Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Фильм эверест история трагического восхождения. Русский герой «Эвереста»

После того, как мною была написана статья про , я был ошеломлён трагедией и начал изучать поведение людей в случае чрезвычайных ситуаций, рассматривая разные происшествия в горах. Во внимание попала и всем известная трагедия на горе Эверест в 1996 году.


Фильм «Эверест», премьера которого состоялась в 2015 году, рассказывает о попытке в 1996 году покорить самый высокий пик в мире. За основу фильма взяты реальные события. Трагедия получила широкую огласку в средствах массовой информации и вызвала полемику по самому широкому спектру вопросов, касающихся как организации коммерческих восхождений в целом, так и частных вопросов высотного альпинизма. Восемь альпинистов погибли. Один из клиентов того восхождения, доктор Бек Уэзерс (Beck Weathers) выжил, после чего он перенес по меньшей мере десять операций. В 2000 году выйдет в свет его книга под названием: «Брошенный умирать: Мое путешествие домой с Эвереста».

Интервью с Бэком Уэзерсом

Какие впечатления после просмотре фильма «Эверест»?

«Почти весь сюжет легко укладывается в голове, так как я знаю людей, я знаю историю, которая в фильме на самом деле очень точная. Некоторые фрагменты фильма просто переполняют волной эмоций, и есть моменты, которые мне очень трудно смотреть. Это те моменты, когда моя жена, Пич, должна была сказать нашим двум детям, что я мертв и не вернусь домой. Это очень тяжёлое переживание для меня.

Что с подвигло Вас идти на Эверест ?

«До Эвереста у меня было всё, что я только мог желать, и жизнь потеряла смысл, именно поэтому я искал новых ощущений и купил путёвку на гору смерти. Когда я вернулся с Эвереста, то возникла другая проблема. Я был ужасно подавлен. Каждый день я находил что-то, что могло бы вызвать оптимизм, и могло бы доставить мне удовольствие, которого бы я не получил, если бы я погиб на Эвересте.»

Как изменилась ваша жизнь после Эвереста?

«У меня никогда не было кошмаров, связанных с Эверестом. Я не знаю почему, но нет чувства посттравматического стресса или чего-то еще. Я просто принял свою реальность. Принял всё, как есть. Я уничтожил все сомнения типа: «А если. А вдруг. Может быть и так далее и тому подобное.

Удивительно то, что последние 20 лет станут моими лучшими годами жизни. Я отказался от некоторых частей тела, но я вернул свой брак, я вернул свои отношения со своими детьми, у меня появилась внучка… В общем, если бы мне пришлось пройти всё это снова, — каждую боль, каждое страдание, то я бы сделал это снова в одно мгновение».

Кстати, книга Бэка Уизерса не переведена на русский язык, но в сети интернет есть много мошенников, которые пытаются продать эту книгу в переводе. Так что будьте осторожны!

Отрывок из книги Бэка Уэзерса «Брошенный умирать»

Вечером 10 мая 1996 года в верховьях Эвереста началась смертоносная метель, заставшая меня и десятки других альпинистов высоко в зоне смерти самой высокой горы Земли.

Буря начиналась как низкое отдаленное рычание, а затем быстро превратилась в воющий белый туман, пронизанный ледяными шариками. Он обрушился на гору Эверест, чтобы поглотить нас за несколько минут. Мы не могли видеть ничего дальше своего носа. Человек, стоящий рядом с тобой, просто исчез в белой пустоте. Скорость ветра в ту ночь превысила 70 метров в секунду. Температура окружающей среды упала до шестидесяти ниже нуля.

Метель обрушилась на нашу группу альпинистов в тот момент, когда мы осторожно спустились с самой высоты, известной как «Треугольник над Четвертым Лагерем», или «Верхний Лагерь», на Южно й седловине Эвереста, пустынном месте скал и льда .

Восемнадцать часов назад мы отправились с Южного Седла на вершину, воодушевленные, когда мы плелись по безмятежному и безоблачному ночному небу, которое манило нас все время вверх до рассвета, когда оно уступило захватывающему восходу солнца над крышей мира.

Затем наступило смятение и бедствие.

Из восьми клиентов и трех гидов в нашей группе пятеро из нас, включая меня, так и не добрались до вершины. Из шести вышедших на высоту чет веро погибло во время шторма. Среди них был наш тридцатипятилетний руководитель экспедиции Роб Холл, нежный и с юмором новозеландец, обладающий мифическим альпинистским мастерством. До того, как он замерз в снежной яме на вершине Эвереста, Роб передавал по радио душераздирающее прощание с его беременной женой Джен Арнольд , которая находилась дома в Крайстчерче.

Другим печальным и л етальным исходом стала гибель крошечн ой сорока семи летней альпинистки Ясуко Намба , последний человеческий контакт которо й был со мной . Мы вдвоем лежали, прижавшись друг к другу на Южном Седле, всего в чет ырёхстах метрах от лагеря , где было тепло и безопасно.

Четыре других альпиниста также погибли во время шторма, что сделало 10 мая 1996 года самым смертоносным днем ​​на Эвересте за семьдесят пять лет после того, как бесстрашный британский школьный учитель Джордж Ли Мэллори впервые попытался подняться на гору.

10 мая началось благоприятно для меня. Я был потрясен и потрясен огромными усилиями, чтобы продвинуться так далеко, но я также был настолько сильным и ясным, насколько любой сорок девятилетний альпинист-любитель может рассчитывать на тяжелые физические и умственные нагрузки на большой высоте. Я уже поднялся на восемь других крупных гор по всему миру, и я работал, как животное, чтобы добраться до этой точки, одержимый испытанием себя против самой сложной задачи.

Я знал, что менее половины экспедиций на Эверест когда-либо ставили одного участника — клиента или гида — на вершину. Но я хотел присоединиться к еще более избранному кругу, пятидесяти или около того людям, которые выполнили так называемый квест восхождения на Семь самых высоких Вершин мира. Если бы я взошел на Эверест, у меня осталась бы только одна гора.

Я также знал, что около 150 человек погибли на горе, большинство из них в лавинах. Эверест поглотил несколько десятков этих жертв, погребая их на своих снежных склонах и ледниках. Как будто, чтобы подчеркнуть свое огромное безразличие ко всему альпинистскому предприятию, Эверест высмеивает его мертвых. Ледники, медленно перемалывая ледяные реки, несут разбитые трупы альпинистов вниз, подобно такому большому количеству детрита, который откладывается на куски десятилетиями спустя, намного ниже.

Распространено, как внезапная, драматическая смерть среди альпинистов, на самом деле никто не ожидает гибели на большой высоте. Я, конечно, не знал и никогда не задумывался о том, должен ли муж среднего возраста и молодой отец рисковать своей шеей таким образом. Я очень любил скалолазание: дух товарищества, приключения и опасность, и — по ошибке — раздувание эго .

Я, так сказать, впал в скалолазание, волей-неволей ответ на сокрушительный приступ депрессии, который начался в моей середине тридцатых годов. Это расстройство уменьшило мою хроническую низкую самооценку до бездонной пропасти отчаяния и страданий. Я отшатнулся от себя и своей жизни и был очень близок к самоубийству.

Тогда спасение. Во время семейного отдыха в Колорадо я обнаружил трудности и преимущества альпинизма и постепенно стал рассматривать этот вид спорта как свою дорогу к спасению. Я обнаружил, что карательный режим тренировки задерживал темноту каждый день на несколько часов. Благословенное превышение. Я также приобрел твердые мускулы и значительно улучшил свою выносливость, два новых источника гордости.

Оказавшись в горах (чем бесплоднее и отдаленнее, тем лучше), я мог сосредоточиться на лазании, не отвлекаясь, чтобы убедить себя в том, что покорение всемирно известных гор является свидетельством моей хрупкости и мужественного характера. Я пил в моменты искреннего удовольствия, удовлетворения и дружелюбия в дикой природе со своими товарищами-альпинистами.

Но лекарство со временем начало меня убивать. Наконец-то черная собака упала, но я продолжал тренироваться и лазать, тренироваться и лазать. Высотный альпинизм и признание, которое он принес мне, стали моей пустой одержимостью. Когда моя жена Пич предупредила, что эта моя холодная страсть разрушает центр моей жизни, и что я систематически предаю любовь и преданность своей семьи, я слушал, но не слышал ее.

Патология углубилась. Все больше погружаясь в себя, я убедил себя в том, что я адекватно выражаю свою любовь к своей жене, дочери и сыну, свободно следя за их материальными потребностями, даже когда я эмоционально оставляю их. Я бесконечно благодарен за то, что они, в свою очередь, не покинули меня, хотя, я мог позволить нанять себе сиделку , так как у меня были средства от страховой компании.

Фактически, с каждым из моих продолжительных вылазок в дикую природу стало яснее, по крайней мере, для беспокойного ума Пич, что я, вероятно, собираюсь убить себя, повторяющийся подтекст моей жизни. В конце концов, это то, что нужно, чтобы разрушить заклинание. 10 мая 1996 года гора начала забирать меня , и я медленно сдался. Дрейф в бессознательное состояние не был неприятным, когда я погрузился в глубокую кому на Южном Седле, где мои товарищи-альпинисты в конечном итоге оставили меня умирать.

Пич получила новости по телефону в 7:30 утра находясь в нашем доме в Далласе. Затем произошло чудо на высоте 8000 метров. Я открыл глаза.

Моей жене едва удалось покончить с мучительной задачей — сказать нашим детям, что их отец не придет домой, когда прозвучал второй телефонный звонок, сообщив ей, что я не так мертв, как мне казалось.

Каким-то образом я пришел в сознание на Южном Седле — я не понимаю, как — и был потрясен своими чувствами, а также своими ногами, достаточно сильными, чтобы побороть мой разум. Я не церковный и не особенно духовный человек, но я могу сказать вам, что какая-то сила внутри меня отвергла идею о смерти в последний момент, а затем направила меня, слепого и спотыкающегося — буквально мертвого человека, идущего — в лагерь и шаткое начало моего возвращения к жизни.

07.03.2019 3086

В этой статье автор рассматривает нехарактерный для проекта «Научи Хорошему» жанр приключенческого кино, основанного на реальных событиях, на примере двух фильмов «Смерть в горах: Смерть на Эвересте» («Into Thin Air», 1997) и «Эверест» («Everest», 2015).

Трагедия на Джомолунгме в мае 1996 года

В фильмах описана история одного из самых драматических восхождений на Эверест в мае 1996 года, которое закончилось массовой гибелью альпинистов на склонах Джомолунгмы; за весь сезон при восхождении на гору погибли 15 человек, что навсегда вписало этот год как один из самых трагических в истории покорения Джомолунгмы.

Главы двух экспедиций, опытные альпинисты и гиды Роб Холл («Консультанты по приключениям») и Скотт Фишер («Горное Безумие») решили объединиться на время восхождения на Эверест, однако допустили множество ошибок. На вершину Эвереста клиенты взошли с большим опозданием, и во время спуска у альпинистов закончился кислород, а затем они попали в сильнейшую бурю. Буря продолжалась два дня, и в ней погибли руководители экспедиций Роб Холл, Скотт Фишер и гид Энди Харрис, а также два клиента «Консультантов по приключениям». Один из клиентов «Консультантов по приключениям» Бек Уизерс был дважды оставлен на горе, так как спутники считали, что он замерз, но он чудом спасся и в дальнейшем пережил множество ампутаций.

Трагедия произошла в результате неудовлетворительной подготовки экспедиций, неопытности некоторых членов экспедиций, ряда тактических ошибок, совершенных их руководителями, очереди, образовавшейся при восхождении, и плохих погодных условий. Не все тщательно соблюдали «акклиматизационный график». Как выяснилось позднее, Скотт Фишер (глава компании «Горное безумие», предположительно погиб в результате отека головного мозга) для ускорения акклиматизации ежедневно принимал по 125 мг диамокса (ацетазоламид). 9 мая член тайваньской экспедиции Чэнь Юйнань погиб, сорвавшись в обрыв из-за того, что не надел на ботинки кошки. При подготовке экспедиции компанией «Горное безумие» было закуплено мало кислородного оборудования. Ещё одним недочётом можно считать устаревшие, десятиканальные рации, которые закупил для экспедиции Скотт Фишер. Более того, во время финального штурма вершины у гидов раций не было, в результате чего они не могли связаться ни с одним из лагерей, ни с отставшим Фишером.

Майская трагедия получила широкую огласку в прессе и альпинистском сообществе, поставив под сомнение целесообразность коммерциализации Джомолунгмы.

Коммерциализация Эвереста

Первые коммерческие экспедиции на Эверест стали организовываться в начале 1990-х годов. Появились гиды-проводники. В пакет их услуг входила: доставка участников в Базовый лагерь (Южный расположен на высоте 5364 метра), организация пути и промежуточных лагерей, сопровождение клиента и его подстраховка на всём пути вверх и вниз. При этом покорение вершины (8848 м над уровнем моря) не гарантировалось. В погоне за прибылью некоторые гиды брали клиентов, которые вообще были не в состоянии взойти на вершину. В частности, Генри Тодд из компании «Гималайские гиды» утверждал что, «… глазом не моргнув, эти руководители присваивают себе большие деньги, прекрасно понимая, что никаких шансов у их подопечных нет». Нил Бидлман, гид группы «Горное безумие», ещё до начала восхождения признался русскому гиду Анатолию Букрееву, что «… у половины клиентов нет никаких шансов на вершину; для большинства из них восхождение закончится уже на Южной Седловине (7900 м)».

Знаменитый новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари, ставший одним из двух людей - первовосходителем на Эверест (29 мая 1953), крайне негативно относился к коммерческим экспедициям. По его мнению, коммерциализация Эвереста «оскорбляла достоинство гор».

Документальные фильмы, посвященные трагедии 1996:

«Эверест» (Everest) - американский документальный фильм 1998 года. Рассказчик - Лиам Нисон.

«В мёртвой зоне» (Seconds From Disaster: Into the Death Zone) - американский документальный фильм 2012 года из документального цикла «Секунды до катастрофы» (6 сезон, 5 выпуск).

Художественные фильмы, посвященные трагедии 1996:

«Смерть в горах: Смерть на Эвересте», 1997 (Into Thin Air: Death on Everest) - американский художественный фильм 1997 года. Режиссёр: Роберт Марковиц.

«Эверест» (Everest), 2015 - фильм режиссёра Балтазара Кормакура. В главных ролях - Джейк Джилленхол, Кира Найтли, Джейсон Кларк, Робин Райт и Джош Бролин. Премьера фильма состоялась на открытии 72-го Венецианского кинофестиваля 2 сентября 2015 года.

В основе фильмов лежат реальные события, произошедшие в Гималаях в мае 1996 года. Тогда сразу две коммерческие экспедиции, в составе которых были как опытные альпинисты, так и туристы, не имевшие опыта покорения восьмитысячников, совершали восхождение на самую высокую гору мира. Однако во время спуска несколько клиентов попали в сильнейший буран, в котором погибли пять человек.

«Смерть в горах: Смерть на Эвересте», 1997 «Эверест», 2015
Снят по мотивам книги «В разреженном воздухе» (Into Thin Air) чудом выжившего американского писателя, журналиста и альпиниста Джона Кракауера, который по заданию журнала Outside стал участником экспедиции на Эверест в мае 1996 года (новозеландская компания «Консультанты по приключениям» во главе с Робом Холлом). Фильм, в отличие от картины 1997 года, основывается не на книге Кракауера, а на интервью с выжившими участниками экспедиции, и более объективен.
В книге Джон Кракауэр осуждает коммерциализацию Эвереста, а также приводит факты гибели экспедиции индо-тибетской пограничной службы, которые поднимались в тот же день со стороны Тибета. Коммерциализация Эвереста также осуждается. Клиенты экспедиции 1996 года заплатили по 65 000 долл. США (чтобы вы понимали, о какой сумме идет речь).
Одним из виновных в трагедии Джон Кракауэр посчитал гида Анатолия Букреева , который спустился в лагерь раньше всех клиентов (он шел без кислородного баллона и, по мнению журналиста, был легко одет). В фильме Анатолий представлен безответственным, глуповатым и самонадеянным. С начала фильма явно показано предвзятое отношение к русскому альпинисту. Скот Фишер говорит, ему о том, что больше не будет с ним работать, так как Анатолий не думает о работе и не беспокоится о клиентах. Другими словами Фишер обвиняет Букреева в непрофессионализме.
Отметьте, что практически одна и та же фраза о том, что клиент сам должен реально оценивать свои силы, и что нянчиться с ним/ней никто на горе не будет, в фильме 1997 года принадлежит Анатолию, в то время как в фильме 2015 года – Скоту Фишеру.
В 1997 году Анатолий Букреев в соавторстве с писателем Вестоном Де-Уолтом написал книгу «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте» (The Climb, в русских изданиях – «Восхождение» и «Эверест. Смертельное восхождение»), где привёл своё мнение о полной неподготовленности обеих экспедиций и безрассудстве их погибших руководителей, которые за большие деньги брали в горы слабо подготовленных и уже немолодых людей, мало подходящих для альпинизма (в этом Кракауэр и Букреев согласны друг с другом), а также ответил на обвинения Кракауэра, что был хорошо одет и не пользовался кислородом, чтобы не погибнуть в горах от слабости, если кислород закончится (он в большинстве восхождений не пользовался кислородом), что и произошло с остальными участниками экспедиций, а спустился в лагерь по указанию руководителя экспедиции Скотта Фишера, чтобы взять запас кислорода и выйти на встречу спускающимся клиентам.
Книга Джона Кракауэра стала бестселлером в США, а затем и во всем мире. Журнал «Тайм» признал её книгой года, а также возглавил первое место в списке бестселлеров, по мнению журнала «Нью-Йорк Таймс». Книга «В разреженном воздухе» выдвигалась на Пулитцеровскую премию. В 2016 году книга была переиздана на русском языке под названием «Эверест. Кому и за что мстит гора?».
Букреев подвергся критике за то, что спасал «своих» клиентов, оставив на произвол судьбы, в частности, японку Ясуко Намба, которая в большей степени нуждалась в помощи, чем остальные.
Де-Уолт заметил, что Анатолий Букреев в одиночку спас троих клиентов своей компании во время снежного бурана и условиях темноты, в то время как сам Кракауэр, шерпы (местные жители – помощники экспедиций) и другие клиенты отказались ему помогать (впоследствии 6 декабря 1997 года Американский альпийский клуб наградил Букреева премией имени Дэвида Соулса, вручаемой альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни, а Сенат США предложил ему принять американское гражданство). Сцена спасения альпинистов Анатолием Букреевым показана в фильме.
Надо заметить, что точка зрения Кракауэра на трагедию была негативно воспринята мировым профессиональным сообществом, поскольку все клиенты, которые находились в экспедиции Букреева и были под его ответственностью - выжили, в то время как основные потери понесла группа, в которой шёл Джон Кракауэр. Таким образом, фильм 1997 года был неоднозначно воспринят общественностью. Американский альпинист и писатель Гален Ровелл в статье для газеты The Wall Street Journal назвал операцию, проведённую Букреевым по спасению трёх альпинистов, «уникальной»: сделанное им не имеет аналогов в истории мирового альпинизма. Человек, которого многие называют «тигром Гималаев», сразу после восхождения без кислорода на высшую точку планеты без всякой помощи несколько часов подряд спасал замерзающих альпинистов… Говорить, что ему повезло - значит недооценивать совершённого им. Это был настоящий подвиг.
Джон Кракауэр упоминал в своих книгах «Навстречу дикой природе» и «В разреженном воздухе», что курит марихуану. Весной 1997-го года Анатолий Букреев вернулся на Эверест в качестве ведущего гида индонезийской экспедиции. На вершине он оставил флаг, переданный ему женой и детьми Скотта Фишера. А затем во время спуска похоронил тела Фишера и Ясуко Намбы (одной из погибших в экспедиции 1996 года) под снегом и камнями, оставив в качестве опознавательных знаков обнаруженные на маршруте ледорубы.
Актер, исполняющий роль Анатолия в фильме, совсем не похож на него в жизни, в отличие от остального подобранного актерского состава. Актер, исполняющий роль Скота Фишера в фильме, совсем не похож на него в жизни, в отличие от остального подобранного актерского состава. Возможно, это было сделано намерено, чтобы сместить акценты с Букреева на Фишера, как одного из виновников трагедии.
Фильм – не что иное, как попытка очернить Россию и русских в лице высотного альпиниста, гида, фотографа и писателя Анатолия Николаевича Букреева , обладателя титула «Снежный барс» (1985), заслуженного мастера спорта СССР (1989). Покорителя одиннадцати восьмитысячников планеты, совершившего на них в общей сложности 18 восхождений, кавалера ордена «За личное мужество» (1989), казахстанской медали «За мужество» (1998, посмертно), лауреата премии Американского альпклуба имени Дэвида Соулса, вручаемой альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни (1997). В фильме Анатолий Букреев реабилитирован в глазах мирового сообщества телезрителей , а ответственность за неблагополучный исход обеих экспедиций справедливо возложена на их руководителей, проявивших безответственность в погоне за будущими прибылями, пойдя на поводу у своих клиентов, доверивших им свои здоровье и жизни.
К выходу фильма приурочено второе издание перевода на русский язык книги Букреева «The Climb».

Таким образом, проанализировав эти две картины, основанные на реальных событиях, при этом кардинально отличающиеся друг от друга в вопросах объективности и пропаганды, автор отдаёт предпочтение фильму «Эверест» 2015 года. Большинство склонно считать старые фильмы более качественными (и обычно это справедливо в виду всё большего уклона современного кинематографа в сугубо развлекательную плоскость), однако, в отношении разобранных выше двух картин, мы видим исключение из этого правила. Автор призывает анализировать подобные, скажем так, околодокументальные фильмы и не попадаться на уловки пропагандистов, или смотреть документальные, которые зачастую ближе к истине.

Некоторые факты и статистика восхождений на Эверест

Эверест, являясь высочайшей вершиной Земли, привлекает к себе большое внимание альпинистов; попытки восхождений носят регулярный характер. Подъём на вершину занимает около 2 месяцев - с акклиматизацией и установкой лагерей. Страны, на территории которых находятся подступы к вершине (Непал, КНР), берут за восхождение на вершину большие деньги. Также деньги взимаются за возможность подъёма. Устанавливается очерёдность подъёма экспедиций.

Значительная часть восхождений организуется специализированными фирмами и совершается в составе коммерческих групп. Клиенты этих фирм оплачивают услуги гидов, которые проводят необходимое обучение, предоставляют снаряжение и, насколько это возможно, обеспечивают безопасность на всём пути. Стоимость восхождения составляет до 85 тысяч долл. США, причем одно только разрешение на восхождение, выданное правительством Непала, стоит 10 тысяч долл.

Восхождения на Эверест с целью достичь высшей точки горы характеризуются исключительной трудностью и иногда оканчиваются гибелью как восходителей, так и сопровождающих их носильщиков-шерпов. Указанная трудность обусловлена особо неблагоприятными климатическими условиями верхушечной зоны горы вследствие значительной высоты её положения. В числе неблагоприятных для организма человека климатических факторов: высокая разреженность атмосферы и, как следствие, крайне низкое содержание кислорода в ней, граничащее со смертельно низким значением; низкие температуры до минус 50-60 градусов, что в сочетании с периодическими ураганными ветрами субъективно ощущается человеческим организмом как температура до минус 100-120 градусов и способно привести к крайне быстро возникающей температурной травме; немалое значение имеет интенсивная солнечная радиация на таких высотах. Указанные особенности дополняются «стандартными» опасностями альпинизма, присущими и гораздо менее высоким вершинам: сходы лавин, обрыв с крутых склонов, падение в расщелины рельефа.

С момента первого восхождения на вершину (1953) до 2015 года на её склонах погибло более 260 человек. Даже самое дорогое и современное снаряжение не гарантирует удачного восхождения на Джомолунгму. Тем не менее, каждый год Эверест пытаются покорить около 500 человек. По данным на декабрь 2016 года вершины удалось достичь 7646 альпинистам, 3177 из них поднялись на Эверест более одного раза.

Автор считает необходимым упомянуть высокую степень участия местного народа – шерпов – в организации абсолютно всех экспедиций. Именно они занимаются организацией базового лагеря, поставкой всего необходимого (воды, кислорода, припасов, техники), протягиванием веревок и лестниц. По сути, без поддержки шерпов альпинисты бы никогда не смогли достичь высшего пика Джомолунгмы. Они – безымянные герои экспедиций, выполняющие работу за копейки по сравнению с прибылями компаний-организаторов. Не секрет, что в горах Гималаев больше всего гибнет именно шерпов. Об этом прекрасно рассказывает телеведущий Дмитрий Комаров в своем цикле передач «Мир наизнанку» (Экспедиция к Эвересту, начиная с 5 серии 8 сезона).

Три версии одной страшной трагедии, рассказанные ее участниками и исследователями

Эверест 1996

Три версии одной страшной трагедии,
рассказанные ее участниками
и исследователями

В кинотеатрах мира полным ходом идет фильм «Эверест», посвященный страшным событиям 1996 года, развернувшимся на «крыше мира» из-за массовых коммерческих экспедиций, несогласованности действий гидов и непредсказуемой погоды. Сухое резюме трагедии таково - 10-11 мая 1996 года после серии восхождений на горе навсегда остались 8 альпинистов: внезапно заставшая их на позднем спуске буря дезориентировала путников, заставив их блуждать в полной темноте и пурге в зоне смерти без кислорода. Благодаря нескольким ночным выходам одного из гидов удалось спасти троих альпинистов; еще один, признанный погибшим, позже пришел в лагерь сам, полумертвый и обмороженный. О трагедии на Эвересте в 1996-м было написано минимум 4 книги, десятки статей и снято несколько фильмов, 2 из них - художественные. Но точку в дискуссии поставить за почти 20 лет не удалось никому - кроме, пожалуй, упомянутого выше нового фильма Балтазара Кормакура. Сегодня мы вновь обратимся к этой страшной драме и изложим три главных точки зрения на события мая 1996-го.

Основная полемика развернулась между членом экспедиции «Консультанты по приключениям» Джоном Кракауэром (ныне здравствующим), который отправился на Эверест как приглашенный журналист от издания Outside, и гидом экспедиции «Горное безумие» Анатолием Букреевым, одним из самых выдающихся альпинистов советской школы, покорившим 11 восьмитысячников из 14 и погибшим на Аннапурне в 1997 году. Сегодня мы попробуем разобраться в этой лавине взаимных обвинений и понять, почему, несмотря на тотальную популярность взглядов журналиста Outside, премию за мужество в США дали именно Букрееву, а в фильме «Эверест» роль русского является одной из ведущих. Итак, встречайте: тезисы из книг «В разреженном воздухе» (Джон Кракауэр, США, 1997) и «Восхождение: трагические амбиции на Эвересте» (Анатолий Букреев, Вестон де Уолт, США, 1997), а также

    Статистика по погибшим 10 мая 1996 года:
  • «Консультанты по приключениям» : 4 погибших (2 гида, 2 клиента)
  • «Горное безумие» : 1 погибший (гид)
  • Индийская экспедиция : 3 погибших (военные)

примиряющая спорщиков версия из фильма «Эверест» (Балтазар Кормакур, США, 2015). И хотя исход трагедии и списки погибших подробно описаны на Википедии и всевозможных порталах, все же предупредим: осторожно, спойлеры!

Версия №1: обвинение

Джон Кракауэр - один из самых заметных аутдор-журналистов США за последние 20 лет. Именно его перу принадлежит книга-расследование об Алексе Супербродяге - путешественнике, в одиночку проехавшем по Америке до Аляски и встретившем там свою смерть. По этой книге был снят культовый фильм «В диких условиях» («Into the wild»), который поклонники свободных путешествий считают самым главным кино нулевых. Но задолго до этого важным литературным достижением Кракауэра стала попытка разобраться в трагедии на Эвересте в 1996-м, непосредственным участником которой он являлся. Он принадлежал к несчастливой экспедиции Роба Холла «Консультанты по приключениям», похоронившей большинство своих участников в тот злополучный день. Именно он первым высказался публично и огласил свою версию произошедшего - сначала статьей в журнале Outside, затем и докумнтальным романом «В разреженном воздухе».

Основной упор Кракауэр делает на ошибки гидов: нездоровую конкуренцию, отсутствие должного уровня организации, невнимание к болезням клиентов и отсутствие плана на случай катастрофы

Основной упор Кракауэр делает на ошибки гидов: их желание соревноваться друг с другом в качестве предоставленного сервиса, чтобы завлечь новых участников на будущий год, отсутствие должного уровня организации, невнимание к нуждам и болезням клиентов и, наконец, отсутствие плана на случай катастрофы. В сухом остатке все его претензии верны: Роб Холл, руководитель «Консультантов», на тот момент действительно был монополистом коммерческих восхождений на Эвересте, но на пятки ему внезапно начал наступать опытный и авантюрный Скотт Фишер («Горное безумие»), который готовился к экспедиции едва ли не в последний момент и завербовал в гиды сильнейшего альпиниста советской школы - Анатолия Букреева. Холл заполучил в свою команду корреспондента журнала-бестселлера Outside, Джона Кракауэра, дав ему хорошую скидку и буквально вырвав его из рук Фишера. Фишер, в свою очередь, взял на гору звезду Манхеттена, светскую диву Сэнди Питтман, пообещавшую NBC выходить в прямой эфир с горы. Естественно, за всеми этими прениями и попытками угодить элитным клиентам далеко в стороне остались реальные организационные вопросы.

Кадр из фильма «Эверест». Фото: independent.co.uk

Холл, Фишер и другие гиды, находившиеся на горе, во всеобщей погоне за славой не уследили за огромным количеством вещей: страховочные веревки (перила) были провешены далеко не по всему маршруту, что сильно замедляло подъем; многие клиенты были откровенно не готовы к восхождению (плохо подготовлены физически или недостаточно акклиматизированы), а контрольное время возвращения с горы так и не было точно названо, из-за чего многие альпинисты непростительно долго стояли на вершине, теряя драгоценные минуты. Наконец, у команды Фишера даже не было нормальных раций, что не позволило команде координировать свои действия, когда разразилась катастрофа. Но больше всех от Кракауэра досталось почему-то Анатолию Букрееву - единственному, кто смог сориентироваться и выйти в ночи на помощь к своим клиентам. Именно Букреев во время ночных выходов в страшный буран обнаружил потерявшуюся в 400 метрах от лагеря группу из 5 человек и спас тех троих, кто еще мог идти. Тем не менее, Кракауэр в своей книге пишет, что русский альпинист был неразговорчив и не помогал клиентам, следовал своему, одному ему понятному, графику восхождения и акклиматизации, не пользовался на подъеме кислородом и в трудной ситуации оставил всех тех, кто погибал выше на горе. Как ни странно, то, что Кракауэр ставит Букрееву в вину, спасло жизни троим людям: сэкономленные им баллоны пригодились тем, кто умирал от обморожения в зоне бедствия, а раннее возвращение в лагерь с горы позволило альпинисту в абсолютном одиночестве совершить два ночных выхода на поиски заблудившихся. Возможно, именно замкнутый, неконтактный характер Букреева и его плохой английский помешали Кракауэру разобраться в ситуации, но от написанных слов он не отказался даже после гибели Анатолия в 1997 году на Аннапурне, хотя другие моменты в своей книге согласился пересмотреть.

Скотт Фишер (Джейк Джилленхол) и Роб Холл (Джейсон Кларк) в фильме «Эверест». Фото: wordandfilm.com

Больше всех от Кракауэра досталось почему-то Анатолию Букрееву - единственному, кто смог сориентироваться и выйти в ночи на помощь к своим клиентам

Тот факт, что мир всецело доверился Кракауэру и его точке зрения, кажется весьма странным, если не подозрительным. Журналист, в последний момент переметнувшийся из одной команды в другую из-за цены; непрофессиональный (хотя и сильный) альпинист, не сумевший не только самостоятельно добраться до палаток, но и выйти на помощь к терпящей бедствие группе из 5 человек, допустивший ряд серьезных фактических ошибок (он перепутал клиента Мартина Адамса с гидом «Консультантов» Энди Харрисом, погибшим выше на горе, тем самым дав напрасную надежду его родственникам) - разве мог Кракауэр дать объективную оценку тому, что происходило на горе, спустя всего несколько недель после произошедшего? Как и в случае с более поздней книгой «В диких условиях», на Кракауэра обиделись все без исключения родственники погибших: жена Роба Холла - за обнародованный последний разговор с мужем по спутниковому телефону, друзья Фишера - за упреки в непрофессионализме, муж погибшей японской альпинистки Ясуко Намбы - за то, что, подобно остальным, он счел еще дышащую женщину недостойной спасения. Как бы то ни было, многие его доводы справедливы, а книга «В разреженном воздухе» была и остается абсолютным бестселлером среди всей литературы о трагедии на Эвересте в 1996-м.

Роб Холл говорит с женой по спутниковому телефону. Кадр из фильма «Эверест», kinopoisk.ru

Версия №2: подвиг

Ошарашенный обвинениями Кракауэра, Букреев ответил журналисту книгой «Восхождение», основную работу над которой проделал интервьюер Вестон де Уолт. Как ни странно, во многом его объяснения не противоречат тезисам Кракауэра, а подтверждают их: Букреев подробнейшим образом рассказывает о том, какая разруха царила во время подготовки экспедиции Фишера и как отчаянно они пытались скрыть от клиентов тот факт, что кислорода едва хватает на подъем и спуск всех участников, а денег, оставшихся у Фишера, не хватит на спасательные операции в случае чрезвычайных происшествий. Удивлял Букреева и тот факт, что опытнейший альпинист Фишер не соблюдал график акклиматизации, бегал по горе взад и вперед по нуждам клиентов, не щадя себя, чем и подписал себе смертный приговор. Кроме того, Букреев куда более трезво оценивал способности членов своей команды: несколько раз он просил Фишера «развернуть» нескольких участников, но тот был непреклонен и хотел довести до вершины как можно больше клиентов. Эти действия подвергали риску жизни других альпинистов: так, старший шерпа Лобсанг Джамбу, вместо того чтобы провешивать веревки на опасном участке маршрута, фактически тащил на себе наверх переутомленную Сэнди Питтман.

Частичных извинений, которые Кракауэр включил в переиздание своей книги 1999 года, Букреев уже не увидел: в декабре 1997 года он погиб на Аннапурне

Букреев тоже совершил две важных ошибки: во время ночных выходов он решил, что спасти обмороженных и не подававших признаков жизни Ясуко Намбу и Бека Уизерса уже нельзя, и вернулся в лагерь с альпинистами, которые могли ходить. На следующий день участники экспедиций снова вернулись к замерзшим товарищам и сочли их состояние безнадежным, хотя те еще дышали. Бек Уизерс вернулся в лагерь вопреки всем законам жизни и физики. Ясуко Намба умерла в одиночестве среди льда и камней. Впоследствии, во время индонезийской экспедиции в апреле 1997 года, Букреев нашел ее тело и соорудил над ним арку из камней, чтобы предотвратить трапезы высокогорных птиц. Он неоднократно извинялся перед вдовцом Намбы за то, что не смог ее спасти. Не получилось у Букреева и помочь своему начальнику: в книге он говорит, что в отличие от шерпов, отлично понимал, что у Фишера нет никаких шансов выжить после ночи в метели на огромной высоте. Тем не менее, 11 мая около 19:00 вечера он поднялся наверх, чтобы констатировать смерть товарища.

Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли Букреева. Кадр из фильма «Эверест». Фото: lenta.ru

Вестон де Уолт посвящает несколько глав книги тому, что предшествовало восхождению: высотным работам Анатолия (тот прокладывал маршрут вместе с шерпами, когда понял, что рук не хватает), процессу его акклиматизации, работе с клиентами и разговорам с Фишером. Следуй тот и Холл советам Букреева, жертв можно было бы избежать вовсе, но история не знает сослагательного наклонения, как горам неведомо чувство сострадания. Частичных извинений, которые Кракауэр включил в переиздание своей книги 1999 года, Букреев уже не увидел: в декабре 1997 года лавина настигла его и высотного оператора Дмитрия Соболева на Аннапурне. Тела так и не были найдены. Букрееву было 39 лет.

Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли Букреева. Фото: letmedownload.in

Версия №3: стихия

Балтазар Кормакур, принявший непростое решение снять блокбастер по трагедии, которой в будущем году исполнится 20 лет, решил не ставить точку в бесконечных прениях сторон, а пойти другим путем. Создателя фильма «Эверест» куда больше интересовала стихия и тот вызов, который каждому из путников бросила зона смерти в обмен на покорение крыши мира. Ни профессии, ни семья, ни почтенный возраст не могут остановить того, кто однажды подхватил горную лихорадку - в фильме особое внимание уделено тому, как каждый из поднимающихся скрывает свою болезнь и слабость, чтобы дойти до вершины любой ценой. Для создания достоверной истории команда фильма обратилась вовсе не к текстам «профессионалов» - труды Кракауэра и Букреева остались в стороне. Наибольшее внимание было уделено книге Бека Уизерса - того самого клиента, который сам дополз до лагеря на обмороженных руках и ногах. Она недаром называется «Брошенный умирать»: Уизерс на себе прочувствовал, что жестокой может быть не только гора, но и люди в экстремальных условиях. Трижды оставленный умирать (первый раз — Робом Холлом на подъеме, когда его сразила снежная слепота, второй раз - на Южной Седловине, и третий раз - ночью в палатке лагеря во время нового шторма), он, тем не менее, смог сохранить не только жизнь, но и сочувственное отношение к другим участникам трагедии.

Создатели «Эвереста» не принимали ничью сторону: они стремились показать личную драму каждого, кому суждено было оказаться на горе в тот день, и борьбу за жизнь вопреки всем препятствиям

Еще одним источником информации для съемочной группы стала расшифровка разговоров лидера «Консультантов по приключениям» со своей женой, Джен Арнольд. В этих диалогах Роб Холл докладывает обстановку, замерзая на ступени Хиллари в одиночестве, и рассказывает детали о том, что случилось на самом верху в разгар бури, и прощается с беременной супругой. Сцена личной драмы в фильме воспроизведена максимально подробно: Холл погиб, спасая одного из своих клиентов, Дага Хансена, которого однажды уже не успел поднять на гору и взял с собой второй раз с прицелом на победу. Проявленная человечность стоила ему жизни: начав спуск слишком поздно и растратив кислород, оба навсегда остались на горе.

Кадр из фильма «Эверест», kinopoisk.ru

Также Кормакур, в отличие от многих исследователей ситуации, догадался пообщаться не только с участниками экспедиции, чьи воспоминания затуманены кислородным голоданием, холодом и ужасом от смерти товарищей, но и с теми, кто наблюдал за бедой со стороны и участвовал в спасательных операциях. Дэвид Бришерс, член экспедиции IMAX, снимавшей той же весной документальный фильм про Эверест, пожертвовал свой кислород пострадавшим и помогал им в спуске, а также рассказал создателям нового кино много интересных подробностей. Создатели «Эвереста» не принимали ничью сторону: они стремились показать личную драму каждого, кому суждено было оказаться на горе в тот день, и борьбу за жизнь вопреки всем препятствиям.

Впрочем, кое-что о том, кому из альпинистов сочувствовали создатели нового фильма, мы все же знаем: в «Эвересте» Кракауэру принадлежит всего пара реплик - странный вопрос «зачем вы все здесь» в базовом лагере, обращенный к участникам экспедиции, и фраза «я с тобой не пойду», брошенная Букрееву перед началом его спасательной операции. Зато к подбору актера на роль русского альпиниста команда подошла максимально серьезно (его играет исландская кинозвезда Ингвар Сигурдссон, который уже играл русских), а сам Букреев подробно показан в сцене спасения альпинистов.

Если верить шерпам - коренным жителям этих мест - у каждого поступка есть свои последствия и каждое посеянное семя кармы рано или поздно взойдет. Со времен той трагедии на Эвересте произошли куда более страшные события. И сейчас, спустя 20 лет, в объективах камер операторов Кормакура, трагедия на Эвересте 1996 года постепенно теряет свой героический флер и становится тем, чем она была на самом деле - роковым стечением обстоятельств, промахов и упущений множества людей. Все это не привело бы ни к чему серьезному, если бы не жуткая непредвиденная буря, которая собрала на горе кровавую дань. Несмотря на весь ужас ситуации, драма на пике многому научила тех, кто ратовал за коммерческие восхождения, заставив их быть осторожнее и предусмотрительнее, и напомнив клиентам о том, чего стоят большие амбиции. И если несмотря ни на что восьмитысячники все еще манят вас, советуем вам погрузиться как можно серьезнее в дело «Эверест 1996» и решить для себя, готовы ли вы заплатить подобную цену за то, чтобы ваше имя было вписано в историю.


Который был покрыт в Джоне Кракауэр книги «s Into Thin Air (1997), его адаптация фильма Into Thin Air: Смерть на Эвересте (1997), а также фильмы Эвереста (1998) и Эверест (2015) , Автобиографическая книга погод, под названием Left для Dead: My Journey Home от Эвереста (2000) включает в себя его тяжелое испытание, но и описывает свою жизнь до и после этого, как он сосредоточился на сохранении его Поврежденные отношения.

Молодость и личная жизнь

Уэзерс родился в семье военнослужащего. Он посещал колледж в Вичита Фоллс , штат Техас, женат и имел двоих детей. В 1986 году он поступил в альпинизме, конечно, а потом решил попробовать подняться на Семь вершин . Он считал, Ричард Басс , первый человек, чтобы подняться на Семь вершин, в «вдохновение» , который сделал восхождения на Эверест представляется возможным для «обычных парней». В 1993 году Уэзерс делал ведомую восхождение на Винсон горный массив , где он столкнулся с Сэнди Питтман , которого он позже встретиться на Эверест в 1996 году.

гора Эверест

В мае 1996 года Уэзерс был один из восьми клиентов ориентируясь на Эвересте на Rob Hall приключенческих Consultants. Уэзерс, которые недавно имели радиальную кератотомия операцию, вскоре обнаружил, что он был ослеплен эффектами большой высоты и чрезмерного ультрафиолетового излучения, высокие эффекты высоты, которые не были хорошо документированы в то время. 10 мая, в день саммита нападения, зал, после того, как сказал Уэзерс не мог видеть, как он хотел, чтобы спуститься в лагерь IV немедленно. Он, однако, считал, что его зрение может улучшиться, когда выглянуло солнце, так Холл посоветовал ему ждать на балконе (27000 футов, на 29000 футов Эвереста) , пока зал не вернулся вниз, чтобы спуститься с ним.

Холл, помогая другому клиенту достичь вершины, не вернулись, а потом умер дальше на горе. Уэзерс в конце концов, начал спускаться с сопровождающим Майкл Жениха, который был коротким обвязывания его. Когда метель ударила, Уэзерс и 10 других альпинистов стали дезориентированы в шторме, и не могли найти лагерь IV. К тому времени был перерыв в шторме несколько часов спустя, Уэзерс был настолько ослаблен, что он и четверо других мужчин и женщины остались там, чтобы другие могли вызвать помощь. Букреев , руководство по другой экспедиции под руководством Скотта Фишера , пришел и спас несколько альпинистов, но в то время, Weathers встал и исчез в ночи. На следующий день, еще один клиент в команде Холл, Стюарт Хатчисон, и два шерпа прибыл, чтобы проверить статус Weathers и сотрудник клиента Ясуко Намба . Веря Уэзерс и Namba оба были близки к смерти и не будет делать это с горы живым, Hutchison и другие оставили их и вернулся в лагерь IV.

Уэзерс провел ночь в открытом бивуака , в пургу, его лицо и руки подвергаются. Когда он пробуждается, ему удалось спуститься в лагерь IV под свою власть. Его коллеги скалолазы говорят, что его замороженная рука и нос выглядели и чувствовали себя так, как будто они были сделаны из фарфора , и они не ожидали, что он выживет. При этом предположении, что они только пытались сделать его удобным, пока он не умер, но он выжил другой морозильную ночь в одиночестве в палатке, не может есть, пить, или держать себя покрыты спальные мешки, он был предоставлен. Его крики о помощи не могут быть услышаны выше пурги, и его спутники были удивлены, обнаружив его живым и когерентные на следующий день.

Позже Weathers помогли ходить, на замерзших ногах, в нижний лагерь, где он был предметом одной из самых высоких высот медицинских эвакуаций когда - либо выполненных вертолетом . После его вертолетной эвакуации из Западной Cwm , его правая рука была ампутирована на полпути между локтем и запястьем. Все пять пальцев на левой руке были ампутированы, а также части обеих ног. Его нос был ампутировать и

Фильм Бальтасара Кормакура, основанный на книгах Джона Кракауэра и Анатолия Букреева, рассказывает о трагедии на Эвересте 11 мая 1996 года, когда стечение обстоятельств унесло жизни трёх гидов и двух клиентов коммерческих экспедиций на самую высокую точку планеты.

24 сентября АльпИндустрия организовала закрытый показ премьеры «Эвереста». Вместе с полным залом заинтересованных зрителей фильм посмотрели два специальных гостя, знающих про Эверест не понаслышке, — Сергей Ковалёв, поднявшийся на вершину в 2008 году, и Николай Дмитриевич Чёрный, семь раз участвовавший в восхождениях и дважды побывавший на вершине.

После просмотра альпинисты поделились впечатлением от фильма и ответили на вопросы зрителей.

Осторожно! В тексте спойлеры.

Сергей Зон-Зам, Николай Дмитриевич Чёрный и Сергей Ковалёв на премьере фильма «Эверест»

История трагедии 11 мая 1996 года

В 1990-е Эверест стал притягивать большое количество коммерческих туристов, способных позволить себе траты в несколько десятков тысяч долларов, но зачастую совершенно неподготовленных физически и морально.

10 мая 1996 доставить своих клиентов на вершину пытались одновременно две конкурирующие коммерческие компании: «Горное безумие» под руководством Скотта Фишера и «Консультанты приключений» под руководством Роба Холла. В это же время восхождение совершала тайваньская экспедиция Гао Минхэ, спонсируемая правительством Тайваня, и ещё одна коммерческая группа — американцы под руководством Даниэля Мазура и Джонатана Пратта.

В результате, из-за целого скопа различных негативных факторов (погодные условия, неподготовленный маршрут, большие очереди из-за наплыва коммерческих туристов и прочее) экспедиции закончились гибелью Скотта Фишера из «Горного безумия» и сразу нескольких участников команды «Консультанты приключений», включая самого Роба Холла и ещё одного гида Эндрю Харриса. Из восьми клиентов погибли двое: японка Ясуко Намбо и американец Даг Харрис.

Навсегда остаться на Эвересте могли ещё трое членов экспедиции Холла, потерявшиеся на спуске в снежной буре. Их спас советский альпинист Анатолий Букреев, работавший гидом в команде Скотта Фишера. Ночью в одиночку в ужасающих погодных условиях на высоте 8000 метров он разыскал троих альпинистов и поочерёдно дотащил их до лагеря.

Ещё одного участника, Бека Уизерса, дважды оставляли на склоне, считая, что он замёрз, но оба раза он находил в себе силы и, несмотря на сильнее обморожение и тяжелейшее состояние, сумел самостоятельно добраться до лагеря и выжить. Ему ампутировали нос, правую руку и все пальцы левой руки, но он остался жив и позже написал книгу «Брошенный умирать» (Left for Dead, 2000).

Джон Кракауэр, журналист издания Outside, член экспедиции Роба Холла, смог вернуться живым, и в том же году свет увидела книга «В разреженном воздухе» (Into Thin Air, 1996), рассказывающая о трагедии. Во многом благодаря участию журналиста именно эти трагические события из числа многих, случившихся на Эвересте, получили широкую известность. Через год своё видение событий изложил Анатолий Букреев, издав в соавторстве с Венстоном ДеУолтом книгу «Восхождение» (The climb, 1997).

Споры вокруг Анатолия Букреева не угасают до сих пор. В своей книге Джон Кракауэр обвинил его за решение спускаться с вершины раньше своих клиентов. Анатолия также ругали за нежелание использовать кислород, а саму экспедицию Фишера за отсутствие обычных раций и другие огрехи. С другой стороны, в 1997 году Анатолий Букреев получил Премию Американского Альпийского Клуба имени Дэвида Соулса за спасение членов экспедиции Роба Холла с риском для собственной жизни.

О причинах трагедии и роли гидов в случившемся в альпинистском мире спорят до сих пор, а истина, как сказал перед показом Николай Дмитриевич, как всегда где-то посередине…


Роб Холл, Скотт Фишер, Джон Кракауэр, Анатолий Букреев, Бек Уизерс с супругой

Николай Чёрный и Сергей Ковалёв о фильме «Эверест»

Николай Дмитриевич Чёрный

Заслуженный мастер спорта и Заслуженный тренер СССР.
Семь раз поднимался на Эверест, в том числе в составе самой первой советской экспедиции в 1982 году, дойдя до отметки 7800.
Дважды был на вершине Эвереста, один из них в 2009 году в возрасте 71 года.

Сергей Викторович Ковалёв

Мастер спорта международного класса.
Десятикратный Чемпион Украины, двукратный Чемпион СНГ и двукратный Чемпион Москвы по альпинизму.
Совершил восхождение на вершину с юга в 2008 году.
Имеет успешный опыт спасательных работ на Эвересте на высоте 8600 м и сразу после этого двух ночёвок подряд на отметке 8300 в 1999 году.

Николай Дмитриевич Чёрный: кино есть кино

Фильм снят точно по книгам Анатолия Букреева и Джона Кракауэра со всеми подробностями, точно по фактам. Но есть единственное но.

Я ходил этот маршрут в качестве гида в 2009 году (в возрасте 71 года — прим. ред.) , и таких страстей у нас не было, хотя у нас погода была хорошая. Но вообще, не так сложно там, на самом деле (зал смеётся — прим. ред.) . Таких карнизов и скал, как показано в фильме, на маршруте нет — там нормальный гребень, а в фильме он больно крутоват. Но это же кино — в нём страсти должны быть.

Ступень Хиллари в фильме показана как нечто. Я её проходил и вверх, и вниз. Если в реальности идёшь по снегу и не надо держаться руками за скалу, то в фильме надо. Если чувствуешь себя нормально, то никаких технических сложностей нет, тем более, если перила висят. В фильме они усложнили этот участок, для страха, видимо.

Но то, что маршрут проще, чем показано в фильме, никак не упрощает задачу. В такую погоду, в какую попали герои этих трагических событий, в общем-то… Шансов ноль. Так что берегите себя. Если не уверены — не лезьте. А главное — вовремя повернуть.

Сергей Ковалёв: несчастный случай составляется из мелочей

Если рассматривать всю ситуацию с самого начала, каждый подобный несчастный случай в горах начинается не в процессе восхождения, когда погибает человек, а составляется из мелочей, каждая из которых по отдельности не привела бы к трагическому исходу. А вместе они, как цепочка, соединяются в звенья: чуть позже вышли, не донесли кислород на южную вершину, не провесили перила. В итоге они теряли самый главный на высоте ресурс — время.

Сейчас опыта в логистике восхождений стало больше, потоки людей на маршрутах разводятся. Прогнозы погоды стали гораздо более точными: ближайшие три дня возможно расписать по часам и тщательнее спланировать восхождение. Эти факторы значительно уменьшили количество подобных несчастных случаев.

Николай Дмитриевич Чёрный: люди за всё заплатили и хотят успеха

В этом фильме участники экспедиций платят по 65 000 долларов, чтобы подняться на Эверест… Понимаете, какая картина?

Вот когда Советская страна рухнула, в первые годы на серьёзные вершины ездили мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, то есть опытные люди. Где-то денег заняли, где-то наскребли, где-то нашли спонсора. Сейчас в основном едут люди, которые уже побывали… на Мальдивах… (зал смеётся — прим. ред.) . Везде. А вот тут ещё что-то такое есть — мы туда поедем!

Поэтому и процент успешных коммерческих восхождений не такой большой, и гидам тяжелее работать, потому что люди идут с амбициями, они за всё заплатили, они хотят успеха.

Роб Холл вёл на вершину своего старого клиента, который приехал на Эверест во второй раз на последние деньги, мечтая подняться на вершину. И когда нужно было поворачивать, Холл вместо этого пошёл на поводу у клиента, слабину дал…

Сергей Ковалёв: фильм о победе и борьбе

На самом деле, это фильм о любви, о борьбе, о победе над собой и обстоятельствами. События подхвачены прессой, легли в основу нескольких книг. История вызывает неподдельный интерес у людей, потому что герои действительно боролись, кто-то побеждал и выживал, кто-то погибал — это жизнь в миниатюре, маленькая жизнь, прожитая за два месяца от начала до конца.

Каждый человек, который вернулся с этого или другого восхождения, меняется. И фильм как раз рассказывает об изменениях в человеке: что происходит с человеком после и во время восхождения. События и фильм интересны этим, нежели какой-то «чернухой», связанной со смертью людей.

Вопросы зрителей

Мифы и реальность «Эвереста»

Поднявшись на вершину Эвереста, все герои снимают очки и кислородные маски.

Николай Чёрный: В кино, если герой на вершине Эвереста не снимет очки и маску, вы просто-напросто не поймёте, кто говорит (смеётся сам Николай Дмитриевич и весь зал — прим. ред.) . Это нереально. Можно, конечно, но это кино, сами понимаете. Конечно, есть люди, которые поднимаются на Эверест без кислорода. Тот же Букреев вообще не пользовался кислородом никогда. Но это — от Бога. Физиологический феномен.

Весь маршрут герои проходят без касок.

Сергей Ковалёв: На Эвересте выше лагеря 7900 каски не надевают, по крайней мере, если идут с юга, потому что падать оттуда нечему — после отметки 8000 м это гребневой маршрут, там достаточно безопасно в этом плане. До лагеря 7900 лучше, конечно, идти в каске.

Альпинисты идут по маршруту без остановок и передышек.

Николай Чёрный: В реальности на маршруте с юга мы выходили с седла в девять вечера и в шесть были на вершине — практически не останавливались, разве что на спуске, когда солнце показалось.

Остановки на такой высоте совершаются по техническим причинам: поменять баллон с кислородом или если на маршруте возник затор. Можно разве что попить чайку, а есть на маршруте не хочется.

Сергей Ковалёв: Какой бы расход кислорода ты ни поставил, ты не отдыхаешь. Герои пользуются российскими 5-литровыми баллонами «Поиск». Подачу кислорода можно регулировать: 1,5 л в минуту хватит часов на шесть, на максимальной подаче 5 л в минуту идти будет легче и скорость передвижения возрастёт, но кислород кончится через 2,5 часа.

С точки зрения физиологии, на такой высоте кислород выступает как допинг: он выжигает ресурсы, которые организм, возможно, и не задействовал бы. Он позволяет использовать резервы энергии, которые хранятся в организме на чёрный день. Когда вы останавливаетесь на маршруте — это не отдых, вы сжигаете силы и лишнюю энергию. Лучше медленно, но постоянно двигаться, чем час сидеть на месте.

У героев фильма большие штурмовые рюкзаки, которые они ни разу не достали.

Николай Чёрный: В общем-то, нести на маршруте особо нечего. Максимум — термос, запасные рукавицы и запасные очки на случай, если упустишь основные. Вся одежда надета. Один-два баллона с кислородом. Литраж у баллонов 3, 4 и 5 литров. 3-литровый полный баллон на 280 атмосфер весит 3 кг. Кстати, весь мир пользуется композитными баллонами российского производства.

Герои фильма не достают аптечку, только колются чем-то.

Сергей Ковалёв: Герои фильма кололи дексаметазон — очень сильный стимулирующий препарат, встряхивающий весь организм. Когда-то его использовали для вывода человека из состояния шока или комы. Кстати, практически безвредный.

Участников коммерческих восхождений в фильме пугают отёком мозга.

Сергей Ковалёв: В 90% случаев отёк мозга возникает из-за неправильной или недостаточной акклиматизации. Сам по себе он не возникает. Если альпинист правильно акклиматизировался, не спешил и контролировал своё состояние, до отёка мозга дело не дойдёт.

Герои фильма активно употребляют алкоголь на высоте.

Николай Чёрный: Скотт Фишер действительно употреблял.

Сергей Ковалёв: Вопрос с алкоголем спорный. Как лекарство, он зависит от дозы: можно вылечиться или отравиться. Алкоголь выступает как слабый естественный стимулятор. Если вы используете его в разумных пределах, пойдёт на пользу.

Судя по фильму, Скотт Фишер, постоянно бегающий с туалетной бумагой, пытался с помощью виски вылечить себе желудок от лямблии — в процессе этой болезни человек очень быстро теряет силы. На тот момент Фишер был одним из сильнейших альпинистов Америки, в этой экспедиции он был болен, это отражено в книге.

По фильму, ночью в горах довольно светло.

Сергей Ковалёв: Самая стабильная погода в горах во время полнолуния, в это время обычно довольно светло. Когда светит луна, в таких высоких горах видно как днём, можно идти без фонарика. Можно посмотреть по датам фазы луны, возможно, герои двигались в полнолуние. А если луны нет, то глаза человека без источников света тоже привыкают, так что видно.

Николай Чёрный: Кстати, если раньше мы ходили с 1-го по 9-ое мая, сейчас график сдвинулся к концу месяца: ходят с 20 мая по конец мая или начало июня.

Роб Холл, уже начавший спускаться после ночи под вершиной, внезапно остановил попытки.

Сергей Ковалёв: Фильм лишь реконструкция событий, и нам трудно судить, в каком состоянии на самом деле находился Роб Холл. Но если брать за основу показанное в фильме, то сначала какие-то моменты, например, голос жены, помогали ему собраться, но как только стимул исчезал, исчезали и силы. В ситуации, показанной в фильме, он был обречён.

На высоте выше 8000 м альпинисты проходят мимо замерзающего на снегу Бека Уизерса, находящегося явно не в лучшем состоянии, довольствуясь его невнятным «Да» на вопрос, всё ли нормально.

Сергей Ковалёв: Хотелось бы верить, что мы немного по-другому к этому относимся и в такой ситуации поступили бы иначе, потому что у нас развито человеколюбие и мы — команда.

Николай Чёрный: 100% помочь человеку можно, только дав ему кислород. Всё остальное — лирика. Если с кислородом он не передвигается самостоятельно по сложному маршруту выше 8500, вы уже ничего с ним не сделаете.

Сергей Ковалёв: Должна работать полноценная команда, если человек не начнёт двигаться сам. В данном случае проходившие мимо люди сами были не в лучшем состоянии и через десять шагов могли точно так же лечь на снег.

Мне пришлось в 1999 году спускать человека с высоты 8600 м. Человек был примерно в таком же состоянии, как участники экспедиции в фильме. Когда на горе работает команда и обстоятельства и погода складываются чуть более удачно, человека с такой высоты спустить можно. Российские и украинские команды доказывали это не один раз. Если работает команда и люди готовы рисковать жизнью ради своего товарища по команде, то человека можно спасти. Даже через сутки. Даже если он просидел ночь без кислорода. Да, нашему спасённому чуть-чуть отрезали пальцы, но сейчас он жив и здоров и по-прежнему ходит в горы.

Спасти человека с высоты 8000 м возможно, если есть хорошая подготовка, команда, опытные гиды и шерпы. Но самый лучший способ — не оказываться в подобной ситуации. Лучше два раза не взойти, чем один раз не спуститься.

От редактора: В 1999 году в составе Первой национальной украинской экспедиции на Эверест Сергей Ковалёв поднялся до отметки 8600 м, где обнаружил ослепшего товарища по команде Владимира Горбача, находившегося на грани жизни и смерти (давление 60/10). Четыре часа Сергей в одиночку стаскивал Владимира, после чего к ним присоединились Игорь Свергун и Николай Горюнов. Через десять часов тяжелейшего спуска им удалось достигнуть штурмового лагеря 8300, где они провели ещё две ночи.

Личный опыт восхождений Николая Дмитриевича Чёрного и Сергея Ковалёва

В фильмах про альпинизм часто показывают дискотеки в базовом лагере. У вас такие тоже были?

Сергей Ковалёв: А почему бы и нет, если есть возможность собраться всей большой компанией (смеётся — прим. ред.) .

Сколько времени занимает экспедиция?

Сергей Ковалёв: Восхождение занимает 2 месяца — примерно 50 дней вместе с акклиматизацией. Окно, в которое ходят, составляет 7-10 дней — это фаза луны, близкая к полнолунию, и промежуток между циклонами, время до муссонов, прихода дождей. Последний выход стараются спланировать на это окно, поэтому на Эвересте и случаются столпотворения. Иногда погода держится месяц, а иногда всего один день, как было в 1996 году.

Действительно ли на Эвересте лежат замёрзшие тела альпинистов? Почему всех не снимают?

Сергей Ковалёв: Я поднимался на вершину с севера и с юга, говорят, что там остались тела, но в 2009 никаких тел не видел. С юга всё убрали, а с севера есть.

Николай Чёрный: Тел нет. Они сваливаются с лавинами, снегом заносит, сами понимаете.

Сергей Ковалёв: Ради живых люди готовы рисковать своей жизнью, пока есть хоть какой-то шанс спасти человека. Как только человек умер, как бы жестоко это ни звучало, он становится грузом в 80-90 кг, который надо спустить вниз. Это дилемма для любого человека: надо ли спускать тело, рискуя своей жизнью?

А если говорить предельно честно, это на самом деле цена вопроса. Если есть человек, готовый заплатить, то люди, которые там работают профессионально, это сделают.

Николай Чёрный: Японку Ясуко на следующий год спустили организованной японской экспедицией, наняли шерпов.

Сколько времени вы провели на вершине?

Сергей Ковалёв: Наверное, около часа. Это зависит от условий, погоды. У нас погода была хорошая, мы прекрасно себя чувствовали. Почему бы не пофотографироваться, не передать приветы близким? В это время у нас там летали знакомые космонавты, мы звонили космонавту Волкову через Центр управления полётами — это было весело.

Много ли женщин поднимаются на вершину Эвереста?

Николай Чёрный: Бывает, конечно… Я знаю в России, наверное, человек 5-7. Не ходите туда, девушки.

Вы были на К2?

Сергей Ковалёв: Я не был.

Николай Чёрный: Я был тренером команды, которая прошла западную стену К2. Это мой самый серьёзный маршрут.

Николай Дмитриевич, вы несколько раз поднимались на Эверест, но не доходили до вершины. Это стечение обстоятельств, нехватка сил или было запланировано?

Николай Чёрный: Я был в семи экспедициях в качестве участника, гида, тренера. Дважды был на вершине: с севера и с юга. Пару раз возвращался примерно с 8300, пару раз с седла.

Поймать погоду тяжело. Вышли на седловину — задуло. Дальше не пошли. Ночь просидели — поняли, что вторую мы не переживём. Ушли вниз. На «второй выстрел» может просто не хватить ни здоровья, ни времени.

Кто оплачивает экспедиции?

Николай Чёрный: Я точно не платил, у меня таких денег нет. Когда я работаю гидом — мне платят.

Сергей Ковалёв: Стоимость варьируется в зависимости от стиля экспедиции. Если стиль спортивный, вы платите только за пермит и снаряжение, можно уложиться в 15-17 тысяч. Если берёте полный пакет с гарантией и персональным шерпом, цена может доходить до 60-65 тысяч. Могут быть промежуточные варианты, но гарантии вернуться живым вам никто не даст.

Вы покорили Эверест и множество других вершин — а что дальше?

Николай Чёрный: Продолжаем ходить в горы! Работаю гидом. Этим летом четыре раза поднялся на Эльбрус с группой.

Сергей Ковалёв: На самом деле, нам это просто нравится. Просто нравится ходить в горы.


Николай Чёрный с группой на вершине Эльбруса в 2001 году. Фото Майкла Брауна


Ковалев Сергей, вершина Эвереста

Главный вопрос: Кто может подняться на Эверест?

Сергей Ковалёв: Конечно, хочется сразу сказать, что сначала надо стать мастером спорта и всего на свете, а уже потом с грузом своих медалей подниматься на Эверест.

Если вы пользуетесь тактикой коммерческих экспедиций, вас сопровождает опытный шерпа, вам несут кислород и ставят палатки, у вас есть опыт прохождения горной школы и какая-то база, чтобы вам не приходилось, как в фильме, на самом маршруте учиться ходить в кошках, вы сходили десяток-другой восхождений — шансов взойти у вас больше. А главное, у вас в разы увеличиваются шансы выжить.

Гиды не боги, и даже гиды погибают на вершине. Как правило, не добровольно, а спасая своих клиентов. Очень важно идти в горы с осознанием того, что это небезопасно, и может сложиться ситуация, когда ваша жизнь на горе будет зависеть только от вас, ваших навыков и умений. Оставшись один на один с горой — неважно, Монблан это, Эверест или Эльбрус — нужно иметь при себе навыки и умения, которыми вы сможете воспользоваться. Это не требует много усилий, много денег и много времени.

Если вы собрались на Эверест , начните этот путь с Эльбруса. Или семитысячников, как пик Коммунизма и Хан-Тенгри — это отличная школа, отличная подготовка.

Самое главное, что требуется на Эвересте, это не умение лезть по вертикальной скале и совершать какие-то чудеса, а умение выжить в определённой ситуации. Проснуться утром в палатке, приготовить себе чай, надеть ботинки, прийти в палатку, уйти из палатки и при этом не отморозить себе руки и ноги, не потеряться и не упасть с горы. Этому надо научиться в большей степени, нежели каким-то техническим навыкам — их вы всё равно освоите в процессе восхождения.

Поэтому путь к Эвересту может растянуться на два, три года или даже на всю жизнь. Но этот путь реальный и пройти его можно, нужно только начать.

Подготовила Мария Курочкина.

© 2024 Спорт и жизнь