Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План. Урок-размышление по повести Ф

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту...» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара... На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете» . Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба...» Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.

Сочинение

Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и творчестве писателя. Его чуткому сердцу печально было наблюдать за тем, как редеют прекрасные леса, исчезают или терпят бедствия животные. Он сознавал, что во многом в страданиях животных, в гибели природы виноват человек, и не мог равнодушно наблюдать за подобной несправедливостью. Горькие мысли и чувства писатель выражал в своих произведениях, одним из которых и является рассказ «О чем плачут лошади».
Уже первые строки окунают нас в мир далекого детства писателя, «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей». Именно лошади придавали лугу «с редкими кочками и кустиками ивняка» особенную и неповторимую красоту. Они оживляли природу своим похрустыванием, пофыркиванием или всхрапом и всем своим видом вызывали волнующие чувства в душе автора. Заворожено глядя на пасущихся лошадей, мы и сами испытываем подобные чувства.
Но дальше нам открывается совершенно иная, печальная и пугающая картина, наполняющая наши сердца невероятной жалостью к несчастным животным. Мы видим их, умирающих от голода и жажды, донимаемых гнусом в душной, запущенной конюшне, куда вечно пьяный конюх «иногда и день и ночь не заявлялся». Невозможно без боли смотреть на нелегкую жизнь этих бедолаг. А ведь были когда-то совсем другие, счастливые времена для лошадей. Из рассказа старой кобылы Забавы мы узнаем о том, что раньше их «жалели и берегли пуще всего на свете», называли кормилицами, холили, украшали лентами - о них заботились, как о самом дорогом сокровище. Вдохновленная этими рассказами, кобылка Рыжуха решила узнать у человека, правда ли все это, не обманула ли ее старая кобыла. Потому что остальные лошади не верили ей. Или просто не хотели еще больше растравливать свою растерзанную душу? В любом случае, теперь эти «огромные, все еще мокрые, печальные глаза» с надеждой и мольбой
смотрели на человека: ведь он все знает, он всю жизнь командует лошадьми. Он обязательно расскажет всю правду, Рыжуха верила в это, она доверяла человеку, с которым у нее издавна установились теплые дружеские отношения. И он действительно знал, что были счастливые времена у лошадей, когда их чистили, выхаживали, отдавали им лучший кусок, по нескольку раз на ночь поднимались проведать своих любимиц. Как же могли люди допустить, чтобы все так изменилось? Как могли сделать жизнь этих самых прекрасных и нужных животных такой несчастной? Неужели совсем очерствела душа человека?
А лошади все ждали ответа: «все лошадиное царство, живое и мертвое», в ожидании смотрело на человека. Но он не сказал им правды. С напускной удалью оделил их заранее приготовленным хлебом и ушел. Но в этот момент он совершил ужасную, непоправимую ошибку: он обманул их - любимую Рыжуху и всех лошадей, которые верили ему и жили надеждой. Умные животные, конечно же, разгадали обман и теперь не смогут простить. Уже не будет тех искренних, доверительных отношений, которые существовали до сих пор. Человек сам разрушил это доверие, оттолкнул от себя эти чуткие создания. И когда он понял это, «тяжелая лошадиная тоска» навалилась на него неимоверным грузом, «пригнула к земле». Он почувствовал всю свою нелепость и ничтожность, осознал свою ошибку, но уже ничего не мог исправить.
В своем произведении Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Потому что земля, животные, общение с ними - это то главное, на чем «строится человечность в человеке». Если исчезнут эти чувства - любовь, доброта, забота, - изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

г. Барнаула Алтайского края

Конспект урока по литературе
в 7 классе

Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Глазина Елена Александровна

г. Барнаул

2012

Цели урока:

    познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
    продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
    содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, слайды. Цели урока:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»

С. Есенин

        Сообщение о писателе учителя,

Слайды 1 – 3. Род в дер. Веркола Архангельской обл.

После войны заканчивает филологич. факультет Ленинградского университета,

Попадает в аспирантуру, становится кандидатом наук,

Затем заведующим кафедрой советской литературы.

В 1960 уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию – и не возвращается в университет

Он сам начинает писать худ. произ –я.

Центром произведений Абрамова становится дер. Пекашино, в которой мы угадываем родную Абрамову Верколу . Слайд 4 .

В судьбе этой деревни Абрамов видит отражение судеб всего русского народа.

        Жизненный путь писателя прост и труден:

армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и

писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко

били , - скажет он впоследствии, - но через годы эти произведения причисляли к

лучшим». – Как понимаете эти слова? В 40-50 гг. существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей (Бабаевский С., Ю. Лаптев, Г Николаева и др.) создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.

Ф. Абрамов написал в 1954 г. статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» , где критиковал подобные произведения. Кроме этого, он писал и худ. произ – я, которые говорили правду о русской деревне. И впоследствии стали классикой советской л – ры. Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Соответственно множество препятствий чинилось и автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т. д. «Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова », - утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.

        Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?

5 . Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади » - начало знакомства с текстом. 6. Словарная работа : Слайд 10 Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

(стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры

Угор – (диалект.) – пригорок

«чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.
7. Обсуждение .

    Как вы понимаете содержание рассказа ? Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил

    Слайд 11 . Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.

    Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чём говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей »? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

    Слайд 12. Как автор описывает лошадь ? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо . Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга » даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды …», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

    Слайд 13. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.?

Как автором подчёркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений? В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;

Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»

Стали ́ на – в честь Ста ́ лина

Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;

Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.

    Слайд 14 Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте »? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

    Слайд 15 . В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь)

    Слайд 16 . как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий

    В каком из прочитанных произведений автор ставит перед читателем подобную проблему? (Л. Андреев «Кусака»)

    Слайд 17 . Как вы понимаете слова писателя: « В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег …»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам

    Слайд 18. В чём рассказчик обманул Рыжуху ? не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.

Слайд 19. Какова идея этого рассказа ? Рассказ Абрамова обращён к нам, людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не будет заботиться о будущем Земли.

    Слайд 20 . Вспомните стих – е Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Как соотносится это стихотворение с рассказом Ф. Абрамова? Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? Герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Таким образом, он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость)

Д. з . Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик - Евгений Иванович Носов.

Пересказ статьи Е. И. Носова «Из автобиографии». Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла», подготовить ответы на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 176)

Инд. задание : подготовить выразительное чтение рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»

Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок…»

Список использованной литературы:

1. О. Е. Ерёмина Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва. 2008 г. 2. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. «Литература в 7 классе» Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 1997

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа "О чем плачут лошади" Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.

Захочется потянуться к лошадям и городскому жителю, который видел животных лишь в зоопарке или на арене цирка. А человека, которому доводилось покормить с рук лошадь и дать ей хлеба или сахара, наполнит жалость и сострадание к этим измученным работой и обращением животным. Вот и Рыжуха всплакнула - конюху, который постоянно пьяный, нет дела до того, чтобы дать корма и воды.

Делая анализ рассказа "О чем плачут лошади", мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.

Какую идею хотел донести автор?

Федор Абрамов в своем рассказе "О чем плачут лошади", анализ которого мы проводим, старается вызвать сожаление читателя, потосковать о бывших временах. Если внимательно читать произведение, то становится видно, что и самому рассказчику хочется поплакать о том, что былой деревенский уклад разрушен. Чем же он был хорош, разве технический прогресс и появление техники не облегчило жизнь? Но дело в том, что раньше человек лучше ладил с природой, чувствовалось единение с ней. Каждый знал, что и труд, и праздник, да и сама жизнь имеет свою цену. Герой рассказа смотрит в глаза лошади и отражается в них. А ощущает он себя маленьким человеком...

Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать - предали их.

В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа "О чем плачут лошади". Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной.

Выводы в анализе

Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он - существо "нелепой лошадиной породы". Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности - безжалостных и грубых.

Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.

Вы прочитали анализ рассказа "О чем плачут лошади" Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.

© 2024 Спорт и жизнь