегка отклониться назад (держать 5-6 секунд). Повторить 4-6 раз;

4. И.п.- лёжа на животе, палка впереди, на 1-2 прогнуться в пояснице руками не косаться пола (держать 5-6секунд). Повторить 4-6 раз;


5. И.п.- лёжа на животе, палка за спиной, на 1-2 прогнуться в пояснице и задержаться в этом положении 5-6 секунд,3-4 и.п. Повторить (3-4 раза);

Приложение № 5

6. И.п. - лёжа на животе, палка за спиной, на 1-2 палку вверх, прогнуться (держать 5-6 секунд),3-4 и.п. Повторить 4-6 раз;


7. И.п. - лёжа на спине, на 1-2 ноги за голову коснуться палки (держать 5-6 секунд),3-4 и.п. Повторить 4-6 раз;

8. «Свечка» Стоя на лопатках (держать 5-6 секунд);

9. «Колечко».

10. «Мостик» - дугообразной опорой на обе руки, максимально прогнутся в пояснице. Держать 3-4 секунды;

11. «Лодочка».

12. Поза «Лотоса»

Буклеты для учащихся Приложение № 6

Литература:

1. Попов С.П. Лечебная физическая культура. - М.: «Физкультура и спорт», 1990г.

2. Шияна. Б.М. Теория и методика физического воспитания.- М.:«Просвещение» 2000 г.

3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки Здоровья. -М.: « Вако»,2004г.

4. Коновалова Н.Г.,Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. - Новокузнецк, 1998 г.

5. Левит К.,Захсе Й.,Янда В. Мануальная медицина. -М.: Медицина, 1993г.

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

Темы проектов по здоровью

Береги здоровье смолоду.

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника.

Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся среднего школьного возраста.

Влияние физических упражнений на здоровье человека.

Влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательного аппарата (осанку).

Влияние физической культуры и спорта на здоровье детей.

Влияют ли физические нагрузки на сердце человека?

Волшебные точки здоровья

Гиподинамия - болезнь цивилизации.

Главный путь к здоровью – спорт

Детерминация травматизма юных спортсменов.

Если хочешь быть здоров

Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.

Здоровый ребенок сегодня - здоровое поколение завтра.

Здоровым быть модно

Здоровье - это не все, но все без здоровья - это ничто.

Здоровье в твоих руках

Здоровьесбережение

Играйте на здоровье.

Индексы физического совершенства организма учащихся.

Кто самый здоровый в классе?

Негативное влияние различных видов обуви на стопу подростка.

Осанка и комплексы упражнений по профилактике ее нарушений.

Особенности применения физических упражнений при сколиозе.

Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры.

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы.

Сколиоз - это поправимо!

Сколиоз. Как с ним бороться?

Спорт - это здоровье и успех

Спорт здоровье сберегает или расточает?

Спорт на страже здоровья

Семейный кодекс здоровья - есть ли он?

Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья школьников.

Физкультура и спорт: общее и различие. Их влияние на здоровье человека.

Формула здоровья.

Темы проектов по физической культуре

Актуальная зарядка - настоящая загадка!
Виды спорта
Во славу скакалки
Восстановление школьной спортивной площадки.
Где и как растут чемпионы.
Движение, ты - жизнь!
Допинг в спорте: всегда ли все средства хороши?
Зимние виды спорта
Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Информационные технологии в спорте
Как самостоятельно построить спортивную площадку.
Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».
Метание на уроках в начальной школе.
Мир мячей
Мир спорта моими глазами.
Мне нужны занятия физкультурой?!
Мой дневник достижений
Мой любимый вид спорта.
Мой спортивный кумир
Москва – спортивная.
Моя жизнь в спорте
Моя спортивная семья.
Мяч: от игры до спорта.
О спорт, ты мир!
О, спорт, ты - мир!
От крепости физической к крепости духовной.
От чего зависит частота пульса?
Познай себя
Практико-ориентированный проект "Музыкальная разминка".
Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды.
Путь к Олимпу. Мой дневник достижений.
Развитие гибкости
Развитие физических возможностей путем самостоятельной работы.
С детства спортом занимаюсь и на дедушку равняюсь.
Сам себе тренер
Сделай шаг навстречу спорту.
Секреты красоты
Секреты школьного успеха.
Семейное физическое воспитание как народная традиция.
Семейные традиции: папа, мама, я - спортивная семья.
Сила есть - ума не надо? Или спорт учебе не помеха.
Скорость в спорте
Современный спорт: арена для спортивных достижений или битва за призовые места?
«Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь».
Спорт в жизни моей семьи
Спорт для души и тела
Спорт и американское образование.
Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков.
Спортивное генеалогическое древо моей семьи.
Спортивные семейные традиции
Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности.
Спортивный уголок – в каждый дом, каждому ребенку.
Спортом с детства занимаюсь, олимпийских вершин достичь стараюсь.
Тестирование физической подготовленности обучающихся.
Уровень физической активности населения
Утренняя гигиеническая гимнастика в моей жизни.
Утренняя гимнастика для школьников - зарядка.
Физика и спорт
Физическая культура - это урок или путевка в жизнь?
Физические качества человека
Физические упражнения для круговой тренировки.
Физическое воспитание в семье
Физкультура в школе: спорт или развлечение?
Физкультура и спорт в нашей жизни.
Физкультминутки на уроках
Формула успеха
Что должен знать юный спортсмен о допинге?
Школьная физкультура - первая ступень к спорту
Я выбираю спорт
Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам.

Управление образования администрации Каргатского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каргатская средняя общеобразовательная школа №3

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме:

«Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности обучающихся»

Выполнила:

Башарина Татьяна Александровна обучающаяся 7 «А» класса МКОУ КСШ №3

Руководитель:

Николаенко Евгения Юрьевна

Каргат 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3-5

Глава 1. ……………………..6-7

Глава 2. Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников………………………………………………………………8-10

Глава 3. девочек

2001-2002 года рождения……………………………………………….11-12

Глава 4. Анализ анкеты «Физкультура и спорт в моей жизни»………13-15

Глава 5 . Исследование – тестирование уровня физической подготовленности девочек 2001-2002 года рождения………………………………………16-21

Выводы и предложения ………………………………………………….22-23

Заключение ……………………………………………………………….24

Использованная литература……………………………………………..25

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Квинт Гораций Флак.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии и отражаются на многих системах организма школьника: сердечнососудистой, мышечной, дыхательной. Проблема осложняется постоянно увеличивающимися учебными нагрузками. Сегодня нормальный день у ученика - в среднем, 6 уроков, плюс дополнительные занятия, еще 2-3 часа уходит на подготовку домашнего задания. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности у школьников при продолжительном напряженном умственном труде, - это активный отдых и организованная физкультурная деятельность.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Знания о здоровье, здоровом образе жизни мы получаем на уроках ОБЖ, биологии, классных часах, во время проведения в школе традиционного Дня Здоровья. Физическое развитие мы получаем на уроках физической культуре, на занятиях различных спортивных секциях.

Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и дополнительно физическими упражнениями существенно влияет на оптимизацию их физического развития и физической подготовленности, содействует укреплению здоровья. Под уровнем физической подготовленности в рамках школьной программы подразумевают показатели сдачи контрольных нормативов обучающихся: прыжок в длину с места, челночный бег, наклон из положения сидя и т.д.

Исходя из этого, необходимо более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе развития школьников среднего возраста.

Цель работы: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на уровень физической подготовленности девочек 2001- 2002 года рождения МКОУ КСШ №3.

Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:

    изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;

    изучить проблему влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников;

    изучить возрастно-половые особенности данного возраста;

    провести и проанализировать анкетирование среди обучаемых МКОУ КСШ №3 2001-2002 года рождения «Физкультура и спорт в моей жизни»;

    провести тестирование уровня физической подготовленности (методика проведения тестирования) и проанализировать.

Гипотеза: физических качеств .

Объект исследования: девочки 2001 - 2002 года рождения.
Предмет исследования: показатели уровня физической подготовленности (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., челночный бег 3х10, наклон вперед, бег 30м.)

Методы исследования: анализ литературы, сравнительный, исследовательский, т естирование показателей физической подготовленности.

Глава 1

Обзор литературы по выбранной теме

На первом этапе были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.

Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе.

Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания школьников, так считают В.И. Лях и А.П. Матвеев.

Многие авторы отмечают, что физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин; Н.А. Фомин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер; Ю.Н. Вавилов).

Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности детей и подростков во внеурочное время, снижение количества школьников, посещающих дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности современных школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад (В.К. Бальсевич; Ш.Х. Бедретдинов; O.A. Богданов; С.И. Изаак; ЛА Семенов).

Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на школу. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева). Традиционный урок физической культуры, как правило, не приводит к повышению уровня физической подготовленности школьников (В.К. Бальсевич; A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб).

Глава 2

Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности школьников

это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека. Планируя физические нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей) и систематичность (последовательность и регулярность). Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния, являются средством для повышения уровня физической подготовленности.

Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Каждый школьник должен знать свою медицинскую группу, физическое развитие, уровень физической подготовленности. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.

Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).

Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Развитие быстроты зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Лучшие показатели быстроты отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне.

Гибкость это свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, способность выполнять движения с большой амплитудой. Проявление гибкости зависит от эластичности мышц, внешней температуры, времени суток. Урок физической культуры способствует развитию гибкости, красоте внешнего вида, пластике. Подвижность в суставах у девочек примерно на 20-25% выше, чем у мальчиков.

Сила способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам за счёт мышечных усилий. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:

Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).

Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре лежа).

Выносливость способность человека к длительному выполнению работы без снижения ее интенсивности. Основной критерий выносливости – время, в течение которого человек способен выполнять заданную интенсивность деятельности.

Ловкость способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость можно разделить на ручную и локомоторную. Ручная – это умелые движения руками, а локомоторная – туловищем.

Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого. Средством развития физических качеств являются физические упражнения.

Для физического совершенствования , увеличения уровня физической подготовленности учащимся необходимо заниматься дополнительно физическими упражнениями, так как в рамках урочной системы даже при трёх часовой недельной нагрузке данного времени недостаточно.

Именно поэтому ученикам нашей школы представляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.

В нашей школе действует несколько спортивных секций: баскетбол для юношей и девушек, настольный теннис, волейбол, хоккей. К занятиям в секции допускаются все желающие школьники. Данные занятия призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные обучающимися на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения, развивать личностные качества. Такие качества как упорство, умение взаимодействовать в коллективе, сила воли, целеустремленность, взаимопомощь, поддержка и другие необходимы не только на уроках, но и в соревновательной деятельности.

Глава 3

Возрастно-половые особенности девочек 2001-2002 года рождения

Антропометрическое развитие

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система.

Половое развитие

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями.

Развитие дыхательной системы

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Развитие двигательных качеств

Движение является одним из основных условий жизнедеятельности растущего организма.

В среднем школьном возрасте у девочек эффективно развиваются такие способности (по В.Л.Муравьёву, Н.Н.Назаровой):

    скоростно-силовые к 12 годам;

    скорость движений к 12 годам;

    выносливость в статическом режиме к 12-13 годам; в динамическом режиме к 12-13 годам.

Развитие мышечной силы имеет первостепенное значение для всестороннего совершенствования моторики подростков.

Глава 4

Анализ анкеты «Физкультура и спорт в моей жизни»

В ходе выполнения работы было проведено анкетирование, под названием «Физкультура и спорт в моей жизни» (Приложение №1), в котором приняло участие 18 респондентов.

Согласно проведенному анкетированию:

    выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику? Да - 5 человек , нет – 3 человека , редко - 10 человек;

    сколько времени в день ты проводишь на свежем воздухе? До 1 часа - 2 человека, 1.5 -2 часа – 7 человек, 2 и более часа- 9 человек;

    выполняешь ли ты дома физические упражнения? Да - 9 человек, нет – 1 человек, редко - 8 человек;

    какие игры ты предпочитаешь? Компьютерные -0 человек , дворовые -18 человек;

    во сколько ты ложишься спать? До 22 часов – 11 человек, до 23 часов - 6 человек, от 23 и более часов – 1человек;

    сколько времени ты проводишь перед компьютером? До 1 часа - 11 человек, от 1 до 3 часов - 7 человек, от 3 и более часов –0 человек;

    как часто ты болеешь? 1 раз в год - 9 человек , 1 раз в триместр - 8 человек , каждый месяц – 1 человек;

    посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 4 человека , нет – 10 человек , редко - 4 человека;

    посещаешь ты уроки физкультуры (в сп.зале)? Да - 18 человек , нет – 0 человек , редко - 0 человек;

    часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? Да - 1 человек , нет – 10 человек , редко - 7 человек;

    если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни или забыл форму;

    нравится ли тебе уроки физкультуры? Да – 18 человек;

    сколько времени в неделю занимаешься на секции? до 1часа – 1 человек , от 1 до 3 часов – 0 человек , от 3 и более часов – 4 человека;

    нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные игры? Да – 18 человек;

    продолжительность занятий спортом (спортивные секции)? 1 год – 1 человек , 2 года – 3 человека , 3 и более лет – 2 человек;

    занимаются ли в твоей семье спортом? Да – 11 человек, нет – 7 человек;

    почему ты занимаешься в спортивных секциях? Респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение, люблю принимать участие в соревнованиях.

Анализируя данное анкетирование, делаем вывод, что спортивные секции регулярно посещают 4 человека и 1человек редко (так как ходит на танцы). Посещают спортивные секции более 3 лет-2 человека, 2 года- 3 человека, 1 год- 1 человек (эта девочка на секции была всего 2 недели). Из 18 учениц, только у четырёх девочек недельная физическая нагрузка составляет более 15 часов, не считая прогулок на свежем воздухе, утренней гимнастики, у остальных, а у остальных - 3 часа физической активности на уроках физической культуры, не считая прогулок на свежем воздухе и утренней гимнастики.

Список девочек, посещающих секции:

до1 года - Варданян Карина (посещала 2 недели);
2 года и более - Кривошапова Дарья, Дудник Анастасия, Лазарева Алёна;
3 и более лет - Башарина Татьяна, Якимова Оксана.

Многие респонденты ведут активный образ жизни: выполняют утреннюю гимнастику, много времени проводят на свежем воздухе и интересуют их больше дворовые игры, нежели компьютерные. За компьютером девочки проводят около 1 часа в день. 100% обучающихся посещают уроки физической культуры и всем она нравится. Только одна девочка очень часто пропускает уроки в связи с частыми заболеваниями. Все обучающиеся любят на уроках играть в спортивные игры. Многие девочки ответили, что их семье занимаются спортом, либо это братья и сёстры, либо родители. На вопрос, п очему ты занимаешься в спортивных секциях, респонденты отвечали, что физические нагрузки повышают настроение и что они любят принимать участие в соревнованиях.

Глава 5

Исследование – тестирование уровня физической подготовленности девочек 2001-2002 года рождения

При оценке общей физической подготовленности учащихся, можно использовать самые разнообразные тесты. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания детей.

В исследовании приняли участие девочки 2001-2002 года рождения, которые относятся к основной медицинской группе.

В школьной программе предусмотрена сдача контрольных нормативов, с помощью которых можно определить уровень физической подготовленности. Были выбраны тесты для проверки скоростно-силовых качеств, гибкости, выносливости, быстроты – это челночный бег 3х10, прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения сидя, поднимание туловища за 30 секунд, бег 30м. Нормативы соответствуют уровню физической подготовленности обучающихся согласно авторской программы по физической культуре авторского коллектива В.И. Лях, А.А.Зданевич. (Приложение №2)

«Челночный бег 3х10»

Тест «Челночный бег 3х10» предназначен для оценки скоростных способностей. Выполняется в виде рывка на максимальной скорости, из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях.

«Прыжок в длину с места»

Тест «Прыжок в длину с места» предназначен для оценки скоростно-силовых качеств. Провести линию и перпендикулярно к ней закрепить сантиметр. Встать прямо, ступни параллельно, на ширине одной ступни; подняться на носки, руки вперед-вверх; опускаясь на всю ступню, согнуть ноги, руки назад; затем резким движением рук вниз-вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед вверх. В полете вынести ноги вперед и приземляется на согнутые ноги, руки вперед. Расстояние измеряется от начальной метки до пяток. Дается три попытки.

«Наклон вперед из положения сидя»

Тест «Наклон вперед из положения сидя» предназначен для определения гибкости. Необходимо на полу обозначить центровую и перпендикулярную линию. Сидя на полу ступнями ног касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 30 см. Выполняется 3 наклона вперед, на 4-м фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании ее кончиками пальцев, фиксации этого результата не менее 2-х секунд. Сгибание ног в коленях не допускается. Предоставляется 3 попытки.

«Поднимание туловища, 30 сек.»

Тест «Поднимание туловища, 30 сек.» предназначен для определения выносливости. Исходное положение: лежа на спине, затылок головы касается пола, руки за головой, пальцы в замок, локти касаются пола, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены (партнёр держит руками за ступни ног). Фиксируется количеством выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд. При выполнении упражнения нельзя отрывать таз от пола. С помощью этого теста определяется выносливость.

«Бег 30 метров»

Тест «Бег 30 метров» предназначен для определения быстроты.

Бег 30 м. выполняется с высокого старта. После команды «Марш!» бегун резко бросается вперед, через 5–6 шагов принимается вертикальное положение тела. Нога касается дорожки передней частью стопы, во время бега руки согнуты в локтях.

Фамилия, имя

Год рождения

Физкультурная группа

Челночный бег 3х10

Уровень

Прыжок в длину с места

Уровень

Наклон вперед

Уровень

Поднимание туловища, 30 сек.

Уровень

30м.

Уровень

Уровень

Антонова Екатерина

2001

II осн

8.9

Средн

141

Ниже средн

Низкий

Высок

5.9

Средн

Ниже среднего

Варданян Карина

2001

I осн

9.7

Низкий

132

Низкий

Низкий

Ниже средн

6.3

Низкий

Низкий

Глинова Кристина

2001

II осн

8.5

Высок

145

Ниже средн

Средн

Высок

6.3

Низкий

Средний

Цветкова Алена

2001

I осн

8.2

Высок

157

Ниже средн

Низкий

Высок

5.6

Средн

Средний

Якимова Оксана

2001

I осн

8.1

Высок

165

Средн

14

Выше средн

32

Высок

5.5

Средн

Выше среднего

Дудник Анастасия

2001

II осн

8.3

Высок

178

Выше средн

12

Средн

27

Высок

5.4

Средн

Выше среднего

Башарина Татьяна

2001

II осн

7.6

Высок

202

Высок

20

Высок

29

Высок

5.0

Высок

Высокий

Каримова Карина

2001

II осн

9.0

Средн

145

Ниже средн

Средн

Высок

5.5

Средн

Средний

Манько Марина

2002

II осн

8.9

Средн

142

Ниже средн

Ниже средн

Высок

5.8

Средн

Средний

Лазарева Алена

2002

II осн

8.1

Высок

169

Средн

18

Высок

28

Высок

6.0

Средн

Высокий

Остапенко Виолетта

2002

II осн

8.9

Средн

147

Ниже средн

18

Высок

23

Высок

6.0

Средн

Средний

Гологуш Анна

2002

II осн

9.6

Средн

131

Низкий

4

Низкий

21

Высок

6.5

Ниже средн

Ниже среднего

Кривошапова Дарья

2002

II осн

8.0

Высок

173

Средн

16

Высок

26

Высок

5.3

Высок

Высокий

Анализируя показания контрольных нормативов тренированных и нетренированных девочек, можно отметить:

        1. низкий уровень подготовленности у 1 ученицы (Варданян К.), ниже среднего уровня у 2 девочек (Антонова Е., Гологуш А.), средний уровень у 5 обучающихся (Глинова К., Цветкова А., Каримова К., Манько М.,Остапенко В.), выше среднего уровня у 2 учениц (Якимова О., Дудник А.) и высокий уровень у 3девочек (Башарина Т., Лазарева А., Кривошапова Д.);

  1. значительно разнятся показатели всех нормативов (Приложение №3);

    среди тренированных девочек по всем показателям превзошла Башарина Татьяна;

    среди тренированных у Дудник Анастасии, Лазаревой Алёны, Якимовой Оксаны, Кривошаповой Дарьи есть показатели на среднем уровне от 1 до3;

    у продолжительно тренирующихся девочек все показатели нормативов выше чем у нетренированных.

Наряду с тестированием проводилась проба Серкина.

Проба Серкина

Цель: определение степени тренированности.

После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с. и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза).
Оценка результатов пробы Серкина, сек.

Контингент обследуемых

Фазы пробы

1 фаза

2 фаза

3 фаза

Здоровые тренированные люди

60 и более

30 и более

Более 60

Здоровые нетренированные люди

40-55

15-25

35-55

20-35

12 и менее

24 и менее

Пробу Серкина прошли все обследуемые, результаты в таблице.

п.п.

Фамилия, имя

Фазы пробы

1 фаза

2 фаза

3 фаза

1

Антонова Екатерина

49

10

26

Лица со скрытой недостаточностью крообращения

2

Варданян Карина

38

7

26

Лица со скрытой недостаточностью крообращения

3

Глинова Кристина

1.02

15

25

4

Цветкова Алена

49

10

16

Лица со скрытой недостаточностью крообращения

5

Якимова Оксана

1.08

24

52

Здоровые не- тренированные люди

6

Дудник Анастасия

1.03

34

1.07

Здоровые тренированные люди

7

Башарина Татьяна

1.03

33

1.05

Здоровые тренированные люди

8

Каримова Карина

1.20

24

26

9

Манько Марина

59

26

59

Здоровые не -тренированные люди

10

Лазарева Алена

1.01

35

1.12

Здоровые тренированные люди

11

Остапенко Виолетта

32

13

15

Здоровые не -тренированные люди

12

Гологуш Анна

42

25

49

Здоровые не -тренированные люди

13

Кривошапова Дарья

39

13

23

Здоровые не -тренированные люди

Анализируя пробу можно сделать следующие выводы, что из 13 учениц 10 здоровые, но нетренированные, из них 2 девочки посещают спортивную секцию (Кривошапова Дарья второй год, Якимова Оксана 3года, но в этом учебном году много пропускала). Лица со скрытой недостаточностью крообращения - 3 человека (Антонова Екатерина, судя по анкетированию, очень часто пропускает уроки физической культуры из-за заболеваний, Варданян Карина и Цветкова Алена посещают уроки физической культуры, но судя по уровню физической подготовленности, применяет минимальные усилия для улучшения своего физического развития.

Анализ показателей пробы Серкина показал, что среди тренирующихся девочек есть те, кто не подтверждает статус здорового тренированного (Якимова О., Кривошапова Д.). На данный момент мы не можем найти объяснение данному явлению .

Выводы и предложения

    результаты исследовательской работы подтвердили, что девочки 2001- 2002 г.р., занимающиеся дополнительно физическими упражнениями, имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств;

    развитие физических качеств зависит от продолжительности занятий физической культурой и спортом;

    не у всех тренированных девочек, согласно пробе Серкина, подтверждается статус «здорового тренированного»;

    на низком и ниже среднего уровнях контрольный норматив по «Прыжку в длину с места», у 8 учениц. Для коррекции данного норматива рекомендуются определённые упражнения, вот некоторые из них:

- прыжки вверх по ступенькам лестницы по очереди на каждой ноге. Начинать с 20–30 прыжков, постепенно увеличивая их количество;

- выпрыгивания из глубокого приседа на дальность («лягушка») – 2–3 серии по 6–10 прыжков;

- спрыгивание с возвышения с последующим выпрыгиванием вверх – 2–3 серии по 8–10 раз;

- различные прыжки со скакалкой – до 200 прыжков. Упражнение выполняется сериями по 20–30 раз в подходе и т.д.;

5. на низком и ниже среднего уровнях показатели норматива «Наклон вперёд из по ложения сидя» у 5 человек. Для коррекции данного норматива рекомендуется выполнение упражнений с повышенной амплитудой, например,

- из положения стоя или сидя наклоны вперёд, не сгибая ноги в коленях;

- «Мост»;

- из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые, вытянуты вперед, производить вращение туловища поочередно в противоположные стороны и т.д.;

6. для повышения уровня физической подготовленности и увеличения объёма двигательной активности необходимо:

- регулярное выполнение утренней гимнастики;

- добросовестное отношение к урокам физической культуры;

- выполнение домашнего задания, направленного на развитие физических качеств;

- дополнительно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время.

Заключение

И в заключении хотелось бы обратиться к словам команды известных ученых и врачей под руководством академиков Н.Г.Блохина, К.И.Чазова к нам – школьникам: «Не ждите, пока кто-то за руку вас приведёт на стадион, будьте инициативнее! Занимайтесь физкультурой сами, приобщайте к ней младших братишек и сестрёнок и даже родителей. Помогайте вашим мамам по дому, чтобы у них высвободилось время для прогулок, туристического похода!» Вот к чему они нас призывают.

Использованная литература:

1.Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - №5. - С. 4-8.

2.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого - М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

3.Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. Изд. «Просвещение», 2011

4.Фарфель В.П. «Направление движениями в спорте». М.: «ФиС», 2005.

5.Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М.: «ФиС», 2004.

6.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «ФиС», 1991.

7.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

8.Основы теории и методики физической культуры. Учебник для тех. физкульт. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: «ФиС», 1980.

9.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Б.М. Шиян. Изд. «Просвещение», 1988

10.

11. http :// nsportal . ru / ap / ap / nauchno - tekhnicheskoe -12. tvorchestvo /2014/03/08/ vliyanie - dvigatelnoy - aktivnosti - na - coolreferat . com /

17.

18.http://bmsi.ru/

© 2024 Спорт и жизнь